ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-890/14 от 29.09.2014 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-890/2014

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 06 октября 2014 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Новиковой О.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плакас Г.Ф., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Администрации Муниципального образования "Майминское сельское поселение" (ОГРН 1050400677040, ИНН 0408011009, ул. Ленина, 10, с. Майма, Майминский район) к индивидуальному предпринимателю Сафронову Андрею Викторович у (ОГРН 311041132200024, ИНН 040801912741,  с. Майма, Майминский район, Республика Алтай)  о расторжении  муниципального  контракта   от 03.02.2014 № 2014.19947,

при  участии:

от истца-  Роговой Г.В.,   представителя по доверенности, ( в деле),

от ответчика-  Арышева Ю.А., Барабаша А.А.,  представителей по доверенности, в деле,

от третьего  лица- Роговой  Г.В.,  представителя   по доверенности, ( в деле),

установил:

Администрация Муниципального образования "Майминское сельское поселение" (далее- администрация, истец) обратилась в суд с иском к  индивидуальному предпринимателю Сафронову Андрею Викторовичу (далее ИП Сафронов, ответчик) с требованием о расторжении  муниципального  контракта   от 03.02.2014 № 2014.19947.

В обоснование заявления указаны  обстоятельства  неисполнения  ответчиком условий  муниципального  контракта.

Ответчик   требований не признал, указав на выполнение  работ и оказание услуг, предусмотренных   муниципальным контрактом на объекте мост через реку Катунь, что подтверждается актами  приемки выполненных работ, направленные в адрес администрации. По объекту баня  признал невыполнение условий    муниципального контракта из- за отсутствия  допуска к указанному объекту.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное  бюджетное учреждение  «Майма  ЖКХ  МО «Майминское сельское поселение» (далее- учреждение).

Представитель  администрации и  учреждения   в судебном заседании пояснил, что  объекты:  мост  через реку Катунь   и  баня, указанные в муниципальном контракте, находятся  на праве  оперативного управления у муниципального бюджетного учреждения  «Майма  ЖКХ  МО «Майминское сельское поселение», поэтому   выступать заказчиком на  оказание услуг для нужд  бюджетного учреждения   администрация   полномочий не имела. Денежных средств у администрация для расчетов с Сафроновым    не имеется, в связи с чем,  ему было предложено  расторгнуть муниципальный   контракт. При этом  предусмотренные  муниципальным контрактом услуги  фактически  оказываются самим бюджетным учреждением, а не  Сафроновым.

Обстоятельства отказа  Сафронова от расторжения  контракта, невыполнение им работ на  объектах: баня и  мост через реку Катунь   и  подписание контракта  администрацией, а не  бюджетным  учреждением послужили основанием для   обращения в суд.

Для выяснения   обстоятельств  соблюдения  требований закона  при заключении муниципального контракта   суд откладывал судебное разбирательство по делу.

После отложения представитель  администрации доказательства  по порядку проведения торгов, подписанию муниципального контакта и  пояснил,   что    заявка на проведение аукциона в декабре 2013 года была направлена  в  муниципальное образование «Майминский район» от  бюджетного учреждения и  ошибочно от  администрации МО «Майминское сельское поселение». Вся  аукционная документация  подлежала рассмотрению  аукционной комиссией   МО «Майминский район»,  в состав которой  входил  Барабаш А.А.  Как следует из  итога   аукциона, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ruаукционная  документация оценивалась   не  комиссией  МО «Майминский район», в которую направлялась заявка на проведение аукциона, а  комиссией созданной  в МО «Майминское сельское поселение»,   не проводившей  аукциона.  Кроме того,  контракт в электронном виде   был подписан   от имени заказчика-  муниципальным образованием «майминское сельское поселение», а не  бюджетным учреждением,  у которого объекты на ходятся на праве оперативного управления.  После подписания  письменного муниципального контракта глава  администрации МО «майминское сельское  поселение» обратился к Сафронову с предложением расторгнуть муниципальный контракт в связи с невозможностью его исполнения  как со  сторонеы заказчика, так и исполнителя. Отказ   от расторжения  контракта и направление в адрес  администрации Сафровновым актов выполненных работ без  фактического  подтвержлдения   его выполнения   явилось основанием для обращения  в суд.

