ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10477/20 от 13.11.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-10477/2020

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2020 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «АСМ-Запчасть» к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, выраженного в письме от 10.07.2020 № 48/163, и обязании восстановить нарушенные права заявителя,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Рыловой А.В. по доверенности от 28.07.2020,  диплом негосударственное некоммерческое ВУЗ институт «ААЭП» № 79 от 28.06.2006, паспорт,

от заинтересованного лица – Поповой А.А. по доверенности № 48/11887 от 21.11.2019, диплом ФГБОУ ВПО «АГУ» № 032 от 30.06.2011, служебное удостоверение № 3 от 20.11.2018,

от третьих лиц – не явились, извещены надлежаще,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «АСМ-Запчасть» (далее – ООО «АСМ-Запчасть», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) о признании незаконным отказа в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, выраженного в письме от 10.07.2020 № 48/163, и обязании восстановить нарушенные права заявителя.

В обоснование заявленных требований указано, что Управление неправомерно отказало в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, поскольку объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, построен на основании разрешения на строительство, проектная документация предусматривала расположение административного здания, парковки и пейнтбольного поля, отступлений от проекта при сдаче в эксплуатацию не обнаружено, участок освоен, цель предоставления достигнута. Кроме того, Обществом было представлено обоснование площади земельного участка рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения по ул. Власихинская, 145 в г.Барнауле, при этом действующими нормами проектирования не устанавливается нормативная площадь полигона для занятий пейнтболом, поэтому границы спортивной зоны определены исходя из пригодности территории участка. Границы необходимого земельного участка установлены с учетом рационального использования территории.

Управление в отзыве на заявление указало на законность оспариваемого решения, просило отказать в удовлетворении заявления.

Определением от 20.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, который в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, полагая, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих его право на предоставление ему вновь образуемого земельного участка без проведения административных процедур.

Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, хотя о времени и месте его проведения извещен надлежаще. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала, представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения специалиста, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Земельный участок площадью 46826 кв.м с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, был предоставлен ООО «АСМ-Запчасть» за плату во временное владение и пользование для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения сроком до 24.02.2017 на основании договора аренды от 06.09.2011 № 2874-3 в редакции дополнительных соглашений от 24.12.2013, 01.09.2014 (т. 1 л.д. 64-69).

По истечении срока действия договор аренды от 06.09.2011 № 2874-3 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

22.03.2018 Министерство имущественных отношений Алтайского края письмом № 24/4362 уведомило Общество об одностороннем отказе от исполнения договора аренды на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 70-71).

Согласно пункту 6.4 договора аренды, пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 06.09.2011 № 2874-3 прекратил свое действие по истечении двух месяцев с момента направления ООО «АСМ-Запчасть» уведомления от 22.03.2018, запись об аренде в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) погашена.

11.06.2020 ООО «АСМ-Запчасть» направило в Управление заявку № 1490 о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка площадью 20006 кв.м., образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28 (т. 1 л.д. 35).

Письмом от 10.07.2020 № 48/7163 Управление отказало Обществу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка площадью 20006 кв.м. (т. 1 л.д. 38-41).

В обоснование отказа Управление указало, что согласно сведениям ЕГРН на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения (нежилое здание) площадью 217,4 кв.м., с кадастровым номером 22:63:030324:111, принадлежащий ООО «АСМ-Запчасть» на праве собственности.Согласно технической документации площадь застройки составляет 234,2 кв.м., соответственно процент застройки - 1,17% (234,2 кв.м./20006 кв.м. х 100%), что не достигает минимального установленного процента застройки в границах образуемого земельного участка и не соответствует нормативам, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447. Наличие игрового поля для игры в пейнтбол, которое соответствует требованиям для игровых полей соответствующих видов, а также иных предусмотренных проектной документаций и Обоснованием площади образуемого земельного участка, представленным заявителем, объектов согласно балансу территории участка Управлением не установлено. При этом земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для эксплуатации уже существующих зданий, сооружений. При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в испрашиваемом размере, что в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении участка.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ и данный перечень является исчерпывающим.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

По смыслу указанных положений закона приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедура предоставления земельных участков без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; осуществление государственного кадастрового учета; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи.

Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первыми этапами предоставления земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

На основании пунктов 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).

Согласно оспариваемому отказу от 10.07.2020 основанием для его принятия послужили выводы Управления о том, что Общество не представило доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площадью для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447 (далее - Правила), образуемый земельный участок расположен в зоне специализированной общественной застройки (ОД-2).

