ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10606/09 от 02.09.2009 АС Алтайского края

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул Дело № А03-10606/2009

02 сентября 2009 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при ведении протокола судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ларичихинский леспромхоз», с. Ларичиха

об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края, г. Барнаул о привлечении к административной ответственности

при участии:

- от заявителя – Овсянниковой Т.А., доверенность от 07.05.2009 № 385,

- от административного органа – Безугляка В.В., доверенность от 26.03.2009 № 06-2-33/80, Чаркиной А.С., доверенность от 11.01.2009 № 06-2-33/2

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Ларичихинский леспромхоз» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Алтайского края (далее – управление, административный орган) от 03.08.2009 № 03-26-04/09 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований указало на то, что административное производство возбуждено по результатам проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проведенной в рамках гражданско-правовых отношений. Также считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, поскольку заготовка древесины проводилась в сентябре 2008 и в декабре 2008 года, а предельный срок проведения весенней доочистки на момент проведения проверки не наступил. Полагает, что акт проверки является недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении, так как он составлен в одностороннем порядке, представитель общества на его составление не приглашался, объяснения по указанным в акте нарушениям не истребовались. В нарушение действующего законодательства по одному акту проверки возбуждено несколько административных дел.

Административный орган в отзыве на заявление требование считает необоснованным. Указал, что заявитель привлечен к ответственности при наличии законных оснований, в рамках полномочий административного органа и с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представители заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ларичихинский леспромхоз» является арендатором участка лесного фонда в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 15.01.2005 № 1.

На основании указанного договора для выполнения работ по заготовке и вывозке древесины в квартале № 171, выделе №16 делянке №1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества обществу выдан лесорубочный билет от 16.01.2008 № 1, согласно которому очистка мест рубок от порубочных остатков производится путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в непожароопасный период. Лесорубочным билетом установлен срок окончания заготовки и вывозки древесины – 15.01.2009.

В период с 01.09.2008 по 30.09.2008 обществом проведены работы по заготовке и вывозке древесины в квартале 171, выделе № 16 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества.

Окончание пожароопасного периода 2008 года установлено приказом управления лесами Алтайского края от 10.11.2008 № 131.

Начало пожароопасного периода 2009 года установлено с 10.04.2009 приказом управления лесами Алтайского края от 09.04.2009 № 42.

В ходе проведения Управлением 22.05.2009 проверки условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1 в квартале № 171, выделе № 16 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества выявлено, что при сжигании порубочных остатков обществом не обеспечено их полное сгорание, порубочные остатки разбросаны по всей площади лесосеки. На лесосеке оставлена валежная, мелкотоварная и неликвидная древесина. Сжигание части порубочных остатков производилось в непосредственной близости от сырорастущих деревьев, вследствие чего повреждено не до степени прекращения роста одно дерево породы сосна диаметром 32 см.

По данному факту в отношении общества 20.07.09 составлен протокол № 03-26-04/09 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании указанного протокола и материалов заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Управления лесами Алтайского края 03.08.2009 принято постановление № 03-26-04/09, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 2, 4 статьи 8.25, части 1 статьи 8.31, стати 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не обоснованными по следующим основаниям.

В силу требований подпункта «в» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при осуществлений рубки лесных насаждений общество обязано завершить сжигание порубочных остатков до начала пожароопасного сезона.

В соответствии с пунктом 18 Правил пожарной безопасности в лесах при сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

В соответствии с п. 5. Правил пожарной безопасности в лесах указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды утверждены приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 № 532.

В силу п. 3 указанных Требований меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в числе прочих и в снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков.

Как видно из материалов дела, общество при проведении работ по заготовке древесины в квартале № 171, выделе № 16 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества не произвело очистку лесосеки одновременно с заготовкой древесины, при частичном сжигании порубочных остатков допустило повреждение одного сырорастущего дерева породы сосна, не обеспечило полное сгорание порубочных остатков, чем нарушило п/п. «б» п. 3, п. 16, п/п. «б» и «в» п. 17, п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах.

Нарушение обществом Правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.32 КоАП РФ.

