АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело № АОЗ-10805/2009
26 октября 2009 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Бийска, г. Бийск, о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от №37-ФАС 22-ОВ/06-09 от 23.06.2009г.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное учреждение «Управление «Единое окно» Администрации города Бийска»,
при ведении протокола заседания судьей Старцевой М.В.,
с участием в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.03.2009г. № 380/01-18);
от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 11.01.2009г. № 10/9), ФИО3 (доверенность от 16.09.2009г. № 4209/9);
от третьего лица – ФИО1 (доверенность от 19.03.2009г. № 244);
У С Т А Н О В И Л :
Администрация города Бийска (далее по тексту – администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту – УФАС по Алтайскому краю) от 23.06.2009г. №37-ФАС 22-ОВ/06-09.
Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют положениям статьей 31, 32, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации; пункту 1 части 1, части 3 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктам 14, 15 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006г. № 363.
УФАС по Алтайскому краю в отзыве заявленные требования отклонило указав, что администрация г.Бийска незаконно возложила на муниципальное учреждение «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска» функции хозяйствующего субъекта, что подтверждается пунктом 2.4 Положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска» и пунктами 4, 5 постановления администрации г.Бийска № 967 от 03.06.2008г. «Об утверждении цен на работы, выполняемые МУ «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска».
Определением от 24.08.2009г. о принятии заявления к производству суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное учреждение «Управление «Единое окно» Администрации города Бийска».
Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебном заседании поддержало требования, изложенные администрацией г.Бийска в заявлении.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.06.2009г. УФАС по Алтайскому краю принято решение о признании действий администрации г.Бийска Алтайского края, выразившихся в издании муниципальных правовых актов, позволяющих муниципальному учреждению «Управление «Единое окно» администрации города Бийска» совмещать функции хозяйствующего субъекта (пункты 2.4; 2.4.1; 2.4.2; 2.4.4; 2.4.5; 2.4.6; 2.4.7; 2.4.8 Положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска», утвержденных постановлением администрации города Бийска №27 от 18.01.2008; пункты 4, 5 постановления администрации города Бийска № 967 от 03.06.2008г. «Об утверждении цен на работы выполняемые муниципальным учреждением «Управление «Единое окно» администрации города Бийска»; пункт 1 распоряжения администрации города Бийска № 817-р от 09.07.2008г.) и функции органа местного самоуправления (пункты 2.1.2.; 2.1.8.2; 2.2.1; 2.2.4; 2.2.5 Положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации города Бийска», утвержденного постановлением администрации города Бийска № 27от 18.01.2008г.), противоречащими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Также УФАС по Алтайскому краю в отношении администрации города Бийска вынесено предписание от 23.06.2009г. №37-ФАС 22-ОВ/06-09 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 25.08.2009г. путем приведения в соответствие требованиям антимонопольного законодательства : постановления от 03.06.2008г. № 967 «Об утверждении цен на работы, выполняемые МУ «Управление «Единое окно» администрации города Бийска»; постановления от 18.01.2008г. № 27 «Об утверждении положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации города Бийска»; распоряжения администрации города Бийска № 817-р от 09.07.2008г.
Не согласившись с данным решением УФАС по Алтайскому краю, администрация города Бийска обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
УФАС по Алтайскому краю в решении № 37-ФАС 22-ОВ/06-09 пришло к выводу о том, что МУ «Управление «Единое окно» незаконно совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта. При этом критерием, по которому Управление разграничивает функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта, является критерий платности исполнения обязанностей. С данным выводом суд не согласился по следующим основаниям.
Предоставление гражданам и юридическим лицам в пользование материалов соответствующих фондов (архивов) на платной основе не означает, что государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на извлечение прибыли как хозяйствующие субъекты.
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральными законами «О землеустройстве», «О геодезии и картографии», постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. № 273 «Об утверждении положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью», Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ» ГКИНП-17-002-93, утв. ФСГК РФ 15.10.93 г., Инструкцией о порядке предоставлении в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утв. приказом Федеральной службы геодезии и картографии РФ от 05.08.2002 г. № 114-пр и иными нормативными правовыми актами, на органы местного самоуправления возложены обязанности по оформлению прав, вытекающих из земельных правоотношений, а также по изготовлению, оформлению и выдаче связанных с этим документов.
