ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10489/19 от 09.12.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 28-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-10489/2019

16 декабря 2020 г.

Резолютивная часть решения суда объявлена 09.12.2020 .

Полный текст решения изготовлен 16.12.2020.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул» (ИНН 2221009069, ОГРН 1022200910797), г. Барнаул к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г. Барнаул о признании недействительным акта №21 плановой комплексной проверки от 03.03.2019,

с привлечением к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Алтайского края.

В судебное заседание явились:

от заявителя - Еремеев В.Н., удостоверение, доверенность №17 от 28.08.2020, диплом;

от заинтересованного лица – Блинова С.А., доверенность № 1д от 09.01.2020, Гилева О.С., паспорт, доверенность № 29-д от 19.09.2019, диплом;

от третьего лица - Еремеев В.Н., удостоверение, доверенность №04-05/44 от 22.01.2020, диплом,

УСТАНОВИЛ:

краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул» (далее по тексту – заявитель, медицинская организация, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее по тексту – Фонд, ТФОМС) об оспаривании акта проверки от 03.03.2019.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Министерство здравоохранения Алтайского края.

Заявленные требования мотивированы тем, что изложенные в акте выводы Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования (далее -ОМС) являются необоснованными. Полагает, что выплата материальной помощи сотрудникам Учреждения, закрепленной в коллективном договоре, должна производиться за счет средств ОМС, поскольку такая материальная помощь выплачивается из фонда экономии заработной платы, следовательно, включается в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Иных источников для выплаты материальной помощи сотрудникам учреждение не имеет. Полагает, что медицинской организацией были правомерно заключены и оплачены за счет средств ОМС гражданско-правовые договоры с ООО «АРТСТРОЙ» и ООО «ТСК Алькасар», предметом которых являлось проведение работ по текущему ремонту кабинетов. Указанные работы были произведены в рамках системы планово-предупредительных ремонтов, для поддержания нормальной технической эксплуатации зданий и помещений медицинской организации.

Фонд в отзыве на заявление указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывает, что факт нецелевого использования средств ОМС подтвержден материалами дела. Выплаченная материальная помощь сотрудникам Учреждения за счет средств ОМС не относится к выплатам стимулирующего или компенсационного характера, не подпадает под объем установленных трудовым законодательством социальных гарантий работников, не зависит от качества выполняемой трудовой функции, не входит в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Полагает, что проведенные Учреждением в проверяемый период работы по ремонту кабинетов учреждения (замена дверей, радиаторов, установка ранее не существующей перегородки) относятся к капитальному ремонту, при этом выводы строительно-технической экспертизы не опровергают указанные доводы Фонда.

Третье лицо поддержало позицию заявителя по основаниям, изложенным в заявлении Учреждения и дополнениях к нему.

Более подробно позиция участвующих в деле лиц изложена в заявлении, отзыве на заявление, дополнениях и возражениях к ним, представленным в материалы дела.

Определением от 17.03.2020 суд, удовлетворив ходатайство заявителя, назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу, поручив ее проведение эксперту ООО «Региональный центр экспертиз «ЭкспертКом»,г. Барнаул, эксперту Аредаковой Алле Леонидовне. Производство по делу приостановлено. Сроки производства экспертизы продлялись судом по ходатайству эксперта.

27.05.2020 в суд поступило заключение эксперта от 27.05.2020, производство по делу определением суда от 01.06.2020 возобновлено.

В судебном заседании 23.07.2020 в порядке ст. 86 АПК РФ экспертом Аредаковой Аллой Леонидовной даны пояснения по заключению эксперта и ответы на вопросы суда и участвующих в деле лиц.

По результатам опроса эксперта, с учетом представленных ТФОМС возражений на заключение эксперта, определением от 23.07.2020 судом на основании ст. 87 АПК РФ назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручено тому-же экспертному учреждению и эксперту Аредаковой Алле Леонидовне. Производство по делу приостанавливалось в порядке ст. 144 АПК РФ.

Определением суда от 12.10.2020 производство по делу возобновлено, к судебному заседанию, назначенному судом на 20.10.2020, экспертом представлено в суд заключение по дополнительной экспертизе.

Рассмотрение дела в судебных заседаниях неоднократно откладывалось судом на основании ст. 158 АПК РФ по ходатайствам представителей участвующих в деле лиц, в том числе в связи с необходимостью ознакомления с дополнительно представленными в дело доказательствами.

В настоящем судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои требования и возражения.