В силу п/п. «б», «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786), Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 №301 (разделы 48-84), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17), порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост, коротье) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства. Отходы от лесозаготовок, своевременно не уложенные в кучи и не сожженные, загрязняют леса.

Следовательно, невыполнение обществом своевременной очистки лесосеки, расположенной в квартале № 171, выделе № 16 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества, загрязнение лесного участка отходами от лесозаготовок нарушают п/п. «б», «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».

Нарушение обществом Правил санитарной безопасности в лесах РФ влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

В силу п.п. 60, 61 Правил заготовки древесины при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается, в числе прочего, очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника. При этом очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины одним из нескольких способов, в том числе, сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период.

Таким образом, невыполнение обществом очистки лесосеки одновременно с заготовкой путем укладки порубочных остатков в кучи, неуборка неликвидной древесины и валежника нарушают п.п. 60, 61 Правил заготовки древесины.

Нарушение обществом Правил заготовки древесины влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Таким образом, нарушение обществом вышеуказанных правил является нарушением порядка осуществления рубок лесных насаждений.

Нарушение обществом порядка осуществления, рубок лесных насаждений влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 3.4.15, 3.4.32, 3.4.34, 3.4.38 договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1 общество обязано при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, не допускать захламления при рубке леса, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, не допускать захламления производственными отходами и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка.

Исходя из вышеизложенного, невыполнение обществом очистки лесосеки одновременно с заготовкой путем укладки порубочных остатков в кучи, неосуществление уборки валежной древесины, загрязнение лесного участка отходами от лесозаготовок, нарушение обществом требований правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах РФ, правил заготовки древесины, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушают условия договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1, предусмотренные пунктами 3.4.15, 3.4.32, 3.4.34, 3.4.38.

Использование обществом лесов с нарушением договора аренды лесного участка влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Доказательства нарушения обществом требований лесного и природоохранного законодательства Российской Федерации в материалы дела представлены, поэтому административный орган на законных основаниях назначил обществу оспариваемым постановлением административное наказание.

Довод заявителя о незаконном возбуждении административного производства по результатам проведения в рамках гражданско-правовых отношений проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка судом отклоняется, поскольку в данном случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административных правонарушений.

Довод общества о невозможности принятия в качестве доказательства составленного в отсутствие представителя общества акта проверки, судом также отклоняется как противоречащий фактическим материал дела.

Так, из содержания акта проверки от 22.05.2009 следует, что составлен он в присутствии представителя общества - начальника лесного отдела ОАО «Ларичихинский лесхоз» Маленко С.С. Представителем общества также были даны письменные объяснения к акту, согласно которым весенняя доочистка была проведена ранней весной, когда еще не полностью сошел снежный покров.

Подлежит отклонению и довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку в подтверждение данного довода общество ссылается на тот факт, что на момент проверки срок проведения весенней доочистки не наступил, так как общество осуществляло заготовку древесины не только в сентябре, но и в декабре 2008 года. Однако суд оценивает данное утверждение критически, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении документы, подтверждающие выполнение работ по заготовке древесины в декабре 2008 года, обществом не представлялись

Кроме того, согласно выданному обществу лесорубочному билету от 16.01.2008 N 1 срок окончания заготовки и вывозки древесины установлен 15.01.2009 с указанием осуществления очистки лесосеки - одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыв между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку, сбор порубочных остатков в кучи со сжиганием в непожароопасный период.

Таким образом, к 15.01.2009 обществом должны были быть закончены все лесохозяйственные работы.

Что касается ссылки заявителя на ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то она также является необоснованной, поскольку указанной нормой регламентируется порядок назначения административного наказания при совершении одного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений.

В рассматриваемом случае обществом допущены нарушения лесного законодательства в различных кварталах и выделах лесного участка, рубки на них производились в разное время и по различным лесорубочным билетам, в связи с чем нельзя признать, что обществом совершено одно действие и в данном случае положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.

В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, что и было осуществлено административным органом.

Нарушений процессуальных прав общества при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.

Оспариваемое постановление принято административным органом в пределах своей компетенции.

С учетом приведенных выше оснований суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.В.Русских

2