Федеральным законодательством урегулирован порядок предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления земельных участков и оформления соответствующих документов на землю в отношении любых земельных участков, предоставляемых для строительства объектов недвижимости, для эксплуатации имеющихся объектов недвижимости, а также для целей, не связанных со строительством или эксплуатации. При этом за чей счет выполняются работы по оформлению указанных документов (указанных органов или граждан и юридических лиц - заказчиков), правового значения не имеет. Исполнение органом местного самоуправления обязанностей по оформлению документации за плату не означает, что орган утрачивает свои властные исполнительно-распорядительные функции и приобретает какие-либо функции хозяйствующего субъекта. Более того, в нормативных правовых актах, устанавливающих обязанности органов местного самоуправления, прямо предусмотрено, что ряд обязанностей (работ) исполняется не за счет органов местного самоуправления, а за счет заявителя (заказчика): гражданина, юридического лица, в т.ч. органа исполнительной власти.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 31 ЗК РФ в обязанность органов местного самоуправления входит утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора земельного участка. По заявлению гражданина или юридического лица орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными организациями (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ). Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия такого решения с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или об отказе в размещении объекта выдается заявителю. В случае, если в судебном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта будет признано недействительным, орган местного самоуправления возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные им в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ч.ч. 6, 7,9 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 32 ЗК РФ решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в данной статье заявления граждан или юридических лиц в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию своего решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка, включающих в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление кадастрового учета участка и т.д.
Таким образом, ЗК РФ не предусматривает обязанности органов местного самоуправления выполнять все работы, связанные с оформлением правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, бесплатно в рамках осуществления своих властно-распорядительных функций. Напротив, федеральным законодательством установлена обязанность граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, оплачивать указанные услуги.
Помимо указанных положений Земельного кодекса РФ федеральным законодательством урегулированы правоотношения по обязанию органов местного самоуправления производить землеустройство и оформлять связанные с этим документы. В соответствии со статьями 3, 4 Федерального Закона «О землеустройстве» землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства. Основанием для проведения землеустройства является решения органов государственной власти, местного самоуправления и договоры с гражданами и юридическими лицами о проведении землеустройства. Установление порядка проведения землеустройства, принятие нормативных правовых актов о землеустройстве и т.д. являются полномочиями Российской Федерации. Принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты в данной области являются обязательными для исполнения как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления и иными органами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 5 ФЗ «О землеустройстве»).
Карты (планы) объектов землеустройства являются одними из видов землеустроительной документации (ст. 19 «О землеустройстве»), которые в соответствии с ЗК РФ оформляются за счет заказчика, а не за счет органов местного самоуправления. В силу статьи 20 «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающем в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и его иные характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Пользование сведениями государственного кадастра недвижимости, картографическим материалом является платным. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 23 «О землеустройстве»).
В соответствии с разъяснениями, данными Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 24.07.2008г. №ВК/3232, карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории. Согласование прохождения устанавливаемых (уточняемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. До такого согласования и утверждения производится ряд работ, в т.ч. подготовительных, включающих в себя:
- сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащиеся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация),
- сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.
Таким образом, для проведения указанных работ использованию подлежат материалы и данные топографо-геодезического и картографического фонда города. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, включающая в себя графическую и текстовую части. Графическая часть оформляется на имеющейся картографической основе, на которой следует отобразить границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется; устанавливаемые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек; реквизиты согласования и утверждения; сведения об исполнителе работ (наименование юрлица или индивидуального предпринимателя, подпись, печать, дата составления документа). Текстовая часть составляется в виде пояснительной записки, списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания для проведения описания местоположения границ объектов землеустройства (договор, решение органа власти). Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответствующем земельном участке. Фактически, согласно вышеуказанному Письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 24.07.2008 г. № ВК/3232, производство работ по описанию местоположения земельных участков без использования имеющейся фондовой (архивной) информации не представляется возможным.
В соответствии с частями 1, 7, 9 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, на органы местного самоуправления городских округов возложена обязанность по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; а также обязанность предоставлять сведения из указанных информационных систем бесплатно или за плату. Порядок взимания такой платы устанавливается Правительством РФ.
Согласно пунктами 14, 15 «Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 363, орган местного самоуправления с учетом установленных размеров платы за предоставление сведений из информационной системы определяет общий размер платы за предоставление таких сведений. Бесплатно сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются по запросам органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций (органов) по учету объектов недвижимого имущества, учету государственного и муниципального имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, по запросам физических и юридических лиц. Оплата предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется заинтересованным лицом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход бюджета соответствующего муниципального образования. Уплаченная сумма, зачисленная в доход бюджета муниципального образования, подлежит возврату в случае, предусмотренном пунктом 19 «Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Письмом Росстроя от 24.05.2006 г. № СК-1976/02 утверждены цены на услуги архивных фондов органов архитектуры и градостроительства («Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства, инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений») - таблица № 66.
