АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
«02» июля 2010г. Дело № А03-1058/2010
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 02 июля 2010 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Зелениной С.Н., при ведении протокола лично судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А03-1058/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Стэлс-центр», г.Барнаул к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г.Барнаул, о понуждении к исполнению обязательства,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1 (доверенность от 25.01.2010г.)
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 25.02.2010г.)
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Стэлс-центр», г.Барнаул (далее – ООО «Стэлс-центр») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г.Барнаул (далее – Управление) об обязании ответчика исполнить обязательства по договору № 18 от 29.06.2009г. о предоставлении гранта и перечислить истцу 300 000 руб. Также истец заявил о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. (дело № А03-1058/2010).
26.05.2010г. общество с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Стэлс-центр» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании необоснованным одностороннего отказа ответчика от исполнения договора о предоставлении гранта № 18 от 29.06.2009г. и о признании недействительным расторжения указанного договора (дело № А03-6712/2010).
По ходатайству истца суд согласно ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединил в одно производство оба дела ( № А03-1058/2010 и № А03-6712/2010), присвоив номер дела № А03-1058/2010.
Исковые требования обоснованным тем, что ответчик неправомерно отказал в выплате гранта, отказавшись от исполнения договора № 18 от 29.06.2009г. по надуманным основаниям.
Представитель истца поддержал требования в полном объеме, пояснил, что исполнил все обязательства, предусмотренные договором.
Ответчик с исками не согласен, мотивируя тем, что основания для отказа в исполнении договора № 18 от 29.06.2009г. изложены в уведомлениях от 18.12.2009г. и 25.01.2010г., предварительно были проверены. Приказом № 105 от 25.09.09г. признан утратившим силу приказ № 61 от 02.07.2009г. о выплате истцу гранта в размере 300 000 руб.
Представитель ответчика просит в иске отказать, пояснил, что кроме оснований, указанных в уведомлениях об отказе от исполнения договора № 18, имеются другие – истцом не представлено документов о расходах на приобретение имущества в целях подтверждения реализации проекта. Полагает, что договор расторгнут с 18.12.2009г.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 пояснила, что работает главным специалистом отдела финансовой поддержки в Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и инфраструктуры, подтвердила тот факт, что истец ежеквартально сдает отчеты о хозяйственной деятельности до настоящего времени.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО4 пояснила, что работает у истца бухгалтером с 02.03.2009г., принимала участие в сборе и подготовке документов для участия предприятия в конкурсе на получение гранта, до настоящего времени сдает ежеквартальные отчеты о деятельности общества ответчику.
Рассмотрение дела откладывалось, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв до 18.06.2010г.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется данным федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
На основании части 2 статьи 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 17.11.2008 № 110-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае (с изменениями от 10.11.2009 года) установлено, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», других федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской федерации, Уставе (Основном Законе) Алтайского края, данном Законе и других нормативных правовых актах Алтайского края, а также муниципальных правовых актах.
Согласно подпунктам 2-3 пункта 3 статьи 8 указанного закона Алтайского края к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края отнесена разработка проектов законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов Алтайского края, программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, реализация программ развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края.
Пунктом 2.6. Перечня мероприятий ведомственной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 07.11.2007 № 507 (с последующими изменениями), предусмотрена поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства путем предоставления грантов для открытия собственного бизнеса.
Согласно пункту 2 постановления Администрации Алтайского края от
25.03.2009 № 106 «О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса» управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры необходимо:
организовать проведение конкурсного отбора начинающих субъектов малого предпринимательства по предоставлению грантов для открытия собственного бизнеса и обеспечить контроль за целевым использованием выделенных средств;
создать комиссию по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, претендующих на предоставление грантов, и утвердить ее состав;
выплаты грантов субъектам малого предпринимательства осуществлять в соответствии с утвержденным Порядком.
Абзацем первым пункта 9 Порядка предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса установлено, что Положение о порядке проведения конкурса по предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса утверждается приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Комиссия рассматривает экспертные заключения по ; бизнес-проекту и принимает решение о предоставлении гранта или об отказе в их предоставлении. Рабочим органом Комиссии является Управление.
Абзацами 5-6 пункта 11 указанного Порядка предусмотрено, что управление контролирует деятельность Субъектов по выполнению бизнес-проектов, выполнение Субъектом условий Договора.
Предоставление начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса в Алтайском крае осуществляется на основании Порядка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 25.03.2009 №106.