Представители  ответчика настаивали на  соблюдении требований  закона при подписании  муниципального контракта. При этом  представитель  Барабаш затруднился дать  пояснения  по обстоятельствам проведения   аукциона  комиссией МО «Майминское сельское поселение»,  в адрес которой заявка не  подавалась,  вместо  аукционной комиссией МО «Майминский район».  Настаивая  на   оказание  услуг   по муниципальному контракту, затрудняясь назвать  документы   в подтверждение  объемов и стоимости, оказанных услуг, перечисленных в односторонне  составленных Сафроновым актах  выполненных  работ, представители  ответчика признали требование о расторжении   муниципального контракта  в части  услуг  на электроснабжение,  газоснабжение,  водоотведение,   водоснабжение.  В остальной части настаивали на  отсутствии оснований для  расторжения муниципального контракта.

Выслушав  представителей  сторон,  исследовав материалы дела, суд   считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из  обстоятельств дела следует:

По соглашению от 13 февраля   2014 года  Администрация МО «Майминское  сельское поселение»    предложила Сафронову  А.В. расторгнуть муниципальный  контракт.

14 февраля 2014 года  в администрацию от Сафронова поступило письмо с предложением  уменьшить стоимость контракта  в части затрат на  электроснабжение,  газоснабжение, водоснабжение. Также  указано  о начале производства работ, без надлежащей передачи объектов.

Письмом от 17 февраля 2014 года  администрация   известила Сафронова  о невозможности передать объекты, поскольку они находятся   в  МБУ  «Майма»  ЖКХ МО «Майминское  сельское поселение» на праве оперативного управления с предложением   представить в срок дот  20 февраля   2014 года в администрацию  какие расходы и в какой сумме  понесены   за январь   2014  по обслуживанию объектов.

Вторым письмом от  17 февраля 2014 года администрация  известила  о невозможности   убрать  затраты на  электроснабжение,  газоснабжение, водоснабжение  из стоимости контракта, так как администрация   МО «Маймиское сельское поселение» не является хозяйствующим субъектом.       

19 февраля   2014 года  был составлен Акт   об отказе   от подписания  соглашения   о расторжении   муниципального контракта № 2014.19947 и уведомления   от 19  февраля 2014 года.

Согласно  акту о приемке выполненных работ  за отчетный период с   01.01.2014  по   28.02.2014   по расчетам Сафронова   содержание, ремонт и обслуживание  моста через   р. Катуть  составило 95666 руб., из них  электроснабжение-   3836 руб.,  содержание обслуживающего   персонала – 96632 руб.

Аналогичный акт с указанием  только  стоимости   услуг  по содержанию, ремонту и   обслуживанию  были представлены по объекту  баня.

06 марта 2014 года   в адрес  Сафронова  администрацией было направлено письмо с  предложением представить  документы, подтверждающие  выполненные работы.

Запрашиваемые документы в подтверждение обстоятельств  фактического оказания услуг   в объеме   и стоимостью, указанные в актах  выполненных работах не  были представлены как  в администрацию, так и  в суд.

В ответе от 20.03.2014 года Сафронов указал, что  17.03.2014 года было обращение  в МБУ  «Майма ЖКХ»  о предоставлении счетов   на  расход  электроэнергии,  содержание обслуживающего   персонала  со содержанию  объекта моста через   реку Катунь в районе  Платово, а также счета на   расход   электроэнергии,  газоснабжения и содержание обслуживающего персонала  по содержанию объекта  бани «Березка» в с.Майма пер. Спортивный № 14,  был получен  отказ.  

02.04.2014   Сафронов  направил  в администрацию  на рассмотрение   и подписание   акты о приемке выполненных   работах по форме КС2 и справки   о стоимости   работ по форме КС-3 с приложением   счетов-фактур   за март 2014 года   по муниципальному контракту  с просьбой подписать вторые  экземпляры  и направить обратно.

