АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
649000, г.Горно-Алтайск, ул.Ленкина,4. Тел. (388-22) 4-76-63, 4-77-10 (факс)
e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Горно-Алтайск
26 августа 2011 года Дело № А02-848/2011
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года. Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Часовниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН: <***>; ИНН: <***>, <...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, место жительства: 649000, Республика Алтай,епсублка Алтай<...>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
заявителя – ФИО2, государственного инспектора, служебное удостоверение № 03065 от 05.08.05;
индивидуального предпринимателя – не явился, уведомлен;
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указал, что ФИО1 осуществляет лицензионный вид деятельности – перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. В ходе проверки выполнения лицензионных требований, проведенной сотрудниками Управления, выявлены нарушения предпринимателем условий, предусмотренных лицензией. По указанному факту в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2011.
Предприниматель отзыв на заявление суду не представил, в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Указанные обстоятельства не являются препятствием для проведения судебного заседания в отсутствие представителя предпринимателя согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления, настаивая на удовлетворении заявленного требования, повторил доводы, изложенные в заявлении.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица согласно свидетельству о государственной регистрации от 21.07.2008 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Предпринимателю ФИО1 была выдана лицензия № 4-АСС-1190298 от 06.08.2008 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
На основании приказа начальника Управления от 30.06.2011 № 51 проведено плановое рейдовое мероприятие по контролю за соблюдением предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- отсутствие в путевом листе фамилии, имени, отчества медицинского работника и его штампа, проводившего предрейсовый медицинский осмотр водителя в нарушение требований пункта 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152;
- применение отмененной приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 формы путевого листа;
- размещение переднего указателя маршрута в нижней части лобового стекла автобуса в нарушение требования пункта 29 «а» Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа);
- отсутствие на заднем стекле указателя маршрута регулярных перевозок в нарушение требований пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа;
- отсутствие наименования перевозчика над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, в нарушение требований пункта 36 Правил перевозок пассажиров и багажа;
- не соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителей в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.11.04 № 6094;
- ненадлежащее проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей в нарушение абзаца 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 4 «в» Положения о лицензировании.
По результатам проверки главным государственным инспектором Управления в присутствии предпринимателя был составлен протокол серии ЮЛ-А № 000008 от 07.07.2011 об административном правонарушении, поскольку частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Управление, учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилось в суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.
Оценив требование заявителя, суд считает его обоснованным и правомерным.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный Закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек в соответствии со статьей 17 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.06 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении пассажиров является, в частности, соблюдение лицензиатом, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В статье 20 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.04 № 15 установлена продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания, которая должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Как следует из материалов дела, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха и времени управления автомобилем водителя ФИО3, работающего у предпринимателя ФИО1, не соответствует вышеназванным требованиям. Указанное обстоятельство подтверждается отметками в путевых листах № 30/06 от 17.06.2011, № 31/06 от 18.06.2011, № 19/06 от 19.06.2011, № 13/06 от 20.06.2011.
Помимо этого, судом установлено, что предпринимателем применяются путевые листы формы № ПА-1, утвержденные приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68.
Однако приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» данная форма путевого листа отменена, приказ № 68 от 18.09.2000 утратил силу.
Кроме того, указанным приказом № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, согласно которому в путевом листе дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16).
Судом установлено, что в путевом листе № 13/06 от 20.06.2011 отсутствует ФИО медицинского работника проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотры водителя, не проставлены дата и время проведения осмотра.
В соответствии с пунктом 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, на заднем окне транспортного средства
В силу пункта 36 Правил перевозок пассажиров и багажа над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Судом установлено, что в нарушение данных требований законодательства, передний указатель маршрута автобуса ПАЗ-32050R, гос. регистрационный знак АА491RUS 04, принадлежащего предпринимателю ФИО1, размещен в нижней части лобового стекла, на заднем стекле данного транспортного средства указатель маршрута отсутствует, над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства не указано наименование перевозчика.
Оценив доводы Управления о нарушении предпринимателем ФИО1 требований статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), суд считает их несостоятельными.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Судом установлено, и признается заявителем, что предприниматель является членом Горно-Алтайского городского Союза индивидуальных автопредпринимателей (далее – Союз автопредпринимателей).
Из материалов дела следует, что Союзом автопредпринимателей в качестве медицинской сестры по предрейсовому и послерейсовому освидетельствованию водителей в штат организации зачислена ФИО4 (приказ № 84 от 13.12.2010).
В путевых листах № 30/06 от 17.06.2011, № 31/06 от 18.06.2011, № 19/06 от 19.06.2011, № 8 от 27.06.2011, б/н от 27.06.2011, № 32/06 от 23.06.2011, № 7 от 27.06.2011 имеются отметки о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров, при этом не представлено доказательств того, что ФИО4 не является работником органов здравоохранения.
При таких обстоятельствах, суд не признает обоснованным вменение предпринимателю правонарушения в данной части, поскольку Управлением не доказано в действиях предпринимателя ФИО1 вины в совершении административного правонарушения по организации и проведению предрейсовых осмотров водителей.
Вместе с тем, для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достаточно наличия любого факта (одного или нескольких) нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Учитывая изложенное, суд считает, что деяния предпринимателя ФИО1 образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд принимает во внимание, что деятельность индивидуального предпринимателя по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности. При осуществлении такого вида деятельности он обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Материалами дела подтверждается, что правонарушителем не соблюдены установленные требования и не созданы условия, обеспечивающие их соблюдение. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины в его действиях.
Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении от 07.07.2011 серии ФД-А № 000008 составлен уполномоченным должностным лицом Управления с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены. Наличие признаков, характеризующих допущенное нарушение как малозначительное, материалов дела не подтверждено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
Поэтому суд считает возможным удовлетворить требование заявителя о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
Учитывая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств факт совершения предпринимателем административного правонарушения впервые, суд считает возможным назначить предпринимателю ФИО1 наказание в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ЗаявлениеМежрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (<...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, место жительства: 649000, Республика Алтай,епсублка Алтай<...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Горно-Алтайск Алтайского края) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, место жительства: 649000, Республика Алтай,епсублка Алтай<...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Горно-Алтайск Алтайского края) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Штраф по делу об административном правонарушении уплачивается по следующим реквизитам:
УФК по Республике Алтай (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай)
ИНН <***>, КПП 222501001
счет 40101810500000010000
ГРКЦ НБ РА Банка России г. Горно-Алтайск,
БИК 048405001,
КБК 10611690040040000140, ОКАТО 84401000000
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья А.А.Борков