В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Порядка грант - это субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов. Источник выплаты - краевой бюджет и средства, поступившие из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 13 Порядка Субъект обязан использовать грант по целевому назначению и выполнять условия договора.
На право получения гранта был проведен конкурс, в котором одним из победителей стал истец, что следует из протокола комиссии по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, претендующих на оказание государственной поддержки № 2 от 17.06.2009г.
29.06.2009г. стороны заключили договор о предоставлении гранта № 18, в соответствии с которым грантодатель безвозмездно передает денежные средства (далее – грант) для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, утвержденном постановлением Администрации края от 25.03.2009г. № 106 «О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса» и настоящим договором.
Согласно условиям договора (п. 1.2) грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта «Частная детективная и охранная деятельность» в соответствии с календарным планом работ (приложение 3 1 к договору).
Общая сумма гранта согласно условиям договора не может превышать 300 000 руб., конкретная сумма гранта перечисляется грантополучателю на основании документов, подтверждающих соответствующие расходы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, договоры и т.п.) и может осуществляться поэтапно в соответствии с календарным планом реализации бизнес-проекта.
Во исполнение обязательств истец предоставил бизнес-план на 2009 год и другие документы, подтверждающие деятельность общества.
02.07.2009г. был издан приказ № 61 Управления о перечислении истцу гранта в сумме 300 000 руб.
Впоследствии в рамках исполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 9 и 11 Порядка 16.09.2009, состоялось заседание комиссии по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, претендующих на оказание государственной поддержки. Решением данной комиссии управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (протокол № 5 от 16.09.2009) в рамках заключенных договоров рекомендовано провести анализ реализации бизнес-проектов победителей первого конкурса по предоставлению грантов на предмет выполнения ими календарного плана и достоверности предоставленных сведений.
Пунктами З.З.1., 3.3.2., 3.3.5..3.3.7 договора от 29.06.2009 № 18 также предусмотрено право на осуществление контроля за выполнением Грантополучателем возложенных на него обязанностей.
По результатам проверки, проведенной специалистами управления, по указанному в документах адресу: <...> ООО ЧОП «Стэлс-центр» не размещалось.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1)не представлены документы, определенные соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства или предоставлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки.
В результате проведенных проверок приказом управления от 25.09.2009 № 105 отменен приказ управления от 02.07.2009 № 61 о перечислении грантов, в том числе и ООО ЧОП «Стэлс-центр».
В соответствии с п. 4.2 договора грантополучатель (истец) обязан: незамедлительно информаировать грантодателя об обнаруженной грантополучателем невозможности полдучить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работ по проекту; представлять грантодателю отчетность по форме и в сроки, установленные договором; обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные договором; соблюдать покатели бизнес-проекта, в том числе по уровню заработной платы и количеству дополнительных рабочих мест.
Согласно п. 3.3.5 договора № 18 грантодатель отказывается от исполнения договора гранта в случае непредоставления грантополучателем документов, касающихся расходования полученного гранта, в случае нецелевого расходования гранта, в случае предоставления недостоверных либо сфальсифицированных документов, а также в случаях нарушения условий, установленных при предоставлении грантов.
В соответствии с п. 6.2 договора грантополучатель, имеющий задолженность перед бюджетом по налогам, сборам и взносам на последнюю отчетную дату, не соблюдающий показателей бизнес-проекта по уровню заработной платы и количеству дополнительных рабочих мест, нарушивший условия «Порядка предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса» и настоящего договора, обязан вернуть выплаченные ему бюджетные средства в краевой бюджет не позднее 30 календарных дней с даты оформления соответствующего протокола заседания комиссии.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что грантодатель в одностороннем порядке может отказаться от исполнения взятых по договору обязательств в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.3.5, 6.2 договора, либо при выявлении им очевидной невозможности получения ожидаемых результатов по бизнес-проекту, и иных случаев, предусмотренных договором.
Полагая, что истец предоставил недостаточно сведений о размещении предприятия, что могло повлиять на невозможность ожидаемых результатов по бизнесу, ответчик направил истцу уведомление от 18.12.2009г., в котором сообщил о том, что в соответствии с пунктами 3.3.5, 7.2 договора о предоставлении гранта от 29.06.2009г. № 18 грантодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения взятых на себя обязательств в случае предоставления грантополучателем недостоверных сведений, либо при выявлении очевидной невозможности получения ожидаемых результатов по бизнес-проекту.