При этом указанные цены тождественны ценам, установленным «Прейскурантом на услуги геодезического архива г. Бийска, оказываемые МУ «Управление «Единое окно» Администрации г.Бийска», утвержденным Приложением № 4 к постановлению Администрации г. Бийска от 03.06.2008 г. № 967. В соответствии с общими указаниями, закрепленными в пунктом 2 названного Справочника, они предназначены для применения как заказчиками, так и исполнителями (организациями) независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
Основанием для установления оплаты, взимаемой МУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска, является как сам указанный Справочник, так и Распоряжение Администрации г. Бийска от 09.07.2008 г. № 817-р, в соответствии с которым пользователями информационных ресурсов топографо-геодезического архива города могут являться граждане и юридические лица, за пользование материалами и данными архивного фонда взимается плата за выдачу материалов топографо-геодезического архива города по расценкам, утвержденным постановлением Администрации г. Бийска от 03.06.2008 г. № 967; отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска предоставляет в пользование указанные материалы и данные после предъявления пользователем документа о внесении соответствующей платы.
Указанные положения полностью соответствуют федеральному законодательству, в соответствии с которым пользование архивными данными (материалами и данными топографо-геодезических или картографических фондов) является платным.
В частности, «Инструкция о порядке предоставлении в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда», утвержденная приказом Федеральной службы геодезии и картографии РФ от 05.08.2002 г. №114-пр, согласно ее пункт 1.2., распространяется на все органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц, предоставляющих в пользование и использующихматериалы и данные картографо-геодезического фонда. Инструкция определяет порядок представления в пользование материалов и данных фонда, порядок их использования.
В силу пункта 2.5 Инструкции предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании соответствующих разрешений. Разрешение на использование материалов и данных фонда выдается после предоставления заявителем копии документа, свидетельствующего об оплате услуг по выдаче разрешения (п. 2.14). На основании разрешения организация-фондодержатель, указанная в разрешении, предоставляет материалы (данные) фонда пользователю после предъявления пользователем документа о внесении соответствующей платы (п. 2.15). Материалы и данные фонда предоставляются пользователем на договорной основе (п. 2.16). Плата за пользование материалами и данными фонда включает в себя затраты на их создание и хранение, а также плату за услуги, (п. 2.17) Полученные средства направляются на формирование и ведение картографо-геодезического фонда.
В соответствии с пунктом1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (ГИКНП-17-002-93) к топографо-геодезическим и картографическим работам относятся геодезические, гравометрические, топографические, топографо-геодезические в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэросъемочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работы. В соответствии со статьей 1 ФЗ «О геодезии и картографии» картографо-геодезическим фондом является совокупность материалов и данных, созданных в результате осуществления геодезической и картографической деятельности. Геодезические и картографические работы специального назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц. Субъектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются в т.ч. и муниципальные образования. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности (ст. 6 «О геодезии и картографии»). Ведомственные картографо-геодезические фонды (геодезические архивы) входят в состав государственного картографо-геодезического фонда.
В соответствии со статьей 8 «О геодезии и картографии», геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для федеральных нужд, финансируется за счет средств федерального бюджета, а осуществляемая для иных нужд - финансируется за счет граждан и юридических лиц, являющихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции. При этом субъекты геодезической и картографической деятельности обязаны использовать ранее созданные геодезические и картографические материалы и данные.
В силу пункта 4 статьи 9 ФЗ «О геодезии и картографии» за пользование материалами и данными картографо-геодезического фонда для проведения геодезических и картографических работ взимается плата, включающая в себя затраты только на услуги по подбору указанных материалов и данных и изготовлению их копий, а также по их доставке. Полученные средства направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов.
Согласно пункту 1.2 «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (ГИКНП-17-002-93) порядок выдачи секретных и несекретных топографических карт планов и другой картографический продукции регламентируется специальными инструкциями. Топографо-геодезические и картографические работы на территории РФ могут выполняться любыми предприятиями при наличии лицензии, предоставляющей право осуществлять указанные в ней виды и объемы топографогеодезических работ и нести ответственность за их качество (п. 2.1. указанной Инструкции). Работа производится организацией на договорной основе. При этом выдача разрешений на выполнение проектируемых топографо-геодезических и картографических работ осуществляется органами архитектуры и градостроительства за плату, установленную соответствующими прейскурантами, утвержденными их вышестоящими органами (п. 3.11 Инструкции).
