ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-10805/09 от 26.10.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № АОЗ-10805/2009

26 октября 2009 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Бийска, г. Бийск, о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от №37-ФАС 22-ОВ/06-09 от 23.06.2009г.,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное учреждение «Управление «Единое окно» Администрации города Бийска»,

при ведении протокола заседания судьей Старцевой М.В.,

с участием в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.03.2009г. № 380/01-18);

от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 11.01.2009г. № 10/9), ФИО3 (доверенность от 16.09.2009г. № 4209/9);

от третьего лица – ФИО1 (доверенность от 19.03.2009г. № 244);

У С Т А Н О В И Л :

Администрация города Бийска (далее по тексту – администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту – УФАС по Алтайскому краю) от 23.06.2009г. №37-ФАС 22-ОВ/06-09.

Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют положениям статьей 31, 32, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации; пункту 1 части 1, части 3 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктам 14, 15 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006г. № 363.

УФАС по Алтайскому краю в отзыве заявленные требования отклонило указав, что администрация г.Бийска незаконно возложила на муниципальное учреждение «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска» функции хозяйствующего субъекта, что подтверждается пунктом 2.4 Положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска» и пунктами 4, 5 постановления администрации г.Бийска № 967 от 03.06.2008г. «Об утверждении цен на работы, выполняемые МУ «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска».

Определением от 24.08.2009г. о принятии заявления к производству суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное учреждение «Управление «Единое окно» Администрации города Бийска».

Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебном заседании поддержало требования, изложенные администрацией г.Бийска в заявлении.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 23.06.2009г. УФАС по Алтайскому краю принято решение о признании действий администрации г.Бийска Алтайского края, выразившихся в издании муниципальных правовых актов, позволяющих муниципальному учреждению «Управление «Единое окно» администрации города Бийска» совмещать функции хозяйствующего субъекта (пункты 2.4; 2.4.1; 2.4.2; 2.4.4; 2.4.5; 2.4.6; 2.4.7; 2.4.8 Положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации г.Бийска», утвержденных постановлением администрации города Бийска №27 от 18.01.2008; пункты 4, 5 постановления администрации города Бийска № 967 от 03.06.2008г. «Об утверждении цен на работы выполняемые муниципальным учреждением «Управление «Единое окно» администрации города Бийска»; пункт 1 распоряжения администрации города Бийска № 817-р от 09.07.2008г.) и функции органа местного самоуправления (пункты 2.1.2.; 2.1.8.2; 2.2.1; 2.2.4; 2.2.5 Положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации города Бийска», утвержденного постановлением администрации города Бийска № 27от 18.01.2008г.), противоречащими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также УФАС по Алтайскому краю в отношении администрации города Бийска вынесено предписание от 23.06.2009г. №37-ФАС 22-ОВ/06-09 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 25.08.2009г. путем приведения в соответствие требованиям антимонопольного законодательства : постановления от 03.06.2008г. № 967 «Об утверждении цен на работы, выполняемые МУ «Управление «Единое окно» администрации города Бийска»; постановления от 18.01.2008г. № 27 «Об утверждении положения о муниципальном учреждении «Управление «Единое окно» администрации города Бийска»; распоряжения администрации города Бийска № 817-р от 09.07.2008г.

Не согласившись с данным решением УФАС по Алтайскому краю, администрация города Бийска обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных феде­ральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

УФАС по Алтайскому краю в решении № 37-ФАС 22-ОВ/06-09 пришло к выводу о том, что МУ «Управление «Еди­ное окно» незаконно совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта. При этом критерием, по которому Управление разграничивает функции органа местного само­управления и функции хозяйствующего субъекта, является критерий платности исполнения обязанно­стей. С данным выводом суд не согласился по следующим основаниям.

Предоставление гражданам и юридическим лицам в пользование материалов соответствующих фондов (архивов) на платной основе не означает, что государственные органы и органы местного само­управления осуществляют деятельность, направленную на извлечение прибыли как хозяйствующие субъекты.