Пунктами 2.3 и 2.4 статьи 65 Правил установлены максимальные и минимальные проценты застройки в границах земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. Минимальный процент застройки в границах земельного участка для видов разрешенного использования:

- общественное использование объектов капитального строительства - минимальный процент застройки 10%;

-  иные виды разрешенного использования - 20%.

Согласно сведениям ЕГРН на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения (нежилое здание), площадью 217,4 кв.м., с кадастровым номером 22:63:030324:111, принадлежащий ООО «АСМ-Запчасть» на праве собственности.

Согласно технической документации площадь застройки составляет 234,2 кв.м., соответственно процент застройки - 1,17%, что не достигает минимального установленного процента застройки в границах образуемого земельного участка и не соответствует нормативам, установленным Правилами.

К заявке от 11.06.2020 № 1490, поданной в Управление, Общество представило обоснование площади образуемого земельного участка (далее - Обоснование), в котором со ссылками на постановление Администрации Алтайского края от 09.04.2015 № 129 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (далее – Постановление № 129) и приказ Министерства спорта РФ от 29.05.2018 491 «Об утверждении правил вида спорта «Пэйнтбол» сделан вывод о том, что для эксплуатации рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения достаточно участка примерной площадью 2 га (20000 кв.м.). Учитывая требования пункта 6.20 Постановления № 129, предусматривающего, что размеры территорий зон отдыха следует принимать из расчета 500 кв. м на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая их часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв.м. на одного посетителя, а игра «пейнтбол» относится к активным видам отдыха, за основу определения необходимого размера площади земельного участка взято значение единовременного посещения спортивной зоны около 50-60 человек, в связи с чем  необходимая площадь для указанного количества человек составляет 6000 кв.м (60*100 кв.м.). Кроме этого, в Обосновании указано, что в необходимую площадь земельного участка включается и требуется территория для размещения, в том числе пейнтбольной игровой площадки. Согласно Обоснованию баланс территории рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения включает игровое поле (пейнтбол) площадью 9229 кв.м, в границах ограждения - 11 235 кв.м.

Между тем, заявителем не учтено, что какого-либо права Общества на включенное в Обоснование игровое поле (пейнтбол) площадью 9229 кв.м, в границах ограждения - 11 235 кв.м. в установленном порядке в ЕГРН не зарегистрировано, что лишает ООО «АСМ-Запчасть»  права на получение земельного участка для его эксплуатации без проведения торгов.

Кроме того, в представленном Обосновании указано, что размеры игрового поля определены Правилами вида спорта «пейнтбол», утвержденными приказом Минспорта России от 29.05.2018 № 491, который, в свою очередь, утратил силу в связи с принятием приказа Минспорта России от 23.03.2020 № 240 «Об утверждении правил вида спорта «пэйнтбол».

При этом главой 6 и разделами 6.1 и 6.2 обоих вышеуказанных приказов были установлены и устанавливаются требования к конфигурации иоборудованию игрового поля и пит-стоп площадок для игры в пейнтбол. Так, в частности, игровое поле должно иметь линейную разметку, иметь две стартовые базы с соответствующими размерами и обозначением. Границы игрового поля должны быть четко нанесены. Игровое поле должно быть очищено от мусора, иметь ровное покрытие, не иметь травмоопасных предметов (в том числе, рытвин, торчащих сучье, корней растений). Любая игровая площадка должна иметь безопасное место для зрителей. Игровое поле должно иметь соответствующие обозначения. Кроме того, исходя из количества человек, необходимо использование соответствующих устойчивых укрытий и определено их количество, а также требования к их расположению. Установлены также иные обязательные требования к организации игрового поля для игры в пейнтбол, позволяющие сделать вывод о его наличии.

При этом в проектной документацией (раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»), на основании которой выдано разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта «Рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения» содержится условие о выполненииспортивных сооружений для игры в пейнтбол специализированнойорганизацией по отдельному проекту. Однако ООО «АСМ-Запчасть» приобращении в Управление  с заявкой от 11.06.2020 № 1490 такойпроект не был представлен.