Выслушав в судебных заседаниях представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Медицинская деятельность КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» осуществляется на основании лицензии, выданной бессрочно Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, №ЛО-22-01 -002427 от 18.07.2014. В соответствии с лицензией оказание медицинских услуг медицинская организация осуществляет по адресам: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Строителей, 4; ул. Балтийская, 6; ул. Горно-Алтайская, 20; ул. Чудненко/62/ул. Западная, 5-я 54; пр. Ленина, 137/ул. Матросова, 1; ул. Союза Республик, 36.

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края в отношении Учреждения была проведена плановая контрольная проверка использования средств ОМС за период с 01.04.2017 по 31.03.2019.

В ходе проверки было установлено, что в проверяемом периоде с 01.04.2017г. по 31.03.2019г. медицинской организацией КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г.Барнаул» нарушено требование п.5 ч.2 ст.20 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №326-Ф3) и обязательство, предусмотренное п.5.10. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, (далее – Договор, л.д. 8, т2).

ТФОМС установлено, что Коллективным договором, действующим в проверяемом периоде, и Положением об оплате труда КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г.Барнаул», принятым на 2018г., в медицинской организации были предусмотрены дополнительные социальные гарантии, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе выплата материальной помощи сотрудникам по личному заявлению в связи со смертью близкого родственника, в чрезвычайных ситуациях (пожар, стихия) и при других уважительных причинах, которые оплачивались за счет средств ОМС. Согласно представленным в ходе проверки приказам и платежным поручениям на основании заявлений сотрудников за проверяемый период КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г.Барнаул» за счет средств ОМС производилась выплата материальной помощи в связи со смертью близкого родственника, с трудным финансовым положением, с рождением детей, всего на указанные выплаты направлено 199 014,018 руб.

В соответствии с ч.9 ст.39 Федерального закона № 326-Ф3 за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация несет ответственность в виде штрафа размере 10% от суммы нецелевого использования. Сумма штрафа за нецелевое использование средств ОМС рассчитана в акте проверки на вышеуказанные нецелевые выплаты в размере 19 901,41 руб. (199 014,08*0,1 = 19 901,41 руб.)

Также проверкой установлено, что КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г.Барнаул» заключён договор с ООО «АРТСТРОЙ» от 03.02.2017г. №Ф.2016.487895 на проведение ремонтных работ по адресу пр. Строителей, 4. В соответствии с Актами о приемке выполненных работ по данному договору произведена оплата в полном объеме из средств ОМС в сумме 319 697,39 руб.

С ООО «ТСК «Алькасар» от 22.05.2017г.№28 заключен договор на проведение ремонтных работ по адресу ул. Матросова, 1. В соответствии с Актом о приемке выполненных работ от 22.05.2017г. №1 из средств ОМС в полном объеме произведена оплата в сумме 73 228 руб.

В ходе ремонтных работ, согласно Актам о приемке выполненных работ, в помещениях медицинской организации были выполнены, в том числе, следующие работы:

- демонтаж деревянных заполнений дверных с последующей установкой блоков дверных пластиковых с простой коробкой, однодольных с простой или офисной фурнитурой, замка, наличников, всего на сумму 69 347,39 руб.;

- замена радиаторов отопления на новые радиаторы алюминиевые на сумму 13 768,42 руб.;

- устройство перегородки из гипсокартонных листов по системе КНАУФ, на сумму 8 959,28 руб.

Всего из средств ОМС КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул» на проведение вышеуказанных работ, которые ТФОМС расценил как работы по капитальному ремонту, направлено 92 075,09 руб. (69347,39 + 8959,28 +13768,42).

ТФОМС сделаны выводы, что расходы по капитальному ремонту не включены в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках программы ОМС, и подлежат возмещению в бюджет Территориального фонда ОМС в размере 92 075,09 руб. К медицинской организации применена ответственность в соответствии с ч.9 ст.39 Федерального закона № 326-Ф3 в виде штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования. В связи с чем, сумма штрафа, которую МО обязана уплатить за нецелевое использование средств ОМС, составила 9 207,51 руб. (92 075,09*0,1=9 207,51 руб.).

По результатам проверки был составлен Акт от 03.06.2019 № 21 в котором Учреждению было предъявлено требование о возврате в бюджет ТФОМС Алтайского края средств ОМС и суммы наложенного штрафа.

Считая Акт незаконным и нарушающим права и интересы в сфере экономической деятельности, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.

В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 14.1 Постановления от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом №326-ФЗ.

