Автоматизированная
копия
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
649000, <...>. Тел. <***>, 2-56-00
(факс), e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru
http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Горно-Алтайск Дело № А02-916/2009
30 июля 2009 года
Арбитражный суд Республики Алтай в лице судьи Масаловой А.Н., при ведении
протокола секретарем судебного заседания Наймушиной Л.А. рассмотрев материалы
дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Туристическая
компания «Сибирь» к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае об оспаривании
постановления №01-09/285 от 08.06.2009 г. о привлечении к административной
ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, генерального директора,
ответчика – не явился, уведомлен,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Туристическая компания «Сибирь»
(далее - ООО «ТК «Сибирь», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к
Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-
бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - Управление) об оспаривании
постановления №01-09/284 от 08.06.2009 г. о привлечении к административной
ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
В заявлении Общество указало, что оформлением паспортов сделок, справок о
подтверждающих документах и иных документов осуществлялось ООО КБ
«Алтайкапиталбанк», который за указанные операции взимал плату. Данное
обстоятельство не было проверено при принятии решения о привлечении Общества к
административной ответственности и назначении наказания.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором требования заявителя
не признал, считая свои действия законными и обоснованными, а Общество -
нарушителем пункта 2.2 статьи 24 Федерального Закона №173-ФЗ от 10.12.2003г. «О
валютном регулировании и валютном регулировании и валютном контроле» (далее –
Закон №173-ФЗ). Так, Общество представило документы, подтверждающие факт
оказания услуг, справку о подтверждающих документах, справку о поступлении валюты
Российской Федерации в ООО КБ «Алтайкапиталбанк» (далее - Банк) с нарушением на
8 дней. За данное нарушение Общество было привлечено к административной
ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс). Договор банковского счёта не
содержит обязательство банка о заполнении справок о подтверждающих документах и
справок о поступлении валюты Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Управления, извещённый о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом, не явился. В материалах дела имеется
ходатайство Управления, в котором оно просит рассмотреть дело в отсутствие его
представителя.
Руководствуясь статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО «ТК «Сибирь» требование и доводы
по заявлению поддержал. Указал, что считает недоказанной вину Общества, поскольку
между ООО «ТК «Сибирь» и ООО КБ «Алтайкапиталбанк» заключен договор
банковского счета №17/08-006 от 16.01.2008 по условиям которого банк оказывает
услуги агента валютного контроля, т.е. самостоятельно оформляет справки и паспорта
сделок. Общество своевременно сдавало в банк необходимые документы (акт
выполненных работ, контракт, счета-фактуры), вместе с тем, именно Банк нарушил
установленные Законом №173-ФЗ требования – позднее осуществлял валютный
контроль. Считает, что при вынесении оспариваемого постановления административный
орган должен был учесть данное обстоятельство. Дополнительно пояснил, что с себя
вину также не снимает, однако просит суд учесть изложенные обстоятельства.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 30.07.2009 г.
Изучив материалы дела, заслушав заявителя, суд считает, что заявление
Общества не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между ООО «ТК «Сибирь» и филиалом ОАО
«Энергопроект-Високоградня» «Energoprojekt-visokogradnja» (Республика Сербия) 05
мая 2008 г. заключен договор №10/06/01 об оказании услуг в оформлении разрешения
на привлечение иностранных рабочих в количестве 100 человек. Цена договора
составляет 337440 руб.
12.05.2008 г. стороны подписали акт выполненных работ № 00000047 об
оказании услуг согласно договору № 10/06/01 от 05.05.2008 г. на сумму 337440 руб.
23.05.2008 г. в соответствии с условиями договора на расчетный счет ООО «ТК
«Сибирь» в банке со стороны филиала ОАО «Энергопроект-Високоградня» по
кредитовому авизо было зачислено 337440 руб.
Однако, ООО «ТК «Сибирь» представило в ООО КБ «Алтайкапиталбанк»
справку о подтверждающих документах от 30.06.2008 г. и справку о поступлении
валюты Российской Федерации от 25.06.2008 г. только 25.06.2008 г., то есть после
истечения срока, установленного пунктами 2.4 и 2.7 Положения ЦБР от 01.06.2004 г. №
258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных
операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» - 15
календарных дней после окончания месяца, в течение которого были оформлены
документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг и были осуществлены
валютные операции по контракту.
