АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.:(385-2) 61-92-78, факс: 61-92-93,
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
Дело №А03-10607/2009
10 сентября 2009 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Матвиенко В.И., при личном ведении протокола, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ларичихинский леспромхоз» с. Ларичиха к Управлению лесами Алтайского края, г. Барнаул об оспаривании постановления № 03-26-08/09 от 03.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.31, статье 8.32, частям 1, 2, 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя – представители: ФИО1 по доверенности от 07.05.2009г. № 385,
ФИО2 по доверенности от 10.09.2009 г. № 389,
от административного органа – заместитель начальника отдела ФИО3 по доверенности от 26.03.2009 № 06-233/80,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Ларичихинский леспромхоз» с. Ларичиха (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению лесами Алтайского края, г. Барнаул (далее – административный орган, управление) об отмене постановления № 03-26-08/09 от 03.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.31, статье 8.32, частями 1, 2, 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В обоснование заявленных требований общество указало на отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершения им административного правонарушения, а также правомочий у должностного лица административного органа на составление протокола об административном правонарушении. Акт проверки от 22.05.2009 г. составлен с нарушением действующего законодательства, поэтому не может быть надлежащим доказательством обстоятельств административного правонарушения. Возникшие правоотношения между сторонами должны регулироваться положениями гражданского законодательства, а не административного. Кроме этого, общество за одно правонарушение привлечено к административной ответственности дважды. По административным правонарушениям, предусмотренными частями 1 и 2 статьи 8.25 КоАП РФ истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Административный орган в отзыве на заявление ссылается на несостоятельность доводов общества, поскольку оно не приняло всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и условий договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 30.12.2008 г. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом с участием представителя леспромхоза. Выявленные в ходе проведения проверки нарушения, отражены в актах проверки от 22.05.2009 г. и от 04.06.2009 г., и протоколе об административном правонарушении от 20.07.2009 г. Действия (бездействия) общества частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 КоАП РФ квалифицированы правильно. В связи с чем, заявленные требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представители общества, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили оспариваемое постановление отменить.
Представитель административного органа просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «Ларичихинский леспромхоз» является арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды участка лесного фонда № 1 от 15.01.2005 г.
Указанный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ и подписан сторонами 30.12.2008 г. № П-15/1.
В соответствии с условиями договора аренды участка лесного фонда от 30.12.2008 г. № П-15/1 и поданной лесной декларацией от 06.04.2009 г. общество в апреле – мае 2009 года выполняло работы по заготовке и вывозке древесины в квартале № 35, выделе № 17 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества.
22 мая 2009 года комиссией Управления лесами проведена проверка соблюдения обществом условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 г. № П-15/1 в квартале № 35, выделе № 17 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества.
Согласно Актам проверки от 22.05.2009 г. и 04.06.2009 г. в ходе проверки выявлено, что порубочные остатки уложены в кучи, часть из которых расположена под кронами сырорастущих деревьев. Территория лесосеки площадью 0,15 га не очищена от порубочных остатков. На лесосеке оставлена неубранной валежная древесина, не вырублен подрост малоценных пород. В лесосеке оставлены поврежденные, с замедленным ростом, сухостойные деревья, подлежащие первоочередной рубке. У общества отсутствует ведомость учета подроста и молодняка. Отвод и таксация лесосеки выполнены с нарушением действующих норм и правил: визири лесосеки не расчищены (не обрублены сучья и ветки), отсутствует один деляночный столб. На одном деляночном столбе отсутствуют соответствующие надписи: промер линий и визиров, углов (румбов) лесосеки по факту не соответствуют материалам отвода. При сплошном пересчете пней от срубленных деревьев выявлено, что вместо 100 отведенных деревьев фактически срублено 182 дерева, т.е. срублено 82 дерева, не отведенных в рубку.
Выявленные в ходе проверки нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении № 03-26-08/09 от 20.07.2009 г. по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8. 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Протокол составлен заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора управления лесами Алтайского края, заместителем старшего государственного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО3 с участием представителя общества ФИО2, действующей по доверенности от 20.07.2009 г., которой были разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5 и 29.3 КоАП РФ и статьи 51 Конституции РФ.
Каких-либо ходатайств или заявлений от представителя общества при составлении протокола об административном правонарушении не поступило. В его объяснении указано на несогласие с выявленными замечаниями.
03.08.2009 г. заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного контроля и надзора управления лесами Алтайского края, заместителем старшего Государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО3, на основании данного протокола, вынесено постановление № 03-26-08/09 о привлечении общества к административной ответственности по частям 1, 2, 4 статьи 8.25, части 1 статьи 8.31, статьи 8.32 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в деле документам, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно Положению об Управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 г. № 18 Управление осуществляет государственный лесной контроль и надзор, а также имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 5.10 и п.,, 6.5).
Постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2007 г. № 574 (в редакции Постановления от 20.02.2008 № 7) утвержден Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Алтайского края и являющихся государственными лесными инспекторами.
В пункте 4 Перечня в качестве должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами указаны – заместители начальников отделов охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора, организации и обеспечения использования лесов, лесовосстановления и защитного лесоразведения управления лесами Алтайского края.
В силу части 2 статьи 23.24 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных рассматривать дела в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, о правонарушениях, предусмотренных статьями 8.24-8.27, 8.29-8.32 КоАП РФ вправе старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации, их заместители.
Заместитель начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Управления лесами Алтайского края ФИО3 одновременно по должности является заместителем старшего государственного инспектора в лесничествах и лесопарках.
Следовательно, он вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать их в пределах своей компетенции.
Довод общества о том, что ФИО3 не вправе был составлять протокол об административном правонарушении, поскольку у него имелось лишь распоряжение заместителя начальника управления № 99 от 13.05.2009 г. на проведение проверки соблюдения обществом условий договоров аренды лесных участков, суд находит не основанным на законе.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, обязательными условиями для проведения процедуры в порядке административного производства являются: наличие у должностного лица полномочий для составления протокола об административном правонарушении и обнаружение им обстоятельств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора ФИО3 в ходе проведения проверки соблюдения обществом условий договоров аренды лесных участков от 07.04.2008 г. № 2008/02 АЗ-1-3 и от 30.12.2008 № II-15/1 были выявлены нарушения, подпадающие под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25 , частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 КоАП РФ.
Данные нарушения отражены в Акте проверки от 22.05.2009 г.
При этом суд учитывает, что проверка проводилась с участием представителей общества – начальника лесного отдела ФИО2 по доверенности от 21.05.2009 г. и мастера лесного отдела ФИО4 по доверенности от 21.05.2009 г.
В Акте отражено несогласие представителя общества ФИО2 с нарушениями пунктов 3.4.15 и 3.4.35 договоров аренды лесных участков. Однако каких-либо конкретных обстоятельств в обоснование своих возражений представителем общества не указано.
Поскольку Акт от 22.06.2009 г. составлен в отношении двух арендуемых участков, 04.06.2009 г. должностными лицами управления был составлен Акт № 1 по нарушениям, выявленным в ходе проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 г. в квартале № 35, выделах № 17 делянке № 1.
В данном Акте отражены те же нарушения, что и Акте от 22.06.2009 г., касающиеся лесного участка в квартале № 35, выделах № 17 делянке № 1. Поэтому у суда нет оснований ставить под сомнение, содержащиеся в нем сведения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательства, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 184 рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно договору аренды участка лесного фонда от 30.12.2008 г. № II-15/1 и в соответствии с поданной декларацией от 06.04.2009 г. общество в апреле 2009 г. осуществляло заготовку и вывозку древесины на лесосеке № 35, выделе № 17, делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества. Срок проведения лесохозяйственных работ на указанной лесосеке истекает 06.04.2010 г. Следовательно, общество до указанной даты обязано обеспечить соблюдение лесного законодательства на используемом лесном участке.
Вместе с тем, как указано в Акте от 22.05.2009 г., в ходе проведенной проверки, соблюдения условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 г. были выявлены нарушения, которые послужили основанием для составления протокола об административных правонарушениях № 03-26-08/09 от 20.07.2009 г.
Суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения обществом действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с диспозицией данной статьи закона административным правонарушением является нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Поскольку данная норма закона является отсылочной, поэтому для привлечения виновного лица к административной ответственности необходимо установить, какие правила пожарной безопасности были нарушены.
В оспариваемом постановлении управлением обоснованно указано на положения пунктов 3, 5, 16, 17 (п.п. «б») Правил пожарной безопасности, утвержденных Правительством РФ от 30.-6.2007 № 417 (далее – Правила).
Согласно пункту 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане или юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 5 Правил в лесах указанных подпунктах «а» и «б» пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 3 Требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 г. № 532, меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в числе прочих и в снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков.
В нарушение указанных требований нормативных актов обществом не произвело очистки лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой на площади 0,15 га. На лесосеке оставлена не убранной валежная древесина.
Довод общества о том, что очистка лесосеки на указанной площади не произведена в связи с имевшей место самовольной рубкой леса не установленными лицами, суд находит несостоятельным.
Как следует из материалов дела незаконная рубка леса, неустановленными лицами произведена на участке, отведенном обществу для заготовки древесины. Как арендатор данного лесного участка общество обязано было произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на всей арендуемой площади.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
В силу подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством в порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно пункту 41 этих Правил при выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.
Как следует из материалов дела, общество своевременно не произвело очистку лесосеки на площади 0,15 га. В лесосеке оставлены поврежденные с замедленным ростом и сухостойные деревья. Порубочные остатки уложены в кучи, часть из которых расположена под кронами сырорастущих деревьев.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение правил заготовки древесины.
Административный орган в постановлении обоснованно указал на нарушение обществом требований Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 184.
Согласно подпункту «ж» пункта 8 Правил при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации, в том источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших.
В силу пункта 17 Правил работы по установлению и обозначению местности границ лесосек включают:
а) прорубку визиров, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линями, таксационными визирами и не покрытых лесом землями;
б) постановку столбов на углах лесосек;
в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;
г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также геодезическую привязку к квартальным просекам, таксационными визирами или другим постоянным ориентирам.
Согласно части 3 пункта 18 Правил на визирах лесосек, отводимых под выборочные рубки слепых, перестойных лесных насаждений, а также рубки ухода за лесами и выборочные санитарные рубки, деревья не срубаются и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а также рубки кустарника.
В соответствии с пунктами 26 и 27 Правил при отводе и таксации лесосек проводится учет жизнеспособного подроста и молодняка ценных пород.
По результатам отвода и таксации лесосек составляется план лесосеки. К плану лесосеки прилагаются ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, ведомости учета подроста, молодняка и источников обсеменения, ведомость материальной оценки лесосеки.
Согласно пункту 35 Правил при добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья, при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса.
В силу пункта 60 Правил при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается:
вырубка подроста малоценных древесных пород или пород не соответствующих лесорастительным условиям, а также неперспективного подроста, (старого, нежизнеспособного подроста, не обеспечивающего формирование целевого древостоя, в том числе в комплексе с искусственным лесовосстановлением);
очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающего проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Согласно пункту 61 Правил очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
В нарушение вышеуказанных требований Правил обществом на лесосеке оставлена не убранной валежная древесина, Не вырублен подрост малоценных пород. У арендатора отсутствует ведомость учета подроста и молодняка. На лесосеке оставлены поврежденные с замедленным ростом, сухостойные деревья, подлежащие первоочередной рубке. Порубочные остатки уложены в кучи, часть из которых расположена под кронами сырорастущих деревьев. Отвод и таксация выполнены с нарушением действующих норм и правил: визиры, лесосеки не расчищены (не обрублены сучья и ветки), отсутствует один деляночный столб, на одном деляночном столбе отсутствуют соответствующие надписи: промер линий и визиров, углов, (румбов) лесосеки по факту не соответствуют материалам отвода.
Довод общества о том, что промер линий и визиров осуществлялся неисправным инструментом (у буссоли отсутствовала нить на одном из «усиков»), не основан на материалах дела.
Как пояснил представитель общества, в Актах проверки указаны все технические средства, которые применялись в ходе ее проведения, в том числе видеокамера «Панасоник», фотоаппарат «Саnon А550», Навигатор «GPSmar76csx», рулетки, мерные ленты. Буссоль в них не значится.
В соответствии с частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Согласно пункту 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах правилами ухода за лесами.
Указанная норма закона носит обобщающий характер. Привлечение общества по данной статье закона не противоречит положениям части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие) более строго административного наказания.
Как указано выше, обществом требования вышеназванных правил были нарушены, что является нарушением порядка осуществления рубок лесных насаждений и соответственно административным правонарушением, предусмотренным части 2 статьи 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ административным правонарушением являются действия (бездействие) по использованию лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
В соответствии с пунктами 3.4.15., 3.4.34., 3.4.35., 3.4.36., 3.4.38. договора аренды лесного участка от 30.12.2008 г. № II-15/1 общество обязано при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, производить отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими нормами и правилами, при заготовке древесины в первую очередь осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.
Невыполнение обществом очистки лесосеки одновременно с заготовкой путем укладки порубочных остатков в кучи, выполнение отвода и таксации лесосеки с нарушением действующих норм и правил, оставление в лесосеке погибших деревьев, нарушение требований пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах и правил заготовки древесины, свидетельствуют о нарушении обществом условий договора аренды лесного участка.
Кроме протокола об административном правонарушении от 20.07.2009 г. и Актов проверки обстоятельства, допущенных обществом правонарушений подтверждены фотографиями лесного участка, на котором обществом производились работы по лесозаготовке древесины.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не предоставлено доказательств, невозможности соблюдения им правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность.
Не основан на законе довод общества об истечении срока давности для привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 8.25 КоАП РФ (нарушение правил заготовки древесины и нарушении е порядка проведения рубок лесных насаждений).
Данные административные правонарушения относятся к длящимся правонарушениям.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении для привлечения к административной ответственности, начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
По делам об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении одного года со дня обнаружения.
О том, что указанные административные правонарушения относятся к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды, свидетельствует следующее.
Статья 8.25 КоАП РФ находится в 8-й главе данного Кодекса, предусматривающую административную ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от 14.03.2009 г.) «Об охране окружающей среды» объектами окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной деятельности являются леса и иная растительность.
Должностными лицами управления выявленные нарушения обнаружены 22.05.2009 г., что нашло отражение в Акте проверки.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 03.08.2009 г., т.е. в пределах срока давности.
Суд находит несостоятельным довод общества о незаконности действий должностных лиц управления по возбуждению двух дел об административных правонарушения по одному акту проверки.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по настоящему делу явились не только Акт проверки от 22.05.2009 г., но и Акт проверки от 04.06.2009 г.
Объектами проведенных проверок были два договора аренды лесных участков от 07.04.2008 № 2008/02 АЗ-1-3 и от 30.12.2008 № II-15/1, места рубок, которых находятся в различных квартала и выделах лесных участков. Рубки в них произведены в разное время и по различным лесорубочным билетам. Различными являются и обстоятельства допущенных нарушений.
В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административной ответственности», при совершении лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются должностным лицом одновременно.
Следовательно, одновременное возбуждение и последующее рассмотрение двух дел об административных правонарушениях по фактам, допущенных обществом нарушений лесного законодательства в разных лесосеках, в разное время, по различным обстоятельствам административного правонарушения, выявленных в ходе одной проверки, является обоснованным и правомерным.
Административное наказание обществу назначено в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, т.е. в пределах санкции статьи 8.32 КоАП РФ, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строго административного наказания.
Административное наказание назначено с учетом степени вины и характера совершенных правонарушений.
Нарушений административным органом процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности судом не выявлено.
Административное наказание назначено с учетом степени вины и характера совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде наложения административного штрафа в размере 25 000 рублей обоснованным.
Доводы, изложенные в заявлении общества, суд расценивает, как его желание избежать административной ответственности, допущенные административные правонарушения.
В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требования общества об отмене оспариваемого постановления № 03-26-08/09 от 03.08.2009 г.
Руководствуясь статьями207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Открытому акционерному обществу «Ларичихинский леспромхоз» с. Ларичиха в удовлетворении требования об отмене постановления заместителя начальника отдела охраны и защиты лесов государственного лесного контроля и надзора Управления лесами Алтайского края, заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО3 № 03-26-08/09 от 03.08.2009 г. о привлечении общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья В.И. Матвиенко