В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ, Земельным кодексом РФ, Градостроитель­ным кодексом РФ, Федеральными законами «О землеустройстве», «О геодезии и картографии», поста­новлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. № 273 «Об утверждении положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью», Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ» ГКИНП-17-002-93, утв. ФСГК РФ 15.10.93 г., Инструкцией о порядке предоставлении в пользование и использования материалов и дан­ных федерального картографо-геодезического фонда, утв. приказом Федеральной службы геодезии и картографии РФ от 05.08.2002 г. № 114-пр и иными нормативными правовыми актами, на органы ме­стного самоуправления возложены обязанности по оформлению прав, вытекающих из земельных правоотношений, а также по изготовлению, оформлению и выдаче связанных с этим документов.

Федеральным законодательством урегулирован порядок предоставления органами государст­венной власти и органами местного самоуправления земельных участков и оформления соответствую­щих документов на землю в отношении любых земельных участков, предоставляемых для строительст­ва объектов недвижимости, для эксплуатации имеющихся объектов недвижимости, а также для целей, не связанных со строительством или эксплуатации. При этом за чей счет выполняются работы по оформлению указанных документов (указанных органов или граждан и юридических лиц - заказчиков), правового значения не имеет. Исполнение органом местного самоуправления обязанностей по оформле­нию документации за плату не означает, что орган утрачивает свои властные исполнительно-распорядительные функции и приобретает какие-либо функции хозяйствующего субъекта. Более того, в нормативных правовых актах, устанавливающих обязанности органов местного самоуправления, прямо предусмотрено, что ряд обязанностей (работ) исполняется не за счет органов местного самоуправления, а за счет заявителя (заказчика): гражданина, юридического лица, в т.ч. органа исполнительной власти.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 31 ЗК РФ в обязанность органов местного самоуправле­ния входит утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора зе­мельного участка. По заявлению гражданина или юридического лица орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недви­жимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствую­щей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и про­ведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными организациями (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ). Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об от­казе в размещении объекта. Копия такого решения с приложением схемы расположения земельного уча­стка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или об отказе в разме­щении объекта выдается заявителю. В случае, если в судебном порядке решение о предварительном со­гласовании места размещения объекта будет признано недействительным, орган местного самоуправ­ления возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные им в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ч.ч. 6, 7,9 ст. 31 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 32 ЗК РФ решение органа местного самоуправления о предваритель­ном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в дан­ной статье заявления граждан или юридических лиц в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадаст­ровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка ор­ган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направ­ляет заявителю копию своего решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если государственный кадастровый учет земельного уча­стка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного само­управления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земель­ного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка, включающих в се­бя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необ­ходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление кадастрового учета участка и т.д.

Таким образом, ЗК РФ не предусматривает обязанности органов местного самоуправления выполнять все работы, связанные с оформлением правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, бесплатно в рамках осуществления своих властно-распорядительных функций. Напротив, федеральным законодательством установлена обязанность граждан и юри­дических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, оплачивать указанные услуги.

Помимо указанных положений Земельного кодекса РФ федеральным законодательством уре­гулированы правоотношения по обязанию органов местного самоуправления производить землеустрой­ство и оформлять связанные с этим документы. В соответствии со статьями 3, 4 Федерального Закона «О земле­устройстве» землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства. Основанием для проведения землеустройства является решения органов государствен­ной власти, местного самоуправления и договоры с гражданами и юридическими лицами о проведении землеустройства. Установление порядка проведения землеустройства, принятие нормативных правовых актов о землеустройстве и т.д. являются полномочиями Российской Федерации. Принятые на федеральном уровне норма­тивные правовые акты в данной области являются обязательными для исполнения как органами госу­дарственной власти, так и органами местного самоуправления и иными органами независимо от их ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности (ст. 5 ФЗ «О землеустройстве»).

Карты (планы) объектов землеустройства являются одними из видов землеустроительной до­кументации (ст. 19 «О землеустройстве»), которые в соответствии с ЗК РФ оформляются за счет заказ­чика, а не за счет органов местного самоуправления. В силу статьи 20 «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающем в графической и текстовой формах ме­стоположение, размер, границы объекта землеустройства и его иные характеристики. Карта (план) объ­екта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимо­сти, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Пользование сведениями государственного кадастра недвижимо­сти, картографическим материалом является платным. Порядок согласования и утверждения землеуст­роительной документации устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 23 «О землеустройстве»).