На основании статьи 3 Федерального закона №326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

В соответствии с требованиями п.5 ч.2 ст.20 Федерального закона №32ФЗ, а также п.5.10. Договора, заключенного Обществом, на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования, ежегодно утверждаемой Правительством Алтайского края (далее - Программа ОМС).

В Программе ОМС определены виды медицинской помощи и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования.

Исходя из положений статей 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 №1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхо­вания медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осу­ществляется территориальным фондом в соответствии с Положением, утвержден­ным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 №73.

Полномочия Территориального фонда ОМС Алтайского края по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе по проведению проверок и ревизий установлены пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ, а также подпунктом 12 абзаца второго пункта 3.1. Положения о ТФОМС Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 04.02.2011 № 48 (в ред. от 20.04.2011 № 201, от 19.05.2014 № 239) (далее - Положение о ТФОМС).

Применительно к указанным положениям нормативных актов Фонд имеет право проводить в отношении Учреждения проверку.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона №326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В ходе проверки, проведенной специалистами фонда в Учреждении, в том числе было установлено, что в проверяемом периоде медицинской организацией нарушено требование п.5 ч.2 ст.20 Федерального закона № 326-ФЗ и обязательство, предусмотренное п.5.10. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию об использовании средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках Программы ОМС, которая включает в себя закрытый перечень расходов, приведена в ч. 7 ст. 35 Федерального закона №326-Ф3.

В расчет тарифа на оплату медицинской помощи согласно п.158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011г. №158н (далее - Правила ОМС), включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Медицинские организации вправе оплачивать за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе те затраты, которые необходимы для обеспечения обязательств медицинских организаций, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

Учреждение ссылается на необоснованность выводов Фонда о нецелевом расходовании средств ОМС на проведение ремонтных работ, согласно Актам о приемке выполненных работ, в помещениях медицинской организации в том числе:

- демонтаж деревянных заполнений дверных с последующей установкой блоков дверных пластиковых с простой коробкой, однодольных с простой или офисной фурнитурой, замка, наличников, всего на сумму 69 347,39 руб.;

- замена радиаторов отопления на новые радиаторы алюминиевые на сумму 13 768,42 руб.;

- устройство перегородки из гипсокартонных листов по системе КНАУФ, на сумму 8 959,28 руб. Всего на сумму 92 075,09 руб. (69347,39 + 8959,28 +13768,42).

Позиция заявителя основана на том, что спорные расходы следует рассматривать как связанные с проведением текущего ремонта на объекте. ТФОМС ссылается на отнесение спорных затрат к затратам на проведение капитального ремонта, на оплату которых не используются средства ОМС.

Признавая позицию Учреждения об отнесении вышеуказанных затрат за счет средств ОМС правомерной, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с подпунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Изложенный перечень тех работ, которые относятся к капитальному ремонту зданий, свидетельствует о том, что для производства этих работ ремонтируемый объект, как правило, выводится из эксплуатации. Работы по капитальному ремонту здания затрагивают все или большинство конструкций и систем здания, в связи с чем, проводятся длительное время и требуют значительных финансовых (капитальных) вложений.

Понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее - ВСН № 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 и в «Положении о проведении плановопредупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» МДС 13-14.2000 (далее - Положение МДС 13-14.2000), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №279.

Из пункта 3.1 Положения МДС 13-14.2000 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. В силу пункта 4.1 ВСН №58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении № 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении № 7.

Приложением № 7 ВСН № 58-88 (р) определен Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.

В пункте 3.7 Приложения к постановлению Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

В соответствии с пунктом 5.1 ВСН № 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2 ВСН №58- 88 (р)).

При этом к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).

Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении № 3, по капитальному ремонту - в Приложении № 8. Так, из приложения № 3 Положения МДС 13-14.2000 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.

Согласно приложению №8 Положения МДС 13-14.2000 к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов. К текущему ремонту согласно ВСН 58-88 (р) относится смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных, витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.).

Таким образом, из указанных выше нормативных актов следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех дверных проемов в целом в здании или в его части, аналогичная позиция и по радиаторам, а частичная их замена, без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, относится к работам по текущему ремонту.

Установка перегородки из ГКЛ облегченной конструкции, не соединяющей пол и потолок помещения, не требующей под собой фундамента, не относится к работам по капитальному ремонту п. 5.2 ВСН 58-88 (р).

Заключением строительно-технической экспертизы (дополнительной) от 15.10.2020 (л.д. 51, т.5) установлено, что работы по демонтажу старых дверных деревянных блоков и монтажу новых пластиковых дверей в количестве 4 штук на сумму 69 347. 39 руб.: работы по демонтажу старых четырех радиаторов и монтажу новых на сумму 13 768.42 руб. относятся к текущему ремонту. Установка ранее не существующей перегородки из гипсокартонных листов в размере 12,5кв.м., на сумму 8 959. 28 руб. относятся к перепланировке (перегородка облегченной конструкции, не капитальная, толщиной 10см.. не требует устройства под собой фундамента, часть перегородки устроена не до потолка, высотой 2м. (при высоте помещения 2.74м.)).

Экспертом установлено, что вышеуказанный перечень работ не относится к работам, проводимым при капитальном ремонте зданий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что выполненные работы по своему содержанию относятся к текущему ремонту, поскольку проводились без вывода из эксплуатации здания или части здания, в котором Учреждение осуществляет медицинскую деятельность. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Следовательно ТФОМС необоснованно в оспариваемом Акте сделан вывод относительно нецелевого использования учреждением средств на текущий ремонт в размере 92075,09 руб. и штрафа в размере 9207, 51 руб.

В ходе проверки также установлено, что сотрудникам медицинской организации за счет средств ОМС в проверяемый период проводилась выплата материальной помощи (в связи со смертью близкого родственника, с трудным финансовым положением, рождением детей), на сумму 199 014,018 руб.

Ссылаясь на ответ Федерального фонда ОМС от 08.11.2019г., заявитель полагает, что спорная материальная помощь была выплачена сотрудникам КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 1, г.Барнаул» за счет средств ОМС, т.к. основным источником доходов поликлиники являются средства ОМС, структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты, и расходы на выплату материальной помощи были отражены по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Данные доводы заявителя основаны на ошибочном расширительном толковании положений части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ.

Так, в соответствии с данной нормой права в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.

Как уже указывалось судом, в соответствии с п.5 ч.2 ст.20 Федерального закона № 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В проверяемом периоде объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливался территориальными программами обязательного медицинского страхования (далее - территориальная программа ОМС), являющимися составной частью Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (постановление Администрации края от 30.12.2016г. №457), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (постановление Администрации края от 26.12.2017г. №480), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (постановление Администрации края от 29.12.2018г. №482).

Согласно территориальной программе ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи также включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (раздел XI Правил обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздрава РФ от 28.02.2011г. №158н (далее - Правила ОМС)) в расчет тарифа на оплату медицинской помощи, включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (п. 158 Правил ОМС).

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации учитываются как в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил ОМС), так и в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (пункт 158.3 Правил ОМС).

Согласно пунктам 158.4., 158.14 Правил ОМС, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации определяются в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ система оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В проверяемом периоде в Алтайском крае правоотношения в сфере оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных) регулировались:

- с 01.04.2017г. по 23.10.2017г. Положением об установлении отраслевых систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 № 128, (далее- Положение об установлении отраслевых систем оплаты труда),

- с 24.10.2017г. по 31.03.2019г. Положением об установлении систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 23.10.2017 № 375, (далее - Положение об установлении систем оплаты труда).

Согласно пункту 2 Положения об установлении систем оплаты труда системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных) устанавливаются в соответствии с настоящим Положением и регулируются для краевых государственных бюджетных (автономных) учреждений с учетом примерных положений об оплате труда работников этих учреждений в соответствии со спецификой деятельности.

В проверяемом периоде такие положения были утверждены постановлением Администрации Алтайского края № 607 от 26.10.2011 «Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности» (далее - постановление № 607), действовавшим до июля 2018 года, приказом Минздрава Алтайского края от 17.07.2018 № 222 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края» (далее - приказ № 222), (далее - Положения об оплате груда).

Согласно данным Положениям об оплате труда, заработная плата работников определяется трудовыми договорами в соответствии с установленной системой оплаты труда и включает в себя оклад, повышающие коэффициенты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункты 1.6, 1.7 постановления № 607, пункты 1.5, 1.6 приказа № 222).

Перечень видов и порядок установления выплат компенсационного и стимулирующего характера установлены указанными Положениями об оплате труда в соответствии перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и критериями их установления, утвержденными Положением об установлении отраслевых систем оплаты труда и Положением об установлении систем оплаты труда соответственно (пункт 1.З., разделы 4, 5 постановления № 607, пункт 1.2., разделы 3, 4 приказа № 222).

Установленная система оплаты труда работников медицинской организации закрепляется в коллективном договоре (п. 1.11 постановления №607, п. 1.3 приказа №222).