На обращение истца о выплате денежных средств, ответчик в письме от 25.01.2010г. сообщил, что в результате проведенных мероприятий было выявлено, что в нарушение абзаца 5 пункта 4.2 договора предприятием не соблюдены показатели бизнес-проекта по уровню заработной платы. Так, в соответствии с бизнес-проектом заработная плата наемных работников должна составлять не менее 6 000 руб. Согласно представленных обществом форм 4 ФСС по состоянию на 01.07.2009г., 01.10.2009г., 01.01.2010г. уровень заработной платы не соответствовал заявленному в бизнес-проекте показателю. Таким образом, на основании п. 3.3.5 и п. 7.2 договора грантодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения взятых на себя обязательств.
Выплата гранта не произведена.
Давая оценку изложенным обстоятельствам, суд приходит к следующему.
По мнению суда, изложенные в уведомлениях Управления от 18.12.2009г. и 25.01.2010г. основания для отказа от исполнения договора не нашли своего подтверждения.
Так, из представленных истцом документов (договор аренды, сведения об арендной плате, выписка из ЕГРЮЛ и др.), следует, что общество зарегистрировано по адресу: ул. Северо-Западная, 2а г.Барнаула, расположено по этому же адресу, основанием пользования помещения является договор аренды от 22.01.2009г., заключенный истцом с ОАО «АНИТИМ», впоследствии договор аренды пролонгирован до 30.11.2010г.
Кроме того, суд принимает во внимание, что сам ответчик всю корреспонденцию направлял истцу по вышеуказанному им адресу, которая вручалась адресату.
В соответствии с утвержденным сторонами бизнес-планом после осуществления бизнес-плана уровень заработной платы составит: нелицензированных охранников – 6 000 руб., лицензированных – 8500 – 9000 руб. в месяц.
Поскольку осуществление бизнес-плана должно быть произведено после выплаты гранта, то довод ответчика об отсутствии повышения заработной платы до выплаты гранта является несостоятельным.
Таким образом, суд находит, что основания для отказа от исполнения договора № 18, указанные ответчиком в уведомлениях от 18.12.09г. и 25.01.2010г., не нашли подтверждения, в связи с чем отказ от исполнения договора № 18 был безосновательным.
При этом суд принимает во внимание то, что, заявив 18.12.2009г. о праве на отказ от исполнения договора и прекращении действия договора с этого времени, у ответчика не было оснований для повторного отказа от исполнения договор по другому основанию.
Также суд принимает во внимание, что из текста уведомлений не усматривается заявление ответчика об отказе от исполнения договора, сроке прекращения его действия, а фактически разъясняется право, предусмотренное договором – на отказ от его исполнения.
Кроме того, суд учитывает, что материалами дела и показаниями свидетелей подтверждается продолжение исполнения сторонами обязательств по договору – о ежеквартальном предоставлении отчетов истцом о деятельности общества, ответчиком отчеты принимаются.
Принимая во внимание изложенное, суд находит требования истца о признании необоснованным отказа ответчика от исполнения договора о предоставлении гранта, что повлекло необоснованное расторжение договора, правомерными, в связи с чем суд находит необходимым обязать ответчика исполнить обязательства по договору № 18.
В удовлетворении требования об обязании ответчика перечислить ему 300 00 руб. гранта, суд находит необходимым отказать, поскольку приказ № 61 от 02.07.2009г., являвшийся основанием для перечисления денежных средств, признан утратившим силу в соответствии с приказом № 105 от 25.09.2009г., оснований для определения судом суммы гранта, подлежащей выплате, не имеется.
Довод ответчика о том, что истец не исполнил иные обязательства по договору, а именно – не представил документы, подтверждающие расходы на ведение деятельности (приобретение автомобиля) суд не может принять во внимание, так как этот довод не был основанием для отказа от исполнения договора при направлении уведомлений от 18.12.2009г. и 25.01.2010г.
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате услуг представителя истца в сумме 15 000 руб. суд возлагает на ответчика.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины всего в сумме 6 000 руб. суд возлагает на ответчика.
На основании статей 309, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 106, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать необоснованным односторонний отказ Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от исполнения договора № 18 от 29.06.2009г. о предоставлении гранта и признать недействительным расторжение договора о предоставлении гранта № 18 от 29.06.2009г.
Обязать Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры исполнить обязательства по договору № 18 от 29.06.2009г. о предоставлении гранта.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в пользу общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Стэлс-центр», г.Барнаул расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб. и расходы по госпошлине в сумме 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья С.Н. Зеленина