ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10767/08 от 24.10.2008 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело №А03-10767/2008-26

24 октября 2008 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Михайлюк Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евдокия», с.Волчиха, об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края, г.Барнаул, о назначении административного наказания №03-26-30 от 18.09.2008г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Михайлюк Н.А.,

с участием в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.12.2007г, ФИО2, доверенность от 01.09.2008г.,

от заинтересованного лица - ФИО3, доверенность от 24.07.2008г., ФИО4, доверенность от 04.03.2008г.,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Евдокия» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления лесами Алтайского края от 18.09.2008г. №03-26-30 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.25 и статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Полагает, что доказательства, на которых административный орган основывает свои доводы, являются недопустимыми, так как были получены с нарушением закона.

Так, Управление лесами Алтайского края полномочиями по осуществлению пожарного лесного надзора не наделено, следовательно, при проведении проверки в ООО «Евдокия» не вправе было осуществлять функции пожарного надзора в лесах. Кроме того, Управлением лесами Алтайского края в течение 2007-2008 г.г. проведено несколько проверок соблюдения лесного законодательства ООО «Евдокия», что является нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Объяснения главы КФХ ФИО5, по мнению заявителя, не могут являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности, так как указанное лицо не являлось законным представителем и не обладало полномочиями давать объяснения от имени ООО «Евдокия».

Акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков от 04.09.2008г. заявитель также считает недопустимым доказательством, так как он составлен в одностороннем порядке без участия представителей ООО «Евдокия», без извещения о предстоящей проверке, без ознакомления с актом проверки.

ООО «Евдокия» не признает факт правонарушения, выразившийся в непринятии мер к ликвидации пожара и несообщении о нем Управлению лесами, поскольку о произошедшем пожаре ему известно не было.

Заявитель считает недоказанным факт нарушения ООО «Евдокия» Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, что, по его мнению, исключает также ответственность по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, поскольку вменяемое нарушение пунктов договора аренды касается пунктов, связанных с соблюдением ППБ в лесах РФ.

Управление лесами Алтайского края в отзыве на заявление и дополнении к нему считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Полагает, что порядок его принятия соответствует закону. Следы низового пожара обнаружены в ходе осуществления планового мероприятия по государственному лесному контролю на участке лесного фонда, арендованном ООО «Евдокия». На 2007 год план проведения проверок (плановых) не составлялся и плановые мероприятия по контролю Управлением не проводились, так как только 07.12.2007г. был утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Алтайского края и являющихся государственными лесными инспекторами. Пожар возник по вине крестьянско-фермерского хозяйства ФИО5, являющегося подрядчиком по договору подряда с ООО «Евдокия». Выполнение работ подрядчиком обязано контролировать ООО «Евдокия».

В судебном заседании 21 октября 2008 года объявлялся перерыв до 24 октября 2008 года.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления лесами Алтайского края 15 августа 2008 года проведена проверка соблюдения лесного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Евдокия», осуществляющим деятельность по заготовке древесины на основании договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005г. №1.

В ходе проверки установлено, что в квартале 141, выдел 23, делянка 13, допущен низовой пожар с повреждениями сырорастущих деревьев не до степени прекращения роста.

Информация о пожаре проверялась сотрудниками милиции. Было установлено, что пожар в квартале №141, выделе №23, делянке №13, возник по вине крестьянско-фермерского хозяйства ФИО5

Глава КФХ ФИО5 привлечен к административной ответственности постановлением от 18.08.2008г.

В своем объяснении работникам милиции ФИО5 сообщил, что примерно 26-27 марта 2008 года проводил работы по весенней доочистке указанной лесосеки со сжиганием порубочных остатков. Поскольку сжигаемые кучи порубочных остатков не были окаймлены минерализованной полосой шириной 0,5 метра, а снежный покров уже частично сошел, возник низовой пожар на площади примерно 0,5 га. Также пожар мог возникнуть по причине слабого заливания водой и не засыпания куч землей.