Заместителем начальника валютного контроля Межрегионального
территориального управления Росфиннадзора в Алтайском крае по результатам
проверки соблюдения валютного законодательства в отношении ООО «ТК «Сибирь»
составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2009 г., на
основании которого руководитель контролирующего органа вынес постановление о
назначении административного наказания от 08.06.2009 г. №01-09/285 в виде штрафа в
размере 40000 руб. за совершение административного правонарушения,
предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в
арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка
или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение
установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования,
нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо
нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или
паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от
сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом
правонарушений, предусмотренных данной статьей, является
порядок осуществления валютных операций.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 6,
заключается в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм
учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка
использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных
единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков
хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъектами правонарушения по части 6 являются граждане, должностные лица и
юридические лица.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Законом №
173-ФЗ. Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой
государственной валютной политики, а также устойчивость валюты Российской
федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как
факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного
экономического сотрудничества.
На основании части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты,
осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и
информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым
ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и
материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной
операции, но не ранее срока исполнения договора;
Часть 3 статьи 23 указанного закона определяет, что порядок представления
резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при
осуществлении валютных операций уполномоченным банкам устанавливается
Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 4 указанной статьи в целях осуществления валютного контроля
агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и
получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов),
связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для
нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для
резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных
операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны
места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом
такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета
(вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация
предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения
валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности,
выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического
лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);
документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания
услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них, акты государственных органов;
10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями,
включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных
операций;
11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую
Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и
внутренних ценных бумаг в документарной форме;
12) паспорт сделки.
13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или
близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов
гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о
рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта
семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении
отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы,
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему в силу закона полномочия, Центральный банк
Российской Федерации утвердил «Положение о порядке представления резидентами
уполномоченным
банкам подтверждающих
документов
и
информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по
внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за
проведением валютных операций» № 258-П от 01.06.2004 г. (далее - Положение),
которым установлен порядок представления резидентом подтверждающих документов и
информации в банк ПС.
Пунктом 2.1 указанного Положения установлена обязанность резидента по
представлению в банк ПС документов, связанных с проведением валютных операций и
подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или
вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение
работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие
документы).
Согласно пункту 2.2 Положения подтверждающие документы представляются
резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих
документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к
настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
Из содержания пункта 2.3 Положения следует, что указанные в пункте 2.2
документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями,
установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании
и валютном контроле».
В силу пункта 2.4 Положения резидент представляет в банк ПС документы,
указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в
согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых
после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие
вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на
таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации,
либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы,
подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и
результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Пунктом 2.6 Положения установлено, что в случае проведения валютных
операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации,
поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент наряду с
документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Положения, представляет в банк ПС
два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам
сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о
поступлении валюты Российской Федерации).
Согласно пункту 2.7 Положения справка о поступлении валюты Российской
Федерации представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15
календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены
валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения.
Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным
операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и
валютных бирж» установлено, что формами учета по валютным операциям для
резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются
документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены
Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления
резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при
осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками
валютных операций и оформления паспортов сделок»и Положением Банка России от 1
июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным
банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением
валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», а именно:
1.1. справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции № 117-И
и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции № 117-И;
1.2. справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в
подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции № 117-И и в пункте 2.6 Положения №258-П,
составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению № 258-П;
1.3. справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения
№ 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению № 258-П.
Документы, являющиеся в соответствии с настоящим Указанием формами учета
по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и
валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки,
установленные Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.
