ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10477/20 от 25.11.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-10477/2020

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2021 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСМ-Запчасть" к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, выраженного в письме от 10.07.2020 № 48/163, и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 20 006 кв. м для эксплуатации рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Рыловой А.В. по доверенности от 28.07.2020,  диплом негосударственное некоммерческое ВУЗ институт "ААЭП" № 79 от 28.06.2006, паспорт,

от заинтересованного лица – Поповой А.А. по доверенности № 48/11887 от 21.11.2019, диплом ФГБОУ ВПО "АГУ" № 032 от 30.06.2011, служебное удостоверение № 3 от 20.11.2018,

от третьего лица – не явились, извещены надлежаще,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью "АСМ-Запчасть" (далее – ООО "АСМ-Запчасть", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) о признании незаконным отказа в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, выраженного в письме от 10.07.2020 № 48/163, и обязании восстановить нарушенные права заявителя.

В обоснование заявленных требований указано, что Управление неправомерно отказало в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, поскольку объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, построен на основании разрешения на строительство, проектная документация предусматривала расположение административного здания, парковки и пейнтбольного поля, отступлений от проекта при сдаче в эксплуатацию не обнаружено, участок освоен, цель предоставления достигнута. Кроме того, Обществом было представлено обоснование площади земельного участка рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения по ул. Власихинская, 145 в г.Барнауле, при этом действующими нормами проектирования не устанавливается нормативная площадь полигона для занятий пейнтболом, поэтому границы спортивной зоны определены исходя из пригодности территории участка. Границы необходимого земельного участка установлены с учетом рационального использования территории.

Управление в отзыве на заявление указало на законность оспариваемого решения, просило отказать в удовлетворении заявления.

Определением от 20.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, который в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, полагая, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих его право на предоставление ему вновь образуемого земельного участка без проведения административных процедур.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.05.2021 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.

При новом рассмотрении заявитель уточнил способ восстановления его нарушенного права и просил обязать Управление принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 20 006 кв. м для эксплуатации рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (т. 3 л.д. 117-120)..

Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, хотя о времени и месте его проведения извещен надлежаще. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала, представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, допросив эксперта, суд установил следующие обстоятельства.

Земельный участок площадью 46 826 кв. м с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, был предоставлен ООО "АСМ-Запчасть" за плату во временное владение и пользование для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения сроком до 24.02.2017 на основании договора аренды от 06.09.2011 № 2874-3 в редакции дополнительных соглашений от 24.12.2013, 01.09.2014 (т. 1 л.д. 64-69).

По истечении срока действия договор аренды от 06.09.2011 № 2874-3 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

22.03.2018 Министерство имущественных отношений Алтайского края письмом № 24/4362 уведомило Общество об одностороннем отказе от исполнения договора аренды на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 70-71).

Согласно пункту 6.4 договора аренды, пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 06.09.2011 № 2874-3 прекратил свое действие по истечении двух месяцев с момента направления ООО "АСМ-Запчасть" уведомления от 22.03.2018, запись об аренде в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) погашена.

11.06.2020 ООО "АСМ-Запчасть" направило в Управление заявку № 1490 о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка площадью 20006 кв. м, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28 (т. 1 л.д. 35).

Письмом от 10.07.2020 № 48/7163 Управление отказало Обществу в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка площадью 20 006 кв. м (т. 1 л.д. 38-41).

В обоснование отказа Управление указало, что согласно сведениям ЕГРН на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения (нежилое здание) площадью 217,4 кв. м с кадастровым номером 22:63:030324:111, принадлежащий ООО "АСМ-Запчасть" на праве собственности.Согласно технической документации площадь застройки составляет 234,2 кв. м, соответственно, процент застройки - 1,17% (234,2 кв.м/20006 кв.м х 100%), что не достигает минимального установленного процента застройки в границах образуемого земельного участка и не соответствует нормативам, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447. Наличие игрового поля для игры в пейнтбол, которое соответствует требованиям для игровых полей соответствующих видов, а также иных предусмотренных проектной документаций и Обоснованием площади образуемого земельного участка, представленным заявителем, объектов согласно балансу территории участка Управлением не установлено. При этом земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для эксплуатации уже существующих зданий, сооружений. При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в испрашиваемом размере, что в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении участка.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ и данный перечень является исчерпывающим.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

По смыслу указанных положений закона приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедура предоставления земельных участков без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; осуществление государственного кадастрового учета; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи.

Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первыми этапами предоставления земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

На основании пунктов 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).

Предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В обоснование отказа Управление сослалось на подпункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, а также на подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса

В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Фактически согласно оспариваемому отказу от 10.07.2020 основанием для его принятия послужили выводы Управления о том, что Общество не представило доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площадью для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447 (далее - Правила), образуемый земельный участок расположен в зоне специализированной общественной застройки (ОД-2).

Пунктами 2.3 и 2.4 статьи 65 Правил установлены максимальные и минимальные проценты застройки в границах земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. Минимальный процент застройки в границах земельного участка для видов разрешенного использования:

- общественное использование объектов капитального строительства - минимальный процент застройки 10%;

-  иные виды разрешенного использования - 20%.

Согласно сведениям ЕГРН на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости - рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения (нежилое здание) площадью 217,4 кв. м с кадастровым номером 22:63:030324:111, принадлежащий ООО "АСМ-Запчасть" на праве собственности.

Согласно технической документации площадь застройки составляет 234,2 кв. м, соответственно, процент застройки - 1,17%, что, по мнению Управления, не достигает минимального установленного процента застройки в границах образуемого земельного участка и не соответствует нормативам, установленным Правилами.

По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования.

Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определенную в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Следовательно, при предоставлении в аренду хозяйствующего субъекта земельного участка публичной собственности без торгов, уполномоченный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости.

В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.

Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества.

К заявке от 11.06.2020 № 1490, поданной в Управление, Общество представило обоснование площади образуемого земельного участка (далее - Обоснование), в котором со ссылками на постановление Администрации Алтайского края от 09.04.2015 № 129 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края" (далее – Постановление № 129) и приказ Министерства спорта РФ от 29.05.2018 491 "Об утверждении правил вида спорта "Пэйнтбол" сделан вывод о том, что для эксплуатации рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения достаточно участка примерной площадью 2 га (20 000 кв.м). Учитывая требования пункта 6.20 Постановления № 129, предусматривающего, что размеры территорий зон отдыха следует принимать из расчета 500 кв. м на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая их часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв. м на одного посетителя, а игра "пейнтбол" относится к активным видам отдыха, за основу определения необходимого размера площади земельного участка взято значение единовременного посещения спортивной зоны около 50-60 человек, в связи с чем  необходимая площадь для указанного количества человек составляет 6000 кв. м (60*100 кв. м). Кроме этого, в Обосновании указано, что в необходимую площадь земельного участка включается и требуется территория для размещения, в том числе пейнтбольной игровой площадки. Согласно Обоснованию баланс территории рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения включает игровое поле (пейнтбол) площадью 9 229 кв. м, в границах ограждения - 11 235 кв. м.

Управление указывает, что какого-либо права Общества на включенное в Обоснование игровое поле (пейнтбол) площадью 9 229 кв. м, в границах ограждения - 11 235 кв. м в установленном порядке в ЕГРН не зарегистрировано, что лишает ООО "АСМ-Запчасть" права на получение земельного участка для его эксплуатации без проведения торгов.

При рассмотрении заявки Общества Управлением было проведено обследование земельного участка, в результате которого установлено, что в границах земельного участка расположено 1-этажное нежилое здание, которое огорожено забором, испрашиваемая ООО "АСМ-Запчасть" территория для игры в пейнтбол огорожена сеткой, рельеф неровный, также размещены автомобильные покрышки и единичные деревянные паллеты. Наличие предусмотренного проектной документаций ипредставленным Обоснованием игрового поля для игры в пейнтбол, котороесоответствует требованиям для игровых полей соответствующих видов, а такжеиных предусмотренных проектом объектов согласно балансу территорииучастка, не установлено (акт обследования от 06.07.2020, т. 1 л.д. 54-55).

Кроме того, в представленном Обосновании указано, что размеры игрового поля определены Правилами вида спорта "пейнтбол", утвержденными приказом Минспорта России от 29.05.2018 № 491, который, в свою очередь, утратил силу в связи с принятием приказа Минспорта России от 23.03.2020 № 240 "Об утверждении правил вида спорта "пэйнтбол".

Между тем, Управлением не учтено следующее. Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивное сооружение - это инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.

В свою очередь физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями являются: здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга (пункт 3.8 Государственного стандарта Российской Федерации Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования").

Как указал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.05.2021 по настоящему делу, необходимо также учитывать, что спорный объект по существу является не только физкультурно-оздоровительным, предполагающим возможность существования в своем составе различных площадок. Он, исходя из предполагаемого содержательного аспекта, может существовать в комплексе стационарных и иных объектов, не являющихся недвижимостью, но безусловно необходимых для соответствующей деятельности.

Как следует из материалов дела, как на момент принятия оспариваемого отказа, так и на момент рассмотрения дела на спорном земельном участке располагалось и располагается поле для игры в пейнтбол, фактически представляющее собой огороженную сеткой территорию, на которой расположены различные укрытия для игроков (автомобильные покрышки, деревянные и надувные конструкции). Эти сооружения не являются капитальными, они легко переставляются с места на место и могут образовывать в своей совокупности многовариантные укрытия для ведения игры.

Таким образом, объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, имеют единое назначение, являются объектами спортивно-оздоровительного назначения, то есть представляют собой единый комплекс, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, и соответствуют виду разрешенного использования: для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения.

Отсутствие у дополнительных сооружений статуса объекта недвижимости не влияет на предназначение пейнтбольного клуба и его использование в качестве единого объекта и не препятствует приобретению земельного участка, сформированного и выделенного под строительство рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения – пейнтбольными полями.

Довод Управления об отсутствии проекта для спортивных сооружений для игры в пейнтбол судом отклоняется по следующим основаниям.

Действительно, в разделе 2 проектной документацией "Схема планировочной организации земельного участка" выполненной ООО "Строй Групп 21", на основании которой выдано разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта "Рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения", в схеме планировочной организации имеется примечание, в котором указано, что спортивные сооружения для игры в пейнтбол  выполнить специализированнойорганизацией по отдельному проекту (т. 1 л.д. 63).

Между тем, ставя под сомнение исполнение проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство и произведен ввод объекта в эксплуатацию, Управление не указало каких-либо нарушений, связанных положениями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в том числе в части пункта 12 указанного Постановления, который касается Раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка".

Обоснование таких сомнений только фактом непредставления в Управление данных об исполнении условия проекта в виде выполнения спортивных сооружений для игры специализированной организацией по отдельному проекту, осуществлено без учета оздоровительной и досуговой направленности соответствующей деятельности, без выяснения реального исполнения обозначенного условия или возможных причин и последствий его невыполнения.

По делу была проведена судебная экспертиза. На разрешение экспертов был поставлен вопрос об определении площади земельного участка, необходимой и достаточной для эксплуатации объекта "Рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения по ул. Власихинская, 145 в г. Барнауле" (проектная документация шифр 89-16-14).

Согласно заключению экспертов  № 273С/21 от 21.09.2021 определить экспертным путем однозначную, нормативно обоснованную площадь земельного участка, необходимую и достаточную для эксплуатации объекта "Рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения по ул. Власихинская, 145 в г. Барнауле", не представляется возможным, так как какие-либо нормативные требования, регламентирующие размер участка для объектов спортивно-оздоровительного назначения, отсутствуют.

В исследуемом случае исходя из положения объектов, отраженных в проектной документации "шифр 89-16-14", а также ситуации, фактически существующей на местности, экспертами может быть только предложен возможный вариант положения границ участка, положение которых будет проработано в соответствии с требованиями земельного законодательства с включением всех предусмотренных проектом объектов в границы единого землепользования и расчет площади в полученных границах.

