ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-1037/2011 от 04.04.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, (3852) 61-92-78, 61-92-93 (факс), http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-1037/2011

11 апреля 2011г.

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2011г.

Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2011г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Кононов», п.Новые Зори Павловского района Алтайского края

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Алтайскому краю, с.Павловск Павловского района Алтайского края,

о признании недействительными решений налогового органа №№157, 614, 573 от 09.08.2010,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя-Тимошенко А.А., по доверенности от 25.03.2011, паспорт;

от инспекции - ФИО1, по доверенности №20 от 23.03.2010, удостоверение

У С Т А Н О В И Л:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Кононов» (далее по тексту -заявитель, СПК «Кононов») обратился в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Алтайскому краю (далее Межрайонная ИФНС России №7 по Алтайскому краю, инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решений налогового органа №157 от 09.08.2010 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности», №614 от 09.08.2010 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», №573 от 09.08.2010 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

В обоснование заявления указано, что налоговым органом необоснованно начислены налог на добавленную стоимость, налогоплательщик не совершал действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды. Заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указав, что первоначально поданное в срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявление возвращалось судом определением от 25.01.2011 в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании в удовлетворении заявления просят отказать.

Представитель СПК «Кононов» настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Алтайскому краю проведены камеральные налоговые проверки (с составлением актов №123, №124, №125):

-уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 2 квартал 2009 года, по результатам вынесено решение №157 от 09.08.2010 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 2 квартал 2009 в сумме 545072 руб.;

-налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, по результатам вынесено решение №573 от 09.08.2010 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым СПК «Кононов» привлечен к налоговой ответственности на основании п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 58604, 60 руб., начислены пени в размере 28827, 28 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 879071 руб.;

-уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2009 года, по результатам проверки вынесено решение №614 от 09.08.2010 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым СПК «Кононов» привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п.1 ст.122 НК РФ в размере 99449,60 руб., начислены пени в размере 19990,58 руб. и предложено уплатить недоимку в размере 497248 руб.

Управлением ФНС по Алтайскому краю решениями от 15.10.2010 апелляционные жалобы СПК «Кононов» на решения Инспекции оставлены без удовлетворения.

Налогоплательщик полагает для проверки с налоговыми декларациями представил все необходимые для возмещения из бюджета сумм НДС документы по операциям с ООО «Проектно-строительный трест № 46» (счета - фактуры, договор подряда, акты о приемке выполненных работ).

В качестве документов подтверждающих приобретение услуг у ООО «Проектно-строительный трест №46» представлен договор подряда №04/04-09 от 04.04.2009, счета - фактуры, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ по объекту незавершенного строительства «Торгово-развлекательный центр в п.Павловске».

В соответствии с заключенным с подрядчиком договором заказчик работ (СПК «Кононов) обязуется перечислить исполнителю определенную сумму в качестве аванса. По истечении каждого месяца подрядчик составляет и представляет заказчику на подпись унифицированные формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (оба документа утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100). Промежуточные этапы приемки работ договором не предусмотрены.

По показаниям представителей ООО «Проектно-строительный трест №46» (показания ФИО2-генерального директора ООО «ПСТ №46», ФИО3-исполнительного директора ООО «ПСТ №46»), СПК «Кононов» (показания гл. бухгалтера ФИО4) приемка результатов строительно-монтажных работ (СМР) не производилась, акт приемки объекта не подписывался и на заказчика не переходили риски возможного разрушения или повреждения объекта, строительство из-за отсутствия финансирования (июль 2010 года) не завершено.

Пунктом 5.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выставления счета-фактуры при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг передачи имущественных прав).

При этом составление счетов-фактур должно производиться поставщиками в том налоговом периоде, в котором получена сумма предварительной оплаты (частичной оплаты).

Документы, на основании которых можно определить налоговый период, в котором произведена предварительная оплата и ее суммы. Не представлены.

Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на налоговые вычеты, установленные данной статьей Кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 171 Кодекса у налогоплательщика налога на добавленную стоимость, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам. При этом пунктом 9 статьи 172 Кодекса установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

Как указано выше, документы, подтверждающие фактическое перечисление предварительной оплаты налоговому органу и в суд не представлены. Также не представлены счета-фактуры, составленные в соответствии с п. 5.1 ст. 169 НК РФ.

Заявитель представил промежуточные акты КС-2, при этом предусмотренные договором авансовые платежи на основании КС-3 произведены в неустановленном размере.

Условия, которые бы позволяли Заказчику применять вычеты вне связи с принятием работ на учет (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172, п. 5.1 ст. 169 НК РФ- в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не соблюдены.

Не заявив вычеты по авансовым платежам, СПК «Кононов» заявил их на основании счетов-фактур, выставленных на оплату выполненных работ, однако не представлено такое условие налогового вычета, как принятие на учет СМР.

В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику, при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Порядок применения налоговых вычетов определен ст. 172 Кодекса.

Согласно п. 5 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором п. 6 ст. 171 Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 Кодекса.

В соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, согласно п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычету на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок сдачи и приемки работ по договору строительного подряда регулируется ст. 753 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи заказчик, получив сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом в соответствии с п. 3 данной статьи заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика. Пунктом 4 ст. 753 ГК РФ установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Президиум ВАС в п. 18 Информационного письма от 24.01.2000 N 51 указал: при строительстве здания по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, акты по форме N КС-2 подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.

Суд соглашается с доводами налогового органа, что до перехода на заказчика рисков случайной гибели и повреждения нельзя говорить о реализации результатов работ, о принятии им их на учет. Акты по форме N КС-2, подписываемые заказчиком и подрядчиком за отчетный месяц, служат только основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с исполнителем, и не подтверждают принятие результата работ. Вычет сумм НДС, указанных в формах N КС-2 и КС-3 и выписанных на их основании счетах-фактурах, невозможен.

Ежемесячное подписание унифицированных форм не свидетельствует о том, что стороны договорились о поэтапной сдаче работ и что продолжительность каждого этапа равна календарному месяцу.

Для того чтобы воспользоваться правом на налоговый вычет налогоплательщику необходимо получить от подрядчика счета-фактуры, которые должен содержать реквизиты, перечисленные в п. 5.1 ст. 169 НК РФ, поскольку правила заполнения счета-фактуры на реализацию и на аванс различны, представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации и др. предусмотренные НК РФ документы.

При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявления.

Пропущенный срок обращения в суд Арбитражный суд восстанавливает.

Руководствуясь ст.ст. 4, 27, 29, 65, 101-112, 150, 167-170, 197-201, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить пропущенный срок обращения в суд.

В удовлетворении заявления СПК «Кононов» отказать.

Взыскать с СПК «Кононов» в федеральный бюджет 6000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края С.П.Пономаренко