АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-10025/2021
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено 06 октября 2021 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании незаконным оформленного письмом от 25.05.2021 № 43-06/П/1763 решения об отказе в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:63:030131:19 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 20.11.2018, удостоверение адвоката № 1530 от 28.02.2018,
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности № 43-06/П/2626 от 22.07.2021, диплом ОВШМ МВД СССР № 14237 от 29.07.1987, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее – Управление) о признании незаконным оформленного письмом от 25.05.2021 № 43-06/П/1763 решения об отказе в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:63:030131:19 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Требования заявителя мотивированы тем, что после приобретения Предпринимателем помещений в здании творческой мастерской по адресу: <...> был изменен вид разрешенного использования земельного участка по указанному адресу. Новый вид разрешенного использования: "Объекты культурно-досуговой деятельности". Ранее, когда зданием владел предыдущий собственник, и здание, и земельный участок имели иное разрешенное использование, вследствие чего здание было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Поскольку, по мнению заявителя, условия для включения в Перечень отпали, он обратился в Управление с заявлением об исключении здания из Перечня, в чём ему было отказано. Между тем, Предприниматель полагает, что оснований для отказа не имеется.
Управление представило отзыв на заявление, в котором против удовлетворения заявления возражало, указывая, что первый этаж здания (40,2 % от общей площади спорного объекта) используется для размещения объекта общественного питания, что в силу статей 378.2, 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) позволяет включить спорный объект в Перечень объектов, для которых устанавливается повышенная налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц.
Кроме того, новый вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, был установлен для данного земельного участка только 06.02.2021, то есть уже в течение налогового периода 2021 года, что в данном случае не позволяет исключить объект из Перечня в течение налогового периода.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представитель заинтересованного лица возражал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:63:030131:1 площадью 1954 кв.м., а также собственником находящегося на данном участке нежилого здания творческой мастерской, с кадастровым номером 22:63:030131:19 площадью 478,7 кв.м., расположенных по адресу: <...>. Право собственности Предпринимателя зарегистрировано 15.10.2020. На момент приобретения земельного участка вид его разрешенного использования был "Для эксплуатации здания торгового дома" (л.д. 19, 28-29, 74-77).
Приказом Управления от 23.11.2020 № 43/Пр/83 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая (далее – Перечень), в который под пунктом 1523 был включен спорный объект (л.д. 23).
06 февраля 2021 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:63:030131:1 был изменен на "Объекты культурно-досуговой деятельности".
05 апреля 2021 г. прежний собственник земельного участка и здания ООО "Синергия" обратилось в Управление с заявлением об исключении здания с кадастровым номером 22:63:030131:19 из Перечня (л.д. 20).
20 мая 2021 г в Управление с аналогичным заявлением обратился ИП ФИО1 (л.д. 22).
Письмом от 25.05.2021 № 43-06/П/1763 Управление отказало Предпринимателю в исключении здания с кадастровым номером 22:63:030131:19 из Перечня. Основанием для отказа послужило нахождение в здании действующего объекта общественного питания, который занимает более 20% общей площади этого здания (л.д. 44).
Не согласившись с отказом, ИП ФИО1 обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что требования Предпринимателя неподлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления требуется доказать наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта закону или иному ненормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 372 НК РФ законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в том числе установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
С учетом изложенного в Перечень должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии со статьями 379 и 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
Указом Губернатора Алтайского края от 04.08.2015 № 76 "О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 25.04.2014 № 48" функциями уполномоченного органа по определению Перечня наделено Управление.
Деятельность по формированию Перечня на 2021 год осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 29.06.2017 № 237 "Об утверждении правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил подготовку документов для формирования и определения уполномоченным органом Перечня осуществляла рабочая группа, состав которой утвержден распоряжением Правительства Алтайского края от 21.03.2017 № 103-р.
В соответствии с пунктом 8 Правил при подготовке проекта Перечня учитываются:
а) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;
б) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о видах разрешенного использования земельных участков;
в) акты обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, представленные комиссиями.
Пунктом 9 Правил установлено, что данные, указанные в подпунктах а) и б) пункта 8 Правил, запрашиваются Рабочей группой в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ежегодно.
Согласно пункту 10 Правил на основе анализа данных, указанных в подпунктах а) и б) пункта 8 Правил, а также поступивших обращений собственников объектов недвижимого имущества, организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, и органов государственной власти и местного самоуправления Рабочая группа принимает решение о необходимости проведения плановых (внеплановых) обследований зданий (строений, сооружений) и помещений и определения вида их фактического использования. Плановые обследования проводятся ежегодно в период с 1 августа по 1 ноября текущего года.
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган не позднее 30 ноября текущего года:
1) определяет Перечень на очередной налоговый период на основе документов, представленных Рабочей группой;
2) направляет Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю;
3) размещает Перечень на официальном сайте Алтайского края.
При подготовке проекта Перечня на 2021 год Управление запросило в Управлении Росреестра по Алтайскому краю соответствующие данные и получило их в виде таблицы в электронном виде (письмо 05-ЭЛ-01406-ЕБ@ от 28.04.2020). Указанная таблица содержала информацию о 68 848 объектах недвижимого имущества, в том числе информацию о нежилом здании с кадастровым номером 22:63:030131:19, которое было расположено на земельном участке с кадастровым номером 22:63:030131:1 с видом разрешенного использования "Для эксплуатации здания торгового дома" (л.д. 19 и оборот).
