АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
г. Барнаул | Дело № А03-10807/2020 |
Резолютивная часть решения принята 30 сентября 2020 г.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2020 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю о привлечении акционерного общества «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю (далее – Управление Роскомнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – Общество, АО «Почта России») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований указано, что Общество при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи нарушило условия, предусмотренные лицензией от № 162571 от 11.04.2018, выданной Управлением Роскомнадзора.
Определением суда от 10.08.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о принятии к производству заявления, рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и сроках предоставления в арбитражный суд дополнительных документов.
Общество представило отзыв на заявление, в котором возражало против его удовлетворения, указав, что административный орган пришел к необоснованному выводу о том, что АО «Почта России» не обеспечен доступ к услугам почтовой связи и нарушены лицензионные условия, поскольку письмом № 31/П/1576 от 25.06.2020 Министерство цифрового развития и связи согласовало изменение режима работы ОПС Барнаул 656043 с 25.06.2020 по 17.07.2020, в связи с чем в период проведения мониторинга (07.07.2020) отделение связи работало по измененному режиму работы. Информация о расписании выемки и номере ящика, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 197, была заклеена рекламным объявлением. В настоящее время по названному адресу установлен новый почтовый ящик, на котором размещена вся необходимая информация. По мнению АО «Почта России», Общество не может быть привлечено к ответственности за действия третьих лиц, которые заклеивают или повреждают информацию, размещенную на почтовых ящиках.
Общество полагает, что административным органом допущено нарушение процессуальных требований КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 29.07.2020, в то время как акты мониторинга были получены заявителем 13.07.2020, 23.07.2020. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 29.07.2020 № АП-22/5/328 указан приказ руководителя от 18.06.2020 № 191-нд, которым определен период проверки с 01.07.2020 по 29.09.2020, в то время как протокол об административном правонарушении составлен 29.07.2020, то есть до окончания проверки. В нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» акт по результатам проверки Управлением Роскомнадзора не составлен. Составление протокола об административном правонарушении ранее оформления акта по результатам проверки (при отсутствии необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности) является нарушением требований статьи 28.1 КоАП РФ, влекущим признание протокола недопустимым доказательством.
Управление Роскомнадзора представило возражения на отзыв лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Управлением совместно с представителями Управления по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора от 18.06.2020 № 191-нд в период с 01.07.2020 по 29.09.2020 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении АО «Почта России».
Систематическое наблюдение проводилось в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 № 75 (зарегистрированной в Минюсте от 04.07.2006 № 8000), методом контроля без взаимодействия с проверяемым лицом.
Управлением по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО в период с 01.07.2020 по 23.07.2020 были проведены мероприятия по мониторингу соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи АО «Почта России» деятельности в области оказания услуг почтовой связи. По результатам мероприятий материалы представлены в Управление Роскомнадзора (протоколы мониторинга ОПС, протоколы мониторинга почтовых ящиков, рабочие ведомости рассылки контрольных писем, фотоснимки).
В результате анализа представленных материалов установлено нарушение пункта 8, подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2017 № 234 (далее – Правила оказания услуг постовой связи), в части оформления почтовых ящиков и обеспечения качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора.
Кроме того, Обществом нарушена статья 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», поскольку при проведении мониторинга отделений почтовой связи выявлено несогласованное изменение установленного режима работы отделения почтовой связи (далее – ОПС) Барнаул 656043, поскольку утвержденный режим работы названного отделения «Пн. – Пт. 08:00 – 20:00, без обеда, Сб. 09:00 – 18:00 без обеда». Фактический режим работы ОПС «Пн. – Пт. 09:00 – 19:00, обед 13 - 14, Сб. 09:00 – 14:00, обед 13:00 – 14:00».
Таким образом, в ходе проверки Управлением Роскомнадзора выявлено нарушение Обществом пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статей 7, 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункта 5 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии №162571, пунктов 7, 8 Правил оказания услуг почтовой связи.
По данному факту в отношении Общества Управлением Роскомнадзора составлен протокол № АП-22/5/328 от 29.07.2020 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает, что заявление Управления Роскомнадзора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно - распорядительные и административно- хозяйственные функции, и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 данной статьи, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В статье 12 Закона № 99-ФЗ содержится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличия соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и статьи 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
АО «Почта России» является коммерческим предприятием, осуществляет подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность по оказанию услуг почтовой связи.
Общество оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно пункту 5 лицензии № 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35442) утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с пунктом 7 Правил оказания услуг почтовой связи внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация:
а) о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки;
б) о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции;
в) о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи.
Пунктом 8 названных правил предусмотрено, что на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Операторы почтовой связи обязаны, в том числе обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора (подпункт «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи).
Статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Систематическое наблюдение осуществляется в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 № 75 (зарегистрирована в Минюсте от 04.07.2006 № 8000), методом контроля без взаимодействия с проверяемым лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434 утверждено «Положение о радиочастотной службе» (далее - Положение). Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). На основании пункта 4 Положения радиочастотная служба осуществляет мониторинг сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра. К полномочиям радиочастотной службы относится участие в проведении работ по оценке соблюдения операторами связи лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи. Радиочастотная служба имеет право участвовать в установленном порядке в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пп «ф» п. 5, пп «б» п. 7 Положения).
Из протокола мониторинга № 22-0155-656043-11 объекта почтовой связи - ОПС 656043, проведенного представителями Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО, следует, что на момент проведения мониторинга 07.07.2020 в 14 час. 45 мин. режим работы ОПС изменен. Утвержденный режим работы названного отделения «Пн. - Пт.: с 08:00 по 20:00, без перерыва; Сб. с 09:00 по 18:00, без перерыва; Вс.: выходной». При этом на момент проведения мониторинга фактический режим работы ОПС следующий: «Пн. - Пт. с 09:00 по 19:00, перерыв с 13:00 по 14:00; Сб.: с 09:00 по 14:00, перерыв с 13:00 по 14:00».
Административный орган указал, что на момент составления протокола согласование режима работы ОПС 656043 с Администрацией Алтайского края не представлено.
Между тем, Общество в отзыве указало, что АО «Почта России» согласовало временное изменение режима работы, в подтверждение чего представило письмо Министерства цифрового развития и связи Алтайского края от 25.06.2020 о согласовании изменения режима работы отделения почтовой связи. Из указанного письма следует, что на период с 25.06.2020 по 17.07.2020 при условии информирования граждан согласован планируемый режим работы: «Пн. - Пт. с 09:00 по 19:00, обед с 13:00 по 14:00; Сб., Вс.: с 09:00 по 14:00».
При таких обстоятельствах в действиях Общества отсутствует нарушение статьи 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
Представителями Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО осуществлялся сброс контрольных писем в почтовые ящики, установленные внутри и вне объектов почтовой связи.
В результате анализа представленных в Управление Роскомнадзора материалов обнаружено, что в ОПС Барнаул 656056 (внутренний номер почтового ящика 534) не указано наименование оператора почтовой связи, в ОПС Барнаул 656056 (наружный номер почтового ящика 223) номер почтового ящика не указан, в ОПС Барнаул по ул. Папанинцев, 205 (номер почтового ящика 214) номер почтового ящика не указан, в ОПС Барнаул по пр. Ленина, 197 (номер почтового ящика 211) фактически не указано наименование оператора почтовой связи, отсутствует номер почтового ящика и расписание выемки писем.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколах мониторинга объектов почтовой связи № 22-0154-656056-11 от 07.07.2020, № 22-0156-11 от 07.07.2020, протоколе мониторинга почтовых ящиков № 22-0175-11 от 21.07.2020.
Таким образом, оператор почтовой связи АО «Почта России» нарушил требования пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пунктов 7, 8 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии № 162571 и не предпринял все возможные меры для недопущения нарушений лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части соблюдения устойчивого функционирования сети почтовой связи.
Доводы Общества о том, что почтовые ящики были оформлены надлежащим образом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как было указано ранее, согласно пункту 8 Правил оказания услуг почтовой связи, а также абзацу 2 пункта 6 Почтовых Правил, принятых 22.04.1992 Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи (далее – Почтовые Правила), расписание выемки корреспонденции из почтовых ящиков разрабатываются предприятиями связи самостоятельно с учетом расписаний движения транспортных средств, нормативов и основных контрольных сроков в почтовой связи, устанавливаемых администрациями связи независимых государств, а также выполнения контрольных сроков доставки местной корреспонденции.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Почтовых Правил от 22.04.1992 на каждом почтовом ящике в обязательном порядке указывается присвоенный ему номер, сколько раз в день вынимается корреспонденция и время выемки (начало первой и последней выемки).
Таким образом, указание на почтовых ящиках наименование оператора почтовой связи, номеров почтовых ящиков и расписания выемки являются требованием законодательства РФ, которое сотрудники АО «Почта России» обязаны выполнять, поскольку являются лицензиатами на оказание услуг почтовой связи.
Указанная информация на почтовых ящиках является информацией для пользователей услугами почтовой связи.
При выезде на места при проведении систематического наблюдения представителями ФГУП «ГРЧЦ» было зафиксировано состояние информации на почтовых ящиках, не отвечающее требованиям надлежащего информирования пользователей об условиях оказания услуг связи.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт нарушения Обществом вышеуказанных норм.
Из приложенных Обществом к отзыву на заявление копий фотоснимков невозможно установить место их совершения, дату и время фотосъемки, когда и кем была произведена фотосъемка. Общество не представило надлежащих доказательств того обстоятельства, что на момент проверки вменяемые АО «Почта России» нарушения фактически отсутствовали.
Таким образом, несоблюдение вышеперечисленных правил со стороны Общества является нарушением лицензионных условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 № 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми, либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
АО «Почта России» в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Вина Общества в форме неосторожности подтверждается материалами дела, поскольку оно предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Довод Общества о том, что в нарушение статьи 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составлен до момента окончания проверки, заявителем не составлялся акт проверки, а также о том, что протокол составлен в день совершения и выявления правонарушения, судом отклоняется в связи со следующим.
В отношении АО «Почта России» проводилось систематическое наблюдение на основании статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 (далее - Положение).
Часть 3 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» устанавливает, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-7 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Пунктом 7 Положения установлено, что государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Закона № 294-ФЗ, мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.
Таким образом, из пункта 7 Положения следует, что государственный надзор включает в себя: плановые и внеплановые документарные и выездные проверки; мероприятия по контролю в области связи, не связанные с взаимодействием с юридическими и физическими лицами; систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.
В соответствии с пунктом 7 части 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Управлением Роскомнадзора в отношении АО «Почта России» проверка в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, а осуществлялось плановое систематическое наблюдение, в связи с чем составление акта проверки, предусмотренного статьей 16 названного закона, не требовалось.
При выявлении правонарушения административный орган обязан уведомить