Органы архитектуры и градостроительства передают во временное пользование копии оригиналов топографических планов для выполнения на них съемки или отражения произошедших на местности изменений только после оформления заявления-разрешения на производство топографо-геодезических работ (п. 10.5), выдача предприятиям геодезических данных их каталогов производится по действующим расценкам (п. 10.7), сведения об исполненных топографо-геодезических, картографических работах выдаются по действующим расценкам (там же). Указанные данные выдаются на основании письменных запросов, в которых должны быть указаны дата и номер заявления-разрешения на производство топографо-геодезических работ, оформленного в установленном порядке в органе архитектуры и градостроительства, а также гарантии оплаты услуг (п. 10.7).
Текстом Приложения 8 к указанной Инструкции также доказывается, что пользование данными топографо-геодезического фонда является платным.
Таким образом, анализ действующего федерального законодательства свидетельствует о том, что предоставление гражданам и юридическим лицам в пользование материалов и данных соответствующих фондов (архивов) на платной основе не означает, что государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на извлечение прибыли как хозяйствующие субъекты, а лишь исполняют обязанность, возложенную на них законодательством. Полученные средства направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов, на что прямо указано в вышеизложенных нормативных правовых актах. Взимание платы МУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» не преследует цели систематического извлечения прибыли, а является частью финансирования на содержание и ведение картографо-геодезического фонда города, что не запрещено законом. МУ «Управление «Единое окно», а также отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска действуют в пределах своих полномочий, установленных постановлением Администрации г. Бийска от 18.01.2008 г. № 27 (п. 2.4.1 - 2.4.9), 24.01.2008 г. № 92 (п. 2.3.9., 2.3.13, 2.3.14, 2.3.17, 2.3.19), от 03.06.2008 г. № 967, распоряжения Администрации г. Бийска от 09.07.2008 г. № 817-р.
В оспариваемом решении не приведены доказательства незаконности осуществления МУ «Управление «Единое окно» вышеуказанной деятельности, в том числе по предоставлению в пользование гражданам и юридическим лицам материалов и данных картографо-геодезического фонда города.
В решении № 37-ФАС 22-ОВ/06-09 УФАС по Алтайскому краю, соглашаясь с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ от 26.12.95г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» за пользование материалами и данными картографо-геодезического фонда РФ взимается плата, указывает, что «…положения данного закона не устанавливают возможность взимания такой платы для органов местного самоуправления. Очевидно, что такого рода хозяйственную деятельность могут осуществлять только хозяйствующие субъекты».
Между тем, ФЗ «О геодезии и картографии» предусматривает обязанность взимания платы за пользование материалами и данными картографо-геодезического и топографического фонда прежде всего для федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а не для хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции о порядке предоставлении в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утв. приказом Федеральной службы геодезии и картографии РФ от 05.08.2002 г. № 114-пр, правила предоставления материалов и данных картографо-геодезического фонда распространяются в т.ч. на органы местного самоуправления.
Вывод УФАС по Алтайскому краю о нарушении Администрацией г.Бийска части 4 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле в РФ» не основан на законе.
Федеральный закон «Об архивном деле в РФ», на который в обоснование своей позиции об отсутствии у органов местного самоуправления права предоставлять за плату гражданам и юридическим лицам в пользование картографо-геодезический фонд сослалось Управление в решении № 37-ФАС 22-ОВ/06-09, не регулирует правоотношения в сфере предоставления материалов картографо-геодезического и топографического фондов, т.к. эти отношения регулируются специальным законом - Федеральным законом «О геодезии и картографии».
Таким образом, вывод УФАС по Алтайскому краю о нарушении Администрацией г. Бийска части 4 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле в РФ» является необоснованным.
Кроме того, доводы УФАС по Алтайскому краю, изложенные в оспариваемом заявителем решении не соответствуют положениям пункта 7 части 1 статьи 55 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в редакции от 07.05.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанной норме закона к собственным доходам местных бюджетов относится, в том числе часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Решение Думы города Бийска от 17.12.2008г. № 59 (в редакции от 20.02.2009г.) «О бюджете города на 2009 год и на плановый период в 2010 и 2011 годов») средства, полученные МУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" от оказания платных услуг в полном объеме зачисляются в доходы бюджета города.
Таким образом, полученная плата МУ «Управление «Единое окно» администрации города Бийска» от оказания услуг поступает полностью в бюджет города, а не остается в распоряжении у учреждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить полностью решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23.06.2009г. № 37-ФАС22-ОВ/06-09.
Решение суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Арбитражного суда
Алтайского края М.В.Старцева