Представленным в ходе проверки и в материалы дела Коллективным договором КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г.Барнаул» на 2017-2020гг. (далее - Коллективный договор), разделом 6 «Оплата труда» установлено, что заработная плата работников учреждения определяется трудовыми договорами в соответствии с установленной системой оплаты труда и включает в себя оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (п.6.6).

Возможность работодателя помимо льгот, предоставляемых согласно действующему законодательству, оказывать дополнительную материальную помощь по личному заявлению сотрудников в случаях потери близких родственников, чрезвычайной ситуации и других уважительных причин предусмотрена пунктом 9.1. раздела 9 этого же Коллективного договора, который имеет наименование «Социальные льготы и гарантии».

Положением об оплате труда КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника №1, г.Барнаул» также предусмотрено, что заработная плата работников включает в себя оклад, повышающие коэффициенты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, (п.1.6.). Порядок и условия оплаты труда работников, порядок установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусмотрены разделами 2-4 указанного Положения. Согласно разделу 5 Положения об оплате труда, выплата материальной помощи для работников, размер, порядок и условия ее оказания устанавливаются в коллективном договоре.

В соответствии с Региональным отраслевым соглашением по организациям. находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края на 2015-2018 годы, сторонами которого являются Министерство здравоохранения края и комитет Алтайской краевой организации Профсоюза работников здравоохранения РФ, указано, что в коллективном договоре организации с учетом особенностей ее деятельности, финансовых возможностей, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами и НПА, содержащими нормы трудового права, и дополнительные меры социальной поддержки и гарантии. Раздел 9 указанного Соглашения содержит виды социальных льгот, гарантий и компенсаций, к которым отнесены предоставление работникам оплачиваемых свободных дней по причинам, определенным в коллективном договоре Учреждения для предоставления материальной помощи, но не установлены источники финансирования указанных оплачиваемых дней за счет средств ОМС.

Представленные в материалы дела Тарифные соглашения в системе ОМС Алтайского края на 2018 и на 2019 годы не содержат в структуре тарифа оплаты за счет средств ОМС материальной помощи.

Таким образом, установленное в ходе проверки оказание заявителем дополнительной материальной помощи в связи со смертью близкого родственника, с трудным финансовым положением, с рождением детей является дополнительной социальной гарантией, не предусмотренной законодательством Российской Федерации (помимо льгот, предоставляемых согласно действующему законодательству), и не является вознаграждением за труд, так как не зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Следовательно, расходы заявителя на выплаты такой материальной помощи не являются расходами на заработную плату, предусмотренную действующей системой оплаты труда, и не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, предусмотренную частью 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, базовой и территориальной программами ОМС.

При этом довод заявителя о том, что спорные расходы на выплату материальной помощи оплачены за счет средств ОМС по причине того, что они были отражены им по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ, изложенных выше доводов ТФОМС не опровергает с учетом следующего.

Согласно разделу 4 приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) используются для ведения организациями государственного сектора бухгалтерского учета, составления указанными организациями бухгалтерской и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 №209н, применяемым для ведения бухучета с 01.01.2019г.

В связи с чем, отражение заявителем расходов на выплату материальной помощи по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ не свидетельствует о том, что указанные выплаты являются частью заработной платы, предусмотренной действующей системой оплаты труда, и могут быть оплачены за счет средств ОМС. Не указывает на это в своем ответе от 08.11.2019г. и Федеральный фонд ОМС.

С учетом изложенного, расходы но выплате материальной помощи, не предусмотренной действующей системой оплаты труда и являющейся по своей сути дополнительной социальной гарантией работнику, предусмотренной только коллективным договором, не предусмотрены территориальной программой ОМС и их оплата за счет средств обязательного медицинского страхования является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконными требований Фонда, изложенные в акте от 03.06.2019 № 21, подлежат удовлетворению в части, в размере расходов на ремонт в сумме 92075,09 руб. и штрафа в размере 9207, 51 руб.

При указанных обстоятельствах, требования Учреждения подлежат частичному удовлетворению.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины, понесенные Учреждением при подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта, подлежат отнесению в полном объеме на заинтересованное лицо, поскольку акт признан судом частично незаконным. Излишне оплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить в части.

Признать недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, изложенное в акте от 03.06.2019 № 21, в части расходов на ремонт в сумме 92075,09 руб. и штрафа в размере 9207, 51 руб.

Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул» 3000 руб. в счет возмещения расходов на оплату госпошлины.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Выдать краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул» справку на возврат из федерального бюджета 6404 руб. излишне оплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В. Синцова