04 апреля 23014 года   администрация  направила  Сафронову письмо  с отказом в подписании актов выполненных работ со ссылкой на  невыполнение работ, отсутствием документов  по затратам  и по факту их выполнения, а именно договор на  электроснабжение,  газоснабжение,  водоснабжение,  количества работников, какие работы они выполняли   по обслуживанию  бани и моста,  а также  отсутствием документов, что отчеты   по потребленным ресурсам  по указанным объектам сданы.  

12 мая 2014 года  Сафронов  с  сопроволительным письмом направил  в адрес администрации  подписанные исполнителем  на рассмотрение   и подписание  акты о   приемке   выполненных работ   по  форме КС-2 и справки   работ   по форме КС-3.

Обстоятельства  невыполнение условий муниципального контракта из-за  нахождения  объектов в  распоряжении  не администрации,  а МБУ, при этом направления  актов выполненных работ с  требованием их оплаты, явились основанием для обращения в суд с иском о расторжении муниципального контракта.

Судом установлено, что муниципальный контракт заключён со стороны заказчика-администрации муниципального образования «Майминское сельское поселение»  на оказание услуг в отношении  объектов:  баня и  мост через  реку Катунь, находящегося   в оперативном управлении  муницпального  бюджетного   учреждения  «Майма ЖКХ  Муниципального образования  «майминское  сельское поселение», согласно распоряжению   от 01 февраля   2013 года.

Действующий  на момент подачи заявки федеральный закон  от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на  поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон о размещении заказов)   регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа)

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений (статья 3  Закона  о размещении заказа).

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

В силу указанных положений закона  при размещении  заказов  на оказание услуг  для  обеспечения  нужд  муниципального бюджетного учреждения  заказчиком  выступает соответствующее   бюджетное учреждение, а не органы местного самоуправления  как по рассматриваемому делу в лице  администрации муниципального образования «Майминское сельское поселение».

Согласно поданной МБУ «Майма ЖКХ МО «Майминское сельское поселение» в администрацию муниципального образования «Майминский район» заявке от  16.12.2013 года  должно  было состояться  размещение заказа  с соответствующим  подписанием по результатам аукциона, проведенным аукционной комиссией  контракта. Со стороной  контракта  от имени  заказчика- МБУ «Майма ЖКХ МО «Майминское сельское поселение» для обеспечения нужд которого и была подана заявка.

При этом   размещение заказа и  подведение итогов   проведено  аукционной комиссией в чей адрес  такая заявка не поступала.

Поэтому контракт  был подписан  для обеспечения нужд  бюджетного учреждения другим  лицом-  администрацией  МО «Майминский район» в распоряжении которой  отсутствуют  объекты  для  передаче  на оказание услуг  и надлежащего исполнения  ответчиком условий муниципального контракта, так и необходимые  у администрации для расчетов денежные средства.

При указанных обстоятельствах отказ  администрации от   исполнения несоответствующего   требованиям закона  муниципального контракта является обоснованным.

Согласно статье 782  ГК РФ  заказчик  вправе   отказаться   от исполнения   договора   возмездного  оказания услуг при условии   оплаты   исполнителю   фактически  понесенных   им расходов.

Материалами дела подтверждается  неоднократное обращение   администрации к Сафронову с предложением представить документы  по фактически понесенным расходам  на содержание и обслуживание   моста через реку Катунь.

Такие документы ответчиком не представлены.

Обстоятельства  несения  ответчиком расходов и исполнения  условий  муниципального контракта   ответчиком не доказаны, что  позволяет сделать вывод  о  состоятельности доводов истца  о ненадлежащем исполнении  ответчиком  условий  муниципального контракта.

Согласно  статье 167 ГК РФ  недействительная сделка   не влечет   юридических  последствий, за исключением   тех, которые  связаны   с ее недействительностью,  и недействительная   с момента   ее совершения.

Поскольку установленными по делу обстоятельствами подтверждается  обоснованность  и правомерность отказа   администрации   от  исполнения муниципального контракта, что является достаточным для  признания его  расторгнутым в силу  части 3 статьи 450  ГК РФ в результате  одностороннего   отказа,  что исключает  обязательность его расторжения в судебном порядке.

Кроме того, гражданским законодательством для расторжения  недействительной сделки основания не предусмотрены,  что также   влечет  отказ в удовлетворении иска.