В соответствии с разъяснениями, данными Письмом Федерального агентства кадастра объ­ектов недвижимости от 24.07.2008г. №ВК/3232, карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или органом местного са­моуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать ре­шение об установлении границы такой территории. Согласование прохождения устанавливаемых (уточ­няемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. До такого согласования и утверждения производится ряд работ, в т.ч. подготовительных, включающих в себя:

- сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащиеся в документах по уста­новлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация),

- сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.

Таким образом, для проведения указанных работ использованию подлежат материалы и дан­ные топографо-геодезического и картографического фонда города. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, включающая в себя графическую и текстовую части. Графическая часть оформляется на имеющейся картографической основе, на кото­рой следует отобразить границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется; устанавливае­мые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек; реквизиты согла­сования и утверждения; сведения об исполнителе работ (наименование юрлица или индивидуального предпринимателя, подпись, печать, дата составления документа). Текстовая часть составляется в виде пояснительной записки, списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняе­мых) границ, списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам кото­рых проходит граница территории. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания для проведения описания местоположения границ объектов землеустройства (договор, решение органа вла­сти). Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанав­ливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответ­ствующем земельном участке. Фактически, согласно вышеуказанному Письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 24.07.2008 г. № ВК/3232, производство работ по описанию ме­стоположения земельных участков без использования имеющейся фондовой (архивной) информа­ции не представляется возможным.

В соответствии с частями 1, 7, 9 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, на органы местного само­управления городских округов возложена обязанность по ведению информационных систем обеспече­ния градостроительной деятельности путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельно­сти; а также обязанность предоставлять сведения из указанных информационных систем бесплатно или за плату. Порядок взимания такой платы устанавливается Правительством РФ.

Согласно пунктами 14, 15 «Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельно­сти», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 363, орган местного само­управления с учетом установленных размеров платы за предоставление сведений из информационной системы определяет общий размер платы за предоставление таких сведений. Бесплатно сведения, со­держащиеся в информационной системе, предоставляются по запросам органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций (органов) по учету объектов не­движимого имущества, учету государственного и муниципального имущества, а в случаях, предусмот­ренных федеральными законами, по запросам физических и юридических лиц. Оплата предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется заинтересованным лицом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в до­ход бюджета соответствующего муниципального образования. Уплаченная сумма, зачисленная в доход бюджета муниципального образования, подлежит возврату в случае, предусмотренном пунктом 19 «Положе­ния об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

Письмом Росстроя от 24.05.2006 г. № СК-1976/02 утверждены цены на услуги архивных фон­дов органов архитектуры и градостроительства («Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства, инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и со­оружений») - таблица № 66.

При этом указанные цены тождественны ценам, установленным «Прейскурантом на услуги геодезического архива г. Бийска, оказываемые МУ «Управление «Единое окно» Администрации г.Бийска», утвержденным Приложением № 4 к постановлению Администрации г. Бийска от 03.06.2008 г. № 967. В соответствии с общими указаниями, закрепленными в пунктом 2 названного Справочника, они пред­назначены для применения как заказчиками, так и исполнителями (организациями) независимо от ве­домственной принадлежности и организационно-правовых форм.

Основанием для установления оплаты, взимаемой МУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска, является как сам указанный Справочник, так и Распоряжение Администрации г. Бийска от 09.07.2008 г. № 817-р, в соответствии с которым пользователями информационных ресурсов топографо-геодезического архива города могут являться граждане и юридические лица, за пользование материалами и данными архивного фонда взимается плата за выдачу материалов топографо-геодезического архива города по расценкам, утвержденным постановлением Администрации г. Бийска от 03.06.2008 г. № 967; отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска предоставля­ет в пользование указанные материалы и данные после предъявления пользователем документа о внесе­нии соответствующей платы.

Указанные положения полностью соответствуют федеральному законодательству, в соответст­вии с которым пользование архивными данными (материалами и данными топографо-геодезических или картографических фондов) является платным.