В соответствии с пунктом 5.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги Торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 771-ст, торговый дом является неспециализированным предприятием торговли с комбинированным ассортиментов товаров с формой торгового обслуживания покупателей преимущественно в виде самообслуживания, обслуживания по образцам, по каталогам, по предварительным заказам либо в виде индивидуального обслуживания через прилавок. Отличительными особенностями данного типа предприятия торговли является многопрофильный характер торговли, наличие организованной стоянки для парковки автотранспорта, возможной реализации товаров дистанционным способом, оказание дополнительных услуг торговли.
Таким образом, Управление обоснованно включило в Перечень спорный объект как здание торгового центра (комплекса), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов.
Как следует из материалов дела, на основании решения Рабочей группы 20 мая 2021 г. специальной комиссией было проведено обследование спорного объекта, которое показало, что на первом этаже здания расположен специализированный объект общественного питания блюд японской кухни федеральной сети "ЁбиДоёби", состоящий из: санитарного узла (3,1 кв.м.); заготовительного цеха, в котором производится изготовление готовых блюд (52,3 кв.м.); пункта приема заказов посетителей, в котором осуществляется ожидание посетителей, непосредственный заказ блюд (в том числе услуг по доставке блюд по указанным посетителями адресам), расчеты, получение готовой продукции (20 кв.м.), а также пункт формирования заказа в виде готовых блюд (116,9 кв.м.). Общая площадь, занимаемая объектом общественного питания "ЁбиДоёби", составляет 192,3 кв.м. (40,2% от обшей площади здания 478,7 кв.м.). Данные обстоятельства отражены в акте обследования от 20.05.2021 с фото-таблицей (л.д. 45-50).
Предприниматель пояснил, что по договору аренды № 1 нежилого помещения от 19.10.2020, заключенному между ИП ФИО1 и ИП ФИО4, последнему передана часть нежилого помещения общей площадью 173.0 кв.м., расположенного на 1 этаже спорного здания для размещения и эксплуатации цеха по производству японской еды (договор представлен в электронном виде 14.09.2021).
По мнению заявителя, переданное в аренду помещение не является объектом общественного питания, поскольку в данном объекте размещено только производство продукции общественного питания, что исключает отнесение данного вида деятельности к коммерции (торговле), общественному питанию или бытовому обслуживанию.
Суд не может согласиться с данной позицией Предпринимателя ввиду следующего.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1515, под услугами общественного питания понимаются услуги, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
В соответствии с пунктом 2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения.", принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологий и сертификации (протокол от 07.06.2013 № 43) и введенным в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2015 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 № 191-ст, общественное питание (индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг (подпункт 1);
предприятие общественного питания (предприятие питания) представляет собой объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (подпункт 3).
Согласно пункту 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14.11.2013 № 44) и введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 № 1676-ст, предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 4.1 данного Межгосударственного стандарта в качестве отдельной классификационной группы предприятий (объектов) общественного питания выделяются предприятия (объекты), организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям: заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания и др.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что к объектам общественного питания относятся не только объекты, реализующие продукцию общественного питания и осуществляющие обслуживание потребителей с потреблением такой продукции непосредственно на месте (на самом объекте), но и объекты, реализующие продукцию общественного питания по заказам путем выдачи готовой продукции на данных объектах, либо путем доставки готовой продукции по указанным потребителями адресам.
Как следует из материалов дела (л.д. 51-54) и пояснений представителей сторон, на первом этаже здания по адресу: <...> расположен филиал федеральной сети "ЁбиДоёби", где осуществляется изготовление блюд японской кухни и выдача готовых блюд либо непосредственно потребителям, либо курьерам для доставки потребителям. Таким образом, с учетом вышеизложенного данный объект хозяйственной деятельности является предприятием (объектом) общественного питания.
Площадь помещений, занимаемых предприятием общественного питания "ЁбиДоёби", составляет более 20% общей площади спорного здания, что следует из материалов дела и не оспаривается Предпринимателем.
Таким образом, в силу положений, закрепленных в пунктах 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ, спорное здание фактически используется для размещения объекта общественного питания, в силу чего находится в Перечне на законных основаниях и исключению из него в рассматриваемом случае не подлежит.
Ссылка заявителя на технический план здания как доказательство правомерности заявленных требований отклоняется, поскольку указанный план не является бесспорным доказательством объективной информации об использовании площади здания (аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2020 N Ф04-6475/2019 по делу N А27-30321/2018).
В свою очередь, утверждение Управления о том, что объекты не могут быть исключены из Перечня в текущем налоговом периоде на основании заявления правообладателей таких объектов, не основан на законе и опровергается, в частности, протоколами заседаний Рабочей группы от 27.04.2021 и от 25.05.2021, согласно которым в отношении отдельных объектов приняты решения рекомендовать уполномоченному органу исключить данные объекты из Перечня и внести соответствующие изменения в приказы Управления (л.д. 39-43).
Законное и обоснованное решение Управления не может нарушать права и законные интересы Предпринимателя.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать содержащееся в письме от 25.05.2021 № 43-06/П/1763 решение Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:63:030131:19 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а также Правилам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 29.06.2017 N 237.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 полностью отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин