АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
20 ноября 2008 года
Дело №А03-10766/2008-36
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,
при ведении протокола,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евдокия», с.Волчиха
об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края, г.Барнаул о привлечении к административной ответственности,
при участии:
- от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.12.2007 б/н, ФИО2, доверенность от 01.06.2008 б/н,
- от административного органа – ФИО3, доверенность от 24.07.2007 № 06-02/13-92, ФИО4, доверенность от 04.03.2008 № 06-2-33/5
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Евдокия» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края(далее – административный орган) от 18.09.2008 № 03-26-29 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требований указало на то, что должностные лица Управления лесами Алтайского края не наделены полномочиями по осуществлению пожарного лесного надзора; в нарушение ст. 7 ФЗ № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» общество в течение 2007-2008 неоднократно подвергалось проверке со стороны Управления лесами Алтайского края; объяснения гражданина ФИО5 не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности, так как указанное лицо не являлось законным представителем общества и не обладало необходимыми полномочиями давать объяснения от имени ООО «Евдокия»; о проведении проверки общество не уведомлялось, должностные лица или представители общества при проведении проверочных мероприятий не присутствовали, с актом проверки общество ознакомлено не было. Кроме того, считает, что сам факт нарушения обществом правил пожарной безопасности в лесах административным органом не доказан.
Административный орган в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать, указав, что оспариваемое постановление принято при наличии законных оснований и в рамках предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представители заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, судом выносилось определение о перерыве в судебном заседании с 13.11.2008 до 20.11.2008.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 16.07.2008 № 186 Управлением лесами Алтайского края проведена плановая проверка соблюдения ООО «Евдокия» требований лесного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ООО «Евдокия» в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 № 1, заключенного с ФГУ «Волчихинский лесхоз», является арендатором участка лесного фонда Российской Федерации площадью 19768 га, расположенного на территории ФГУ «Волчихинский лесхоз».
Пунктом 4.2.20 вышеуказанного договора предусмотрена обязанность арендатора при осуществлении лесопользования соблюдать все требования лесного законодательства, в том числе Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, Санитарные правила в лесах РФ, Правила пожарной безопасности в лесах РФ, Наставления по рубкам ухода за лесом и т.д.
В соответствии с пунктом 4.2.22 договора арендатор обязан производить очистку от порубочных остатков мест рубок в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах РФ.
Пунктом 4.2.25 Договора предусмотрена обязанность арендатора сообщать Арендодателю о возникновении лесных пожаров.
В результате проведения обществом 26.03.2008 работ по весенней доочистке лесосеки в квартале № 133, выделах № 16, 26, делянке № 19, сопровождающихся сжиганием порубочных остатков, которые проводились без окаймления площадок минерализованной полосой, возникли два низовых пожара на лесной площади 0,25 га и 0,002 га, с повреждением лесных насаждений. Пожары были ликвидированы силами работников общества, однако отдел обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Алтайского края не был оповещен о фактах возникновения пожаров.
Для выяснения обстоятельств возникновения пожаров и установления виновных в их возникновении лиц информация о пожарах была передана в ОВД по Волчихинскому району.
По результатам проверки сотрудником милиции был составлен протокол об административном правонарушении № 8 от 14.08.2008 по ст. 8.32 КоАП РФ в отношении мастера леса ООО «Евдокия» ФИО5, по вине которого возник пожар вследствие ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей.
Постановлением от 18.08.2008 ФИО5 привлечен к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ.
По выявленным фактам нарушений подпункта «а» пункта 8 и подпункта «д» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, а также п.п. 4.2.5, 4.2.6, 4.2.9, 4.2.20, 4.2.22, 4.2.23, 4.2.25 договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 № 1 Управлением лесами Алтайского края 04.09.2008 в отношении общества составлен протокол № 03-26-29 об административных нарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25 и ст. 8.32 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и материалов проверки заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Управлением лесами Алтайского края 18.09.2008 принято постановление № 03-26-29, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 и ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 13 указанных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
Как видно из материалов дела, обществом при сжигании порубочных остатков были допущены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, условий договора аренды от 19.07.2005 участка лесного фонда Российской Федерации, что привело к возникновению двух низовых пожаров с повреждением лесных насаждений на арендованном участке лесного фонда.
Таким образом, в действиях общества содержатся признаки составов вменяемых административных правонарушений и, следовательно, привлечение его к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 и ст.8.32 КоАП РФ является правомерным.
Довод заявителя о том, что должностные лица Управления лесами алтайского края не обладают необходимыми полномочиями по осуществлению пожарного лесного надзора, подлежит отклонению ввиду нижеследующего.
Согласно пункту 1 Положения об управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 16.01.2007 N 18, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и контрольно-надзорные функции является Управление лесами Алтайского края.
Управление осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (пункт 5.1 указанного Положения).
В соответствии с частью 1 статьи 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.24 - 8.27, статьями 8.33 - 8.37 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.24 КоАП РФ, вправе в том числе старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители.
Поскольку обществу вменено нарушение условий договора аренды лесного участка и нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, то Управление лесами по Алтайскому краю правомерно провело проверку соблюдения обществом правил пожарной безопасности в лесах и рассмотрело дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25 и ст. 8.32 КоАП РФ, в пределах представленных ей полномочий.
Подлежит отклонению и довод заявителя о том, что в нарушение ст. 7 ФЗ № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» общество в течение 2007-2008 неоднократно подвергалось проверке со стороны Управления лесами Алтайского края.
Пунктом 4 статьи 7 Закона N 134-ФЗ действительно установлено, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Однако это касается только плановых проверок. В случае выявления в результате планового мероприятия по контролю нарушений законодательства деятельность данного юридического лица подлежит внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, внеплановые по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Из представленных в подтверждение своего довода доказательств – акта проверки от 06.06.2007, акта проверки от 27.06.2007 следует, что акт проверки от 06.06.2007 составлен по результатам проведенной Управлением проверки лесохозяйственной деятельности ООО «Евдокия» по указанию Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю, изложенному в письме от 28.05.2007 № 756, а акт от 27.06.2007 составлен по результатам проверки выполнения условий договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005.
Таким образом, проводимые административным органом проверки в отношении общества не были плановыми.
Кроме того, согласно утверждений административного органа, на 2007 год план проведения проверок не составлялся и плановые мероприятия по контролю Управлением не проводились, так как только 07.12.2007 был утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Алтайского края.
Довод общества о том, что факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах РФ административным органом не доказан, не может быть принят во внимание.
Как следует из представленного административным органом в материалы дела объяснения мастера леса ФИО5, работающего с 09.01.2007 в ООО «Евдокия», он осуществлял 26.03.2008 организацию работ по сжиганию порубочных остатков проводившейся весенней доочистки лесосеки в зимний период. Факт возникновения двух низовых пожаров в результате слабого контроля с его стороны он подтверждает в указанном объяснении.
Таким образом, поскольку факт возникновения пожаров по вине должностного лица ООО «Евдокия» ФИО5 подтвержден материалами дела, то довод общества о том, что оно не знало о возникновении пожара, в связи с чем и не известило об их возникновении Управление лесами Алтайского края, является необоснованным.
Довод заявителя о том, что объяснения ФИО5 не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Так, согласно представленного в материалы дела приказа о приеме работников на работу ФИО5 принят в ООО «Евдокия» в порядке перевода 08.01.2007. Данное обстоятельство подтверждается также и самим ФИО5 в объяснениях к протоколу об административном правонарушении, где он указал, что в ООО «Евдокия» работает с 09.01.2007.
Полежит отклонению и довод общества о том, что проверка проводилась без участия представителя общества, а также без извещения о ее проведении, поскольку из представленных в материалы дела актов проведения проверки от 13.08.2008 и 15.08.2008 следует, что составлялись они в присутствии ФИО6, о чем свидетельствует его подпись в указанных процессуальных документах, а дата выдачи доверенности ФИО6 (30.07.2008) на участие его в проведении контрольно-надзорных мероприятиях от имени ООО «Евдокия» при проведении плановой проверки соблюдения лесного законодательства, проводимой в период с 01.08.2008 по 29.08.2008, свидетельствует о том, что общество было извещено о проведении в отношении него проверки.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что плановая проверка общества проведена управлением в пределах его компетенции и в полном соответствии с требованиями Закона № 134-ФЗ, и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом приведенных выше оснований суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности суд не усматривает.
Оспариваемое постановление принято административным органом в пределах своей компетенции, установленной статьей 23.24 КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Меру назначенного предпринимателю наказания, которая определена по правилам статьи 4.4 КоАП РФ, суд находит обоснованной.
С учетом приведенных выше оснований суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья Е.В.Русских