ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10512/09 от 07.09.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № АОЗ-10512/2009

07 сентября 2009г.

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края, г.Барнаул, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Белэкагротехснаб», г.Барнаул, к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при ведении протокола заседания судьей Старцевой М.В.,

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 15.07.2009г. № 13);

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 (доверенность от 20.08.2009г.);

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края (далее по тексту – заявитель, Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Белэкагротехснаб» (далее по тексту – Общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Заявление мотивировано нарушением Обществом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации – осуществление капитального строительства объекта в отсутствие надлежащего разрешения на его строительство.

Общество отзыв на заявление не представило.

Представитель Инспекции в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, изложенных в заявлении.

Представитель Общества требования заявителя отклонил со ссылкой на наличие разрешения администрации Центрального района г.Барнаула № 166 на строительство жилого дома.

В настоящем судебном заседании Общество заявило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения арбитражным судом Алтайского края дела № А03-11419/2009.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным судом (уставным) субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 настоящего Кодекса, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.

Исходя из смысла данных норм процессуального законодательства, обязательным основанием для приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до принятия решения по другому делу.

Однако, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, обоснованными и подтвержденными доводами заявителя, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела до принятия судебного акта по делу № А03-11419/2009.

При таких обстоятельствах, ходатайство Общества о приостановлении производства по делу отклонено.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Инспекции и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 02.06.2009г. Инспекцией была проведена проверка ООО «Белэкагротехснаб» о соответствии выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации на земельном участке по адресу: <...> по строительству многоквартирного секционного жилого дома с цокольным этажом общей высотой в 4 этажа.

В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте проверки от 02.06.2009г. № 1/72, что Общество в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляет строительство многоквартирного четырехэтажного жилого дома без разрешения на строительство. На момент проведения проверки ведутся работы по внутренней отделке помещений технического этажа.

По результатам проверки ООО «Белэкагротехснаб» было выдано предписание от 02.06.2009г. № 1/72 об устранении в срок до 06.07.2009г. нарушений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: получить разрешение на строительство указанного объекта (4-х этажного объекта) в Комитете по строительству администрации г.Барнаула; прекратить строительство объекта до получения разрешения на строительство.

В результате проведенной должностным лицом Инспекции 06.08.2009г. повторной проверкой выявлено и зафиксировано в акте проверки от 06.08.2009г. № 3/72, что ООО ««Белэкагротехснаб» не было исполнено предписание Инспекции от 02.06.2009г. № 1/72.

В связи с невыполнением в установленный срок предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства в отношении Общества 13.08.2009г. Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Протокол и материалы проверки направлены Инспекцией с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по указанной норме на рассмотрение в арбитражный суд.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 24 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17.11.1995 N 169-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, осуществляющее строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство, несет ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту "г" пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений.

За невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа или административного приостановления деятельности.

Как видно из материалов дела, земельный участок, в соответствии со Свидетельством Управления Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Алтайскому краю 03.07.2007 г. по ул.Краевая, 252 в г.Барнауле принадлежит ООО «Белэкагротехснаб» на праве собственности.

Следовательно, в соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Общество является застройщиком вышеуказанного Объекта.

Администрацией Центрального района г.Барнаула выдано Обществу разрешение на строительство №166 от 28.12.2007 г. на зе­мельном участке по ул.Краевая, 252 трехэтажного индивиду­ального жилого дома в соответствии с представленной проектной документацией со стенами из кирпича, с техническим подпольем, фундаментом из железобетонных блоков, железобе­тонным перекрытием, рулонной плоской кровлей по деревянным конструкциям.

Однако, на спорном земельном участке осуществляется строи­тельство 4-этажного многоквартирного секционного жилого дома с техническим подпольем с цокольным этажом (высота этажа в чистоте 2,4 м), общей высотой в 4 этажа . Данное обстоятельство подтверждается актом проверки №1/72 от 02.06.2009 г. и фотографиями (л.д. 10-11).

Кроме того, на обращение Инспекции Прокуратурой Центрального района г.Барнаула установлено, что на спорном земельном участке в нарушение разрешения на строительство от 28.12.2007г. № 166 выданных Обществу администрацией Центрального район для строительства 3-х этажного жилого дома, фактически построено 4-х этажное здание.

