ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10032/19 от 17.10.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

24 октября 2019 года                                                                                 Дело № А03-10032/2019   

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2019

Полный текст решения изготовлен  24.10.2019

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дементьевой Ю.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Алтайкрайэнерго» (ИНН <***>, ОГРН: <***>) к Управлению Пенсионного Фонда России в г. Барнауле (ИНН <***>, ОГРН: <***>) о признании недействительным решения от 29.04.2019 № 032S19190004532 в части взыскания финансовой санкции в размере 8 500,00 руб.

В судебное заседание явились:

от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность № 70 от 03.09.2019;

от заинтересованного лица – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Акционерное  общество «Алтайкрайэнерго» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края  к Управлению Пенсионного Фонда России в г. Барнауле (ИНН <***>, ОГРН: <***>) о признании недействительным решения от 29.04.2019 № 032S19190004532 в части взыскания финансовой санкции в размере 8 500,00 руб.

В обоснование своих доводов заявитель указал на  наличие смягчающих ответственность обстоятельств. В уточненном заявлении  Общество указало также и на отсутствие состава правонарушения, вмененного заявителю, так как статья 17 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) не предусматривает ответственности предоставления корректирующих форм  отчетности. Сроков для корректировки сведений персонифицированного учета  Закон № 27-ФЗ не содержит.

Управление в отзыве на заявление  в удовлетворении требований просило отказать. Полагает, что заявитель правомерно привлечен к ответственности в виде финансовых санкций.

До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на уточненное заявление.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, дал пояснения.

В судебном заседании 10.10.2019 объявлен перерыв до 17.10.2019 на 16 час. 10 мин.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

Управлением ПФР в г. Барнауле Алтайского края проводилась плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов, заблаговременная работа в отношении лиц, выходящих на пенсию.

По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 21.12.2018 № 032V10180001329, которым выявлено, что филиалом № 2 Государственного учреждения -  Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации отказано в принятии к зачету сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства Российской Федерации, либо не подтвержденных документами в установленном порядке в размере 2 099,45 руб. за 2016 г. Таким образом, суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам, проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на общих основаниях.

Проверкой также установлено, что страхователем в объект обложения страховыми взносами в мае 2016 года не  включена сумма оплаты работодателем стоимости медосмотра сторожей, не  являющегося для последнего обязательным в силу действующего законодательства в размере 3 999,00 руб. и  установлено занижение базы для начисления страховых взносов в размере 6 098,45 руб. в отношении 17 человек (2 099,45 руб. + 3 999,00 руб.).

В результате сумма неуплаченных страховых взносов составила 1 652,68 руб., в том числе: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 01.01.2015 по 31.12.2016- 1 341,65 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 01.01.2015 по 31.12.2016 - 311,03 руб.

24.01.2019 решением № 032М12190000015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах АО «Алтайкрайэнерго» привлечено к ответственности, уплате подлежат: недоимка по страховым взносам 1 652,68 руб.; штраф (п. 1 ст. 47 ФЗ от 24.07.2009 № ФЗ-212) 330,53 руб.; пени 88,49 руб.

Указанным же решением Управление указало Обществу на необходимость  предоставления корректирующих индивидуальных сведений по форме СЗВ-КОРР в том числе за 1 квартал, полугодие 2016, 9 месяцев 2016, 2016 год на физических лиц, в отношении которых произведено доначисление сумм страховых взносов.

29.04.2019 решением № 032S19190004532 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования АО «Алтайкрайэнерго» привлечено к ответственности, в соответствии с которым уплате подлежит финансовая санкция  в размере 8 500,00 руб. (из расчета 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица 17 чел. *500 руб. = 8 500 руб.).

Полагая, что решение от 29.04.2019 г. № 032S19190004532 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился  в суд за оспариванием названного решения.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признает заявленное требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст. 200АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ общество обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 1 Закона № 27-ФЗ определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Закона № 27-ФЗ).

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа (в редакции от 28.12.2016 не позднее 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей с 19.02.2017).

Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).

В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

 Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Судом установлено, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения, содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.

Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Вместе с тем, по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество своевременно исполнило свою обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за сорные периоды, возможная недостоверность изначально направленных сведений устранена страхователем за пределами установленного пятидневного срока.

Вместе с тем непредставление сведений в отношении застрахованных лиц в установленный срок образует иной самостоятельный состав правонарушения. Однако, как следует из мотивировочной части оспариваемого решения общество к ответственности за такое нарушение не привлекалось.

При вынесении решения  и привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ допущенное обществом нарушение Пенсионный фонд квалифицировал как представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Следовательно, в действиях Общества нет того состава правонарушения, который ему вменяет Пенсионный фонд.

При таких обстоятельствах, учитывая, что первоначально сведения за спорные периоды год, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Законом N 27-ФЗ, представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионным фондом не установлено, отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и назначения страхователю штрафных санкций.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Общества к ответственности.

Таким образом, оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Нарушенное право Общество подлежит восстановлению в установленном законом порядке.

Расходы по уплате государственной пошлины по делу на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст.110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Барнауле Алтайского края от 29.04.2019 № 032S19190004532 в части взыскания финансовой санкции в размере 8 500,00 руб. Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Алтайкрайэнерго».

Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Барнауле Алтайского края в пользу акционерного общества «Алтайкрайэнерго»   3000 руб. в счет возмещения расходов на оплату госпошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо  в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  В.В. Синцова