Исходя из градостроительной ситуации, существующей на местности, а также положения объектов, отраженных в проектной документации, существует бесконечное множество вариантов положения границ участка для эксплуатации исследуемого объекта и, соответственно, бесконечное множество вариантов размера полученного участка.

Эксперты проработали два возможных варианта положения границ земельного участка исходя из данных, отраженных в проектной документации, и ситуации, существующей на дату осмотра.

Вариант № 1 проработан исходя из положения объектов спортивно-оздоровительного назначения отраженного в проектной документации "шифр 89-16-14". Возможное положение границ указано на приложении № 4 к заключению. Площадь участка составит в данном случае 21 771 кв. м.

Вариант № 2 проработан исходя из положения объектов спортивно-оздоровительного назначения, фактически существующих на местности. Возможное положение границ указано на приложении № 5 к заключению. Площадь участка составит в данном случае 16 031 кв. м (т. 3 л.д. 77-83).

Исследовав подготовленную Обществом схему раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, с образованием земельного участка площадью 20 006 кв. м, суд приходит к выводу о том, что данная схема максимально приближена к положению объектов спортивно-оздоровительного назначения, предусмотренному проектной документацией "Рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения по ул. Власихинская, 145 в г. Барнауле (шифр 89-16-14)", с учетом исключения территории, на которую распространяется охранная зона ЛЭП и территории занятой оврагом, соединяющим водоемы и служащим для водоотведения атмосферных осадков. Таким образом, земельный участок площадью 20 006 кв. м сформирован с учетом фактически используемой территории, учитывая функциональное назначение расположенного на нем объекта - рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения.

Выбранная Обществом площадь земельного участка 20 006 кв.м. находится между показателями 16 031 кв. м. и 21 771 кв. м., предложенными экспертами.

На странице 24 экспертного заключения эксперты указали, что границы выделяемого Обществом участка включают не все объекты, указанные в проектной документации, и не соответствуют фактически существующей ситуации на местности. Какое-либо дополнительное обоснование принципа формирования границ и соответственно полученной площади на схеме не приведено, соответственно, экспертами данный вариант экспертами не рассматривался (т. 3 л.д. 77).

Между тем, как указали в выводах сами эксперты, существует бесконечное множество вариантов положения границ участка для эксплуатации исследуемого объекта, а, соответственно, и бесконечное множество вариантов размера полученного участка.

В свою очередь, как указывалось выше, объекты, о которых упомянули эксперты, представляют собой конструкции, легко переносимые с одного места на другое, и при установлении границ истребуемого Обществом земельного участка площадью 20 006 кв. м все эти объекты будут установлены в пределах границ данного земельного участка.

Подпункт 12 пункта 1.1 статьи 65 Правил предусматривает такой вид разрешенного использования земельных участков как "Площадки для занятий спортом", код 5.1.3, что соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 (в ред. от 04.02.2019), согласно которому данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение площадок для занятий спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры). При этом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, не подлежат установлению для зоны ОД-2 (подпункт 2.1 статьи 65 Правил).

Как указали эксперты в своем заключении, согласно пунктам 2.3 и 2.4 статьи 65 Правил максимальный и минимальный процент застройки земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов спортивно-оздоровительного назначения, не нормируется. Однако в данных пунктах указано, что для иных видов разрешенного использования процент застройки должен находится в пределах от 20% до 50%.

В тоже время, понятие процента и площади застройки земельного участка спортивно-оздоровительного назначения, а также указание на то, какие именно сооружения могут быть включены в процент застройки, отсутствуют. В приложении Г "Нормативов градостроительного проектирования" приведено понятие "площадь застройки предприятия" и указано, какие именно объекты учитываются при его подсчете, при этом в площадь застройки не включаются площади, занимаемые открытыми спортивными площадками.

Однако, отнести объекты спортивно-рекреационного назначения к "предприятию", исходя из различного состава и назначения сооружений, не представляется возможным.