Судом установлено, что во исполнение договора № 10/06/01 от 05.05.2008 г. ООО
«ТК «Сибирь» и филиалом ОАО «Энергопроект-Високоградня» «Energoprojekt-
visokogradnja» 12.05.2008 г. составлен и подписан акт выполненных работ № 00000047
об оказании услуг на сумму 337440 руб. В соответствии с условиями договора
23.05.2008 г. на расчетный счет ООО «ТК «Сибирь» в Банке со стороны филиала ОАО
«Энергопроект-Високоградня» по кредитовому авизо было зачислено 328260 руб. Таким
образом, документ, подтверждающий факт оказания услуг, справку
о
подтверждающих документах и справку о поступлении валюты Российской Федерации
Общество должно было представить в Банк 16.06.2008 г. (учитывая, что 15.06.2008 г.
выходной день).
Вместе с тем, справку о подтверждающих документах от 30.06.2008 г. и справку
о поступлении валюты Российской Федерации от 25.06.2008 г. Общество представило в
Банк лишь 25.06.2008 г. (о чём имеется отметка Банка), то есть с нарушением
установленного срока на 8 календарных дней.
Указанные обстоятельства не оспариваются ООО «ТК «Сибирь».
Довод Общества об ответственности Банка за нарушение сроков подачи
документа, подтверждающего факт оказания услуг, справки о подтверждающих
документах и справки о поступлении валюты Российской Федерации, судом
отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами
субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Особенности определения вины юридического лица, как субъекта
административного правонарушения, состоят в том, что такое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие
меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Суд отмечает, что Общество, являясь субъектом валютных операций, обязано
обеспечить выполнение требований валютного законодательства, и имело возможность
для соблюдения сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности
по валютным операциям.
Надлежащему исполнению резидентом обязанностей, связанных с соблюдением
сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным
операциям, законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция
части 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской
Федерации.
Поручив Банку оформление справки о подтверждающих документах и справки о
поступлении валюты Российской Федерации, Общество не проконтролировало
результат, то есть сознательно уклонилось от выполнения своих публично-правовых
обязательств. Безразличное отношение резидента к исполнению своих обязанностей в
сфере валютного регулирования представляет собой в данном случае существенную
угрозу охраняемым правом общественным отношениям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18
постановления Пленума от 02.06.2004 г. № 10 (в редакции Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 60) «О
некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об
административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации
правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки
конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет
место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Отсутствие контроля со стороны Общества явилось следствием
пренебрежительного отношения к формальным требованиям норм публичного права и
одновременно причиной административного правонарушения. В результате совершения
противоправного деяния причинен организационный вред общественным отношениям,
связанным с обеспечением эффективного контроля за совершением валютных операций.
Таким образом, суд не усматривает оснований для применения в отношении Общества
положений статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершённого административного
правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной
ответственности судом не установлено (протокол об административном
правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности
составлены в соответствии с предъявляемыми Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях требованиями, уполномоченными лицами, срок
давности привлечения общества к административной ответственности
административным органом не нарушен, протокол об административном
правонарушении составлен в присутствии генерального директора Общества ФИО1
, являющегося законным представителем юридического лица. Надлежащее
уведомление генерального директора Общества о времени рассмотрения дела об
административном правонарушении подтверждено материалами дела и не оспаривается
заявителем. Постановление о привлечении к административной ответственности
вынесено в пределах срока давности.
В силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса, смягчающие административную
ответственность обстоятельства были учтены Территориальным управлением
Росфиннадзора в Алтайском крае при назначении административного наказания, штраф
назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи
15.25 Кодекса.
В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании
решения административного органа о привлечении к административной
ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение
административного органа о привлечении к административной ответственности
является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в
удовлетворении требования заявителя.
На основании вышеизложенного, суд отказывает ООО «ТК «Сибирь» в
удовлетворении заявленного требования.
Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку государственная
пошлина по данной категории дел не уплачивается согласно части 4 статьи 208
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной
ответственностью «Туристическая Компания «Сибирь» о признании незаконным и
отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае №01-09/285 от 08.06.2009г. о
привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи
15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
наложения административного штрафа в сумме 40000 руб.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в
Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд
Республики Алтай.
Судья
Масалова А.Н.
�� " +