Работы по заготовке и вывозке древесины в указанном квартале, выделах 23,9, делянке 13, крестьянско-фермерское хозяйство ФИО5 выполняло на основании договора подряда от 01.01.2006г №10н, заключенного с ООО «Евдокия».

Данные обстоятельства явились основанием для составления Управлением лесами Алтайского края 04 сентября 2008 года протокола №03-26-30 об административном правонарушении в отношении ООО «Евдокия» по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.32 КоАП РФ.

Согласно указанному протоколу Обществом нарушены подпункт «а» пункта 8 и подпункт «д» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, а также условия договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 №1 (пункты 4.2.5, 4.2.6, 4.2.9,4.2.20,4.2.22, 4.2.23, 4.2.25 договора).

18 сентября 2008 года Управлением лесами Алтайского края вынесено постановление №03-26-30 о назначении ООО «Евдокия» административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.32 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд считает, что оспариваемое постановление не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах образует состав административного правонарушения.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417,в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной от минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.

Факт низового пожара в квартале 141, выдел 23, делянка 13, возникшего по вине крестьянско-фермерского хозяйства ФИО5 из-за нарушения требований подпункта «а» пункта 8 ППБ в лесах РФ, подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки от 15.08.2008г., в котором зафиксированы следы низового пожара, объяснением ФИО5, актом проверки от 04.09.2008г.

Довод заявителя о недопустимости указанных доказательств суд отклоняет по следующим основаниям.

15 августа 2008 года Управлением лесами Алтайского края проводилась плановая проверка соблюдения ООО «Евдокия» лесного законодательства в рамках полномочий этого органа. Объяснение от ФИО5 получено сотрудниками милиции не как от представителя ООО «Евдокия», а как от лица, виновного в пожаре. Мероприятия по лесопатологическому обследованию в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, не являются мероприятиями по государственному контролю, и требования Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» на них не распространяются.

Кроме того, ссылка заявителя на нарушение положений Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ судом не принимается, так как в силу статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку участок лесного фонда, на котором произошел пожар, был передан в аренду ООО «Евдокия» с целью заготовки древесины, то именно на Обществе лежала обязанность соблюдать правила пожарной безопасности при проведении рубок леса. Заключение договора подряда с крестьянско-фермерским хозяйством ФИО5 не освобождает Общество от этой обязанности, несмотря на включение в договор условий об обязанностях подрядчика выполнять требования законодательства о пожарной безопасности.

Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение требований подпункта «а» пункта 8 ППБ в лесах РФ.

Согласно подпункту «д» пункта 13 ППБ в лесах РФ юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.

ООО «Евдокия» не признает нарушение подпункта «д» пункта 13 ППБ в лесах РФ, ссылаясь на то, что о произошедшем пожаре ему известно не было.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По договору подряда №10н от 01.01.2006г. ООО «Евдокия» вправе проверять ход и качество выполнения подрядчиком задания, обязано по мере выполнения задания подрядчиком осматривать и принимать фактически выполненный объем задания (пункты 3.4.1, 6.1 договора). Следовательно, при приемке работ в квартале 141, выдел 23, делянка 13, Общество не могло не узнать о пожаре, следы которого сохранились до августа-сентября 2008 года.

Вместе с тем, в нарушение подпункта «д» пункта 13 ППБ в лесах РФ и пункта 4.2.25 договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005 №1 Общество вплоть до 13.08.2008г. не уведомило об этом Управление.

Нарушив Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, ООО «Евдокия» нарушило условия договора аренды участка лесного фонда от 19.07.2005г. №1, содержащиеся в пунктах 4.2.5, 4.2.6, 4.2.9,4.2.20,4.2.22, 4.2.23, 4.2.25 договора.

В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, на основании которого предоставляется лесной участок, образует состав административного правонарушения.

Согласно статье 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьями 8.24-8.27, статьями 8.29-8.32.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители (часть 2 статьи 23.24 КоАП РФ).

Заместитель начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Управления лесами Алтайского края является заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках и в силу статьи 23.24 КоАП РФ уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.25 и 8.32 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 10-дневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья Н.А. Михайлюк