В соответствии с пунктом 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение параметров объ­екта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выяв­лена в ходе строительства, допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако, Общество не подготовило проектную доку­ментацию на строительство 4-этажного жилого дома до начала производства работ по его строительству.

В соответствии со статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация жи­лых домов с количеством этажей более трех подлежит государственной экспертизе, предме­том которой является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, тре­бованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности. Разрешение на строительство указанного объекта выдается застройщику только при наличии положительного заключения о безопасности запроектированного объекта.

Разрешение на строительство является обязательным элементом установленного от име­ни и по поручению государства порядка осуществления строительства, оно выдается в соот­ветствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ. Наличие разрешения на строительство, обеспечивает гарантии безопасности создаваемого объекта недвижимости.

Согласно части 1 и части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации тре­бованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику (заказчику) право осуществлять строительство объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, Уставом г.Барнаула выдача разрешений на строительство объектов, проектная документация которых подлежит государ­ственной экспертизе, относится к компетенции администрации г.Барнаула (комитет по строи­тельству г.Барнаула - уполномоченный орган (Положение о комитете по строительству г.Барнаула).

Таким образом, Общество было обязано приостановить строительство, обеспечить раз­работку проектной документации, провести ее государственную экспертизу, получить разре­шение на строительство в уполномоченном органе и после этого осуществлять строительство объекта с новыми параметрами.

В нарушение указанных норм Общество, являясь застройщиком, разрешение на строи­тельство указанного объекта не получило, между тем факт строительства Объекта подтвер­ждается материалами дела.

Таким образом, осуществление строительства объекта капитального строительства до получения разрешения на строительство является противоправным.

Учитывая изложенное, по результатам проверки Обществу было выдано предписание от 02.16.2009 г. №1/72, с требованием в срок до 06.07.2009 г. устранить нарушения требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ - получить разрешение на строительство объекта в уполномоченном органе, прекратить строительство до получения указанного разрешения, уведомить инспекцию о выполнении предписания. Предписание было направлено в адрес Общества почтой (исх. №994 от 08.06.2009 г., почтовое уведомление о вручении 18.06.2009 г. №00992).

Право должностного лица инспекции выдавать обязательные для выполнения предписа­ния, составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотрено пунктом 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 Положения об осуществлении государственного строи­тельного надзора в РФ. Таким образом, предписание должностного лица Инспекции выдано в пределах полномочий инспекции, является законным, так как направлено на устранение нарушений градостроитель­ного законодательства.

Проверкой, проведенной инспекцией 06.08.2009 г., было установлено, что предписание от 02.06.2009 г. №1/72 Обществом не выполнено в полном объеме: разрешение на строитель­ство не получено, при этом продолжаются строительно-монтажные работы на объекте (акт проверки от 06.08.2009 г. №3/72).

Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Письмом Инспекции от 11.08.2009г. №1371 Общество было вызвано для составления протокола об административном правонарушении.

Законный представитель Общества не явился, при составлении протокола присутствовал представитель ФИО3 На основании части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ уполномоченное должностное лицо инспекции составило протокол об ад­министративном правонарушении от 13.08.2009 г. №144 в отсутствие уведомленного надле­жащим образом представителя юридического лица. Копия протокола направлена Обществу.

В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не предприняло никаких мер по устранению нарушений и выполнению законного предписания административного органа, продолжало его строительство.

Таким образом, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены доказательства устранения выявленного нарушения требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, суд считает, что действия Общества содержат состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно положениям части 4 статьи 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Так же как и устранение допущенных ответчиком нарушений норм и правил, за которые предусмотрена административная ответственность не освобождает его от ответственности, установленной КоАП РФ.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Исходя из части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.

Такие обстоятельства по настоящему делу административным органом доказаны.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Белэкагротехснаб», г.Барнаул, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа:

УФК по Алтайскому краю (Инспекция Алтайского края по надзору в строительстве), Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю город Барнаул, БИК банка получателя: 040173001, Счет получателя платежа: 40101810100000010001, ИНН получателя: 2221123406, КПП получателя: 222101001, ОКАТО получателя: 01401000000, наименование платежа: адми­нистративный штраф, Код бюджетной классификации 125 116 90040 04 0000 140.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края М.В.Старцева