В исследуемом случае площадка для проведения активных игр является основным сооружение на участке (главной вещью) а все другие (административное здание, парковка) вспомогательными и предназначенными для его обслуживания. Соответственно, процент застройки к исследуемому объекту спортивно-оздоровительного назначения, по мнению экспертов, не применим (т. 3 л.д. 76).

Суд отмечает, что законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного назначения.

По мнению Минрегиона России, изложенному в письме от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно указанной норме вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение -обслуживание главной вещи.

С учетом того, что на спорном земельном участке зарегистрирован объект недвижимости – рекреационная зона с объектами спортивно-оздоровительного назначения (нежилое здание), площадью 217,4 кв.м., которое как указало Общество, представляет собой здание пейнтбольного клуба (предназначенное для размещения и обслуживания посетителей, а также размещения обслуживающего персонала), пейнтбольное игровое поле не может являться объектом вспомогательного назначения, предназначенным для обслуживания главной вещи.

Как указал суд кассационной инстанции в постановлении от 17.05.2021 по данному делу, размер земельного участка поставлен в зависимость не только от размера объекта, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, а также целей его использования.

Выдавая разрешение на строительство соответствующего объекта недвижимости на основании имеющейся проектной документации, органы местного самоуправления знали (должны были знать), что земельный участок в большей своей части будет занят спортивной площадкой в целях дальнейшей эксплуатации единого спортивно-оздоровительного комплекса.

Согласно требованиям к образуемым земельным участкам, содержащимся в статье 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Избранный Управлением подход предполагает в сложившейся ситуации возможность оформления заявителем прав на участок, необходимый для эксплуатации только имеющегося объекта недвижимости, без учета безусловно необходимого в будущем разрешенного использования, связанного с конкретным спортивно-оздоровительным объектом, который очевидным образом не ограничивается только имеющимся нежилым зданием. Проблематичность использования такого объекта только в границах этого здания и прилегающей к нему эксплуатационной площади была Управлением проигнорирована.

Утверждение Управления о том, что земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены только для эксплуатации уже существующих зданий и сооружений, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.05.2021 по настоящему делу признал ошибочным.

Таким образом, формирование земельного участка исключительно для эксплуатации нежилого здания площадью 217,4 кв. м с кадастровым номером 22:63:030324:111, принадлежащим ООО "АСМ-Запчасть" на праве собственности, нарушит организацию спортивной деятельности и нормальную эксплуатацию всего комплекса, фактически приведет к исключению его целевого использования, что будет препятствовать осуществлению заявителем предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов в испрашиваемом размере, что свидетельствует об отсутствии основания для отказа в предоставлении участка, предусмотренного подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно  содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку кроме рассмотренных выше судом иных оснований для отказа в принятии положительного решения по заявке ООО "АСМ-Запчасть" от 11.06.2020 № 1490 не имеется, суд с учетом положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ полагает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя будет являться обязание заинтересованного лица предварительно согласовать предоставление обществу с ограниченной ответственностью "АСМ-Запчасть" в аренду без торгов земельного участка площадью 20 006 кв .м, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения и утвердить схему расположения земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, на кадастровом плане территории.

Понесенные Обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе, за подачу апелляционной и кассационной жалобы в размере 6 000 руб. в силу статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению Управлением.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать отказ Управления имущественных отношений Алтайского края в утверждении схемы раздела земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов образуемого в результате раздела земельного участка, содержащийся в письме от 10.07.2020 № 48/7163, полностью незаконным как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

            Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края предварительно согласовать предоставление обществу с ограниченной ответственностью "АСМ-Запчасть" в аренду без торгов земельного участка площадью 20006 кв.м., образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 145, для строительства рекреационной зоны с объектами спортивно-оздоровительного назначения и утвердить схему расположения земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:030324:28, на кадастровом плане территории.

Взыскать с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "АСМ-Запчасть" 6 000 рублей судебных расходов.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

            Судья                                                                                                Д.В. Музюкин