При рассмотрении заявки Общества, Управлением было проведено обследование земельного участка, в результате которого  установлено, что в границах земельного участка расположено 1-этажное нежилое здание, которое огорожено забором, испрашиваемая ООО «АСМ-Запчасть» территория для игры в пейнтбол огорожена сеткой, рельеф неровный, также размещены автомобильные покрышки и единичные деревянные паллеты. Наличие предусмотренного проектной документаций ипредставленным Обоснованием игрового поля для игры в пейнтбол, котороесоответствует требованиям для игровых полей соответствующих видов, а такжеиных предусмотренных проектом объектов согласно балансу территорииучастка, не установлено (акт обследования от 06.07.2020, т. 1 л.д. 54-55).

По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования.

Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определенную в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Следовательно, при предоставлении в аренду хозяйствующего субъекта земельного участка публичной собственности без торгов, уполномоченный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости.

В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.

Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, доказательств, подтверждающих необходимость использования образуемого земельного участка испрашиваемой площадью вразмере 20006 кв.м, для эксплуатации объекта недвижимого имущества взаявленных целях заявителем на момент подачи заявки от 11.06.2020 № 1490 не было представлено.

Более того, как уже было указано, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости, то есть предоставление в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ земельного участка для строительства не предусмотрено.

Между тем, из заявки Общества следует, что в соответствии со статьями 11.10, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 и статьи 39.15 ЗК РФ ООО «АСМ-Запчасть» просило предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без торгов общей площадью 20006 кв.м., местоположение: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28,  расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Власихинская, 145.

Таким образом, Обществом была обозначена цель получения образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28 – строительство рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения.

Согласно правовой позиции, выраженной в Президиуме ВАС РФ от 19.11.2013 № 8536/13 по делу № А40-45759/12-135-444, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены только для эксплуатации уже существующих зданий, сооружений.

В возражениях на отзыв заинтересованного лица Общество указало, что построенный им объект недвижимости – рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения фактически представляет собой здание пейнтбольного клуба (предназначенное для размещения и обслуживания посетителей, а также размещения обслуживающего персонала) с организованным для игры в пейнтбол пейнтбольным игровым полем, тротуарами, дорожками и пит-стоп площадками. При этом пейнтбольное поле, размещенное на участке, вопреки доводам Управления, является объектом вспомогательного использования. В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство (соответственно и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.Таким образом, как указало Общество, объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, имеют единое назначение, являются объектами комплексной застройки с целевым использованием - рекреационная зона с объектами спортивного назначения, то есть представляют собой единый комплекс, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением.Отсутствие у дополнительных сооружений статуса объекта недвижимости не влияет на предназначение пейнтбольного клуба и его использование в качестве единого объекта и не препятствует оформлению земельного участка, сформированного и выделенного под строительство рекреационной зоны.

С указанной позицией Общества суд не может согласиться в связи со следующим.

Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).

Однако законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного назначения.

По мнению Минрегиона России, изложенному в письме от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно указанной норме вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение -обслуживание главной вещи.

С учетом того, что на спорном земельном участке зарегистрирован объект недвижимости – рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения (нежилое здание), площадью 217,4 кв.м., которое как указало Общество,  представляет собой здание пейнтбольного клуба (предназначенное для размещения и обслуживания посетителей, а также размещения обслуживающего персонала), пейнтбольное игровое поле площадью 9229 кв.м., в границах ограждения – 11 235 кв.м. не может являться объектом вспомогательного назначения, предназначенным для обслуживания главной вещи.

Само по себе наличие производственной необходимости не является основанием для получения земельного участка площадью 20006 кв. м, поскольку земельный участок предоставляется исходя из потребности собственника объекта в эксплуатации именно здания (сооружения), а не всего комплекса, необходимо для организации игры в пейнтбол.

При изложенных обстоятельствах основания для предварительного согласования предоставления в аренду без торгов земельного участка площадью 20006 кв.м, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения, и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, у Управления не имелось, в связи с чем основания для удовлетворения заявления Общества отсутствуют.

При принятии оспариваемого решения Управление действовало в рамках действующего законодательства, не нарушая при этом прав и законных интересов заявителя, поскольку последний не лишен права обратиться с заявлением об утверждении схемы раздела и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка площадью, объективно необходимой дляэксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего Обществу на правесобственности, в соответствии с вышеуказанными требованиями инормами.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать отказ Управления имущественных отношений Алтайского края в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, содержащийся в письме от 10.07.2020 № 48/7163,соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447.

            В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «АСМ-Запчасть» полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                            Д.В. Музюкин