В частности, «Инструкция о порядке предоставлении в пользование и использования ма­териалов и данных федерального картографо-геодезического фонда», утвержденная приказом Федеральной службы геодезии и картографии РФ от 05.08.2002 г. №114-пр, согласно ее пункт 1.2., распространяется на все органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц, предоставляющих в пользование и использующихматериалы и данные картографо-геодезического фонда. Инструкция определяет порядок представления в пользование материалов и дан­ных фонда, порядок их использования.

В силу пункта 2.5 Инструкции предоставление в пользование материалов и данных фонда осу­ществляется на основании соответствующих разрешений. Разрешение на использование материалов и данных фонда выдается после предоставления заявителем копии документа, свидетельствующего об оп­лате услуг по выдаче разрешения (п. 2.14). На основании разрешения организация-фондодержатель, ука­занная в разрешении, предоставляет материалы (данные) фонда пользователю после предъявления поль­зователем документа о внесении соответствующей платы (п. 2.15). Материалы и данные фонда предос­тавляются пользователем на договорной основе (п. 2.16). Плата за пользование материалами и данными фонда включает в себя затраты на их создание и хранение, а также плату за услуги, (п. 2.17) Полученные средства направляются на формирование и ведение картографо-геодезического фонда.

В соответствии с пунктом1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодези­ческого надзора в РФ (ГИКНП-17-002-93) к топографо-геодезическим и картографическим работам относятся геодезические, гравометрические, топографические, топографо-геодезические в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэросъемочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работы. В соответствии со статьей 1 ФЗ «О геодезии и картографии» картографо-геодезическим фондом является совокупность материалов и данных, созданных в результате осущест­вления геодезической и картографической деятельности. Геодезические и картографические работы специального назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями муници­пальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц. Субъектами правовых отноше­ний в области геодезической и картографической деятельности являются в т.ч. и муниципальные обра­зования. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельно­сти обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности (ст. 6 «О геодезии и картографии»). Ведомственные картографо-геодезические фонды (геодезические архи­вы) входят в состав государственного картографо-геодезического фонда.

В соответствии со статьей 8 «О геодезии и картографии», геодезическая и картографическая дея­тельность, осуществляемая для федеральных нужд, финансируется за счет средств федерального бюд­жета, а осуществляемая для иных нужд - финансируется за счет граждан и юридических лиц, являю­щихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции. При этом субъекты геодезической и картографической деятельности обязаны использовать ранее созданные геодезические и картографические материалы и данные.

В силу пункта 4 статьи 9 ФЗ «О геодезии и картографии» за пользование материалами и данными карто­графо-геодезического фонда для проведения геодезических и картографических работ взимается плата, включающая в себя затраты только на услуги по подбору указанных материалов и данных и изготовле­нию их копий, а также по их доставке. Полученные средства направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов.

Согласно пункту 1.2 «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического над­зора в РФ (ГИКНП-17-002-93) порядок выдачи секретных и несекретных топографических карт планов и другой картографический продукции регламентируется специальными инструкциями. Топографо-геодезические и картографические работы на территории РФ могут выполняться любыми предприятия­ми при наличии лицензии, предоставляющей право осуществлять указанные в ней виды и объемы топографогеодезических работ и нести ответственность за их качество (п. 2.1. указанной Инструкции). Ра­бота производится организацией на договорной основе. При этом выдача разрешений на выполнение проектируемых топографо-геодезических и картографических работ осуществляется органами архитек­туры и градостроительства за плату, установленную соответствующими прейскурантами, утвержденны­ми их вышестоящими органами (п. 3.11 Инструкции).

Органы архитектуры и градостроительства передают во временное пользование копии ориги­налов топографических планов для выполнения на них съемки или отражения произошедших на мест­ности изменений только после оформления заявления-разрешения на производство топографо-геодезических работ (п. 10.5), выдача предприятиям геодезических данных их каталогов производится по действующим расценкам (п. 10.7), сведения об исполненных топографо-геодезических, картографи­ческих работах выдаются по действующим расценкам (там же). Указанные данные выдаются на основании письменных запросов, в которых должны быть указаны дата и номер заявления-разрешения на про­изводство топографо-геодезических работ, оформленного в установленном порядке в органе архитекту­ры и градостроительства, а также гарантии оплаты услуг (п. 10.7).

Текстом Приложения 8 к указанной Инструкции также доказывается, что пользование данны­ми топографо-геодезического фонда является платным.

Таким образом, анализ действующего федерального законодательства свидетельствует о том, что предоставление гражданам и юридическим лицам в пользование материалов и данных соот­ветствующих фондов (архивов) на платной основе не означает, что государственные органы и ор­ганы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на извлечение при­были как хозяйствующие субъекты, а лишь исполняют обязанность, возложенную на них законода­тельством. Полученные средства направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов, на что прямо указано в вышеизложенных нормативных правовых актах. Взимание платы МУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» не преследует цели систематического извлече­ния прибыли, а является частью финансирования на содержание и ведение картографо-геодезического фонда города, что не запрещено законом. МУ «Управление «Единое окно», а также отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Бийска действуют в пределах своих полномочий, установленных постановлением Администрации г. Бийска от 18.01.2008 г. № 27 (п. 2.4.1 - 2.4.9), 24.01.2008 г. № 92 (п. 2.3.9., 2.3.13, 2.3.14, 2.3.17, 2.3.19), от 03.06.2008 г. № 967, распоряжения Администрации г. Бийска от 09.07.2008 г. № 817-р.

В оспариваемом решении не приведены доказательства незаконности осуществления МУ «Управление «Единое окно» вышеуказанной деятельности, в том числе по предоставлению в пользование гражданам и юридическим лицам материалов и данных картографо-геодезического фонда города.

В решении № 37-ФАС 22-ОВ/06-09 УФАС по Алтайскому краю, соглашаясь с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ от 26.12.95г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» за пользование материалами и данными картогра­фо-геодезического фонда РФ взимается плата, указывает, что «…положения данного закона не устанавли­вают возможность взимания такой платы для органов местного самоуправления. Очевидно, что такого рода хозяйственную деятельность могут осуществлять только хозяйствующие субъекты».

Между тем, ФЗ «О геодезии и картографии» предусматривает обязанность взимания платы за пользование материалами и данными картографо-геодезического и топографического фонда прежде все­го для федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправле­ния, а не для хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции о порядке предоставлении в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утв. приказом Федеральной службы геодезии и картографии РФ от 05.08.2002 г. № 114-пр, правила предоставления материалов и данных картографо-геодезического фонда распространяются в т.ч. на органы местного са­моуправления.

Вывод УФАС по Алтайскому краю о нарушении Администрацией г.Бийска части 4 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле в РФ» не основан на законе.

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ», на который в обоснование своей позиции об отсутствии у органов местного самоуправления права предоставлять за плату гражданам и юридическим лицам в пользование картографо-геодезический фонд сослалось Управление в решении № 37-ФАС 22-ОВ/06-09, не регулирует правоотношения в сфере предоставления материалов картографо-геодезического и топографического фондов, т.к. эти отношения регулируются специальным зако­ном - Федеральным законом «О геодезии и картографии».

Таким образом, вывод УФАС по Алтайскому краю о нарушении Администрацией г. Бийска части 4 статьи 26 ФЗ «Об архив­ном деле в РФ» является необоснованным.

Кроме того, доводы УФАС по Алтайскому краю, изложенные в оспариваемом заявителем решении не соответствуют положениям пункта 7 части 1 статьи 55 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в редакции от 07.05.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанной норме закона к собственным доходам местных бюджетов относится, в том числе часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Решение Думы города Бийска от 17.12.2008г. № 59 (в редакции от 20.02.2009г.) «О бюджете города на 2009 год и на плановый период в 2010 и 2011 годов») средства, полученные МУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" от оказания платных услуг в полном объеме зачисляются в доходы бюджета города.

Таким образом, полученная плата МУ «Управление «Единое окно» администрации города Бийска» от оказания услуг поступает полностью в бюджет города, а не остается в распоряжении у учреждения.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными и отменить полностью решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23.06.2009г. № 37-ФАС22-ОВ/06-09.

Решение суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края М.В.Старцева