ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-1053/2010 от 08.02.2010 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Барнаул Дело № А03-1053/2010

08.02.2010 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи
 Старцевой М.В., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев заявление Отдела внутренних дел по Центральному району г. Барнаула, г. Барнаул

к Межрегиональному территориальному управлению в Алтайском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Барнаул

о признании незаконным и отмене постановления от 12.01.2010г.
 № 75 ЮЛ-09 о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 15.14 КоАП РФ

с участием в заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.10.09г. №7,

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 08.02.2010г. № 03/10,

У С Т А Н О В И Л:

Отдел внутренних дел (далее – ОВД, заявитель) по Центральному району г. Барнаула обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального территориального управления в Алтайском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее Управление) от 12.01.2010 №75 ЮЛ-09 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявленные требования, с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства, обоснованы малозначительностью совершенного административного правонарушения, что не было учтено Управлением при рассмотрении административного дела.

Управление в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В данном случае существенная угроза общественным интересам выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Совершенное ОВД по Центральному району г. Барнаула правонарушение нарушает установленный порядок функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Арбитражный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, ревизий финансово-хозяйственной деятельности ОВД по Центральному  району
 г. Барнаула Алтайского края за период с 01.04.2007 по 30.09.2009, проведенной ревизионной группой Барнаульского территориального отдела Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае, выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета.

По результатам рассмотрения дела вынесено постановление о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Нецелевое использование средств федерального бюджета выразилось в следующем.

Средства федерального бюджета, поступившие по главе 188 «Министерство внутренних дел», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0302 «Органы внутренних дел», целевой статье 2025800 «Военный персонал», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье 211 «Заработная плата», фактически использованы на заработную плату вольнонаемным сотрудникам по главе 188 «Министерство внутренних дел», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0302 «Органы внутренних дел», целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье 211 «Заработная плата», в сумме 3 767 рублей 00 копеек, что подтверждается актом ревизии от 17.12.2009г. с приложениями, расходным кассовым ордером (платежная ведомость) от 19.06.2009 №344, отчетом по кассовой книге за 19.06.2009г., анализом счета 201.04.1.1., анализом счета 201.04.1.1. по субконто «Заработная плата».

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Заявитель нарушил положения Бюджетного кодекса РФ и положения Приказа Министерства Финансов РФ от 25.12.2008г.
 № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на конкретные цели.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Состав вышеуказанного административного правонарушения считается законченным правонарушением в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления вредных последствий. Под признаки правонарушения, предусмотренного статей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпадает и временное отвлечение бюджетных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат положений, позволяющих рассматривать наличие либо отсутствие состава указанного правонарушения по итогам финансового года.

В связи с изложенным каждая расчетно-платежная операция, совершенная в нарушение условий предоставления денежных средств, является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств, за совершение которого лицо, его совершившее, подлежит привлечению к предусмотренной законодательством ответственности.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Факт использования бюджетных средств учреждением на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, судом установлен, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и пояснениями представителя заявителя, данными в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ОВД по Центральному району г. Барнаула состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

Между тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 указанного постановления).

Из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также из разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004
 №10 не следует, что положения статьи 2.9 КоАП РФ не могут применяться к составу административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Оценив представленные в совокупности доказательства, Арбитражный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ общественным отношениям, то есть о малозначительности правонарушения, совершенного в связи с оплатой труда вольнонаемных работников 19.06.2009г. в сумме 3 767 рублей 00 копеек.

При этом денежные средства, снятые со статьи «Заработная плата», 26.06.2009г. были в полном объеме восстановлены по указанной целевой статье.

За допущенное правонарушение начальник и главный бухгалтер ОВД по Центральному району г. Барнаула понесли административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей, что административным органом не оспаривается.

В данном случае совершенное ОВД по Центральному району
 г.Барнаула административное правонарушение является малозначительным, то есть формально содержит признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины и роли правонарушения в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий) не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.

Штраф в размере 40 000 рублей для ОВД по Центральному району г. Барнаула, по мнению суда, является несоразмерным совершенному заявителем правонарушению.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 17 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Данная правовая позиция отражена в постановлениях Федерального Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2010г. №КА-А40/15120-09 и Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.07.2009г. №А82-4094/2009-28, Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010
 №07АП-10638/09.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным полностью и отменить постановление Межрегионального территориального управления в Алтайском крае Федеральной службы финансово - бюджетного надзора от 12.01.2010г. № 75ЮЛ-09 о наложении штрафа на Отдел внутренних дел по Центральному району г. Барнаула в размере 40 000 рублей и ограничиться устным замечанием.

Решение суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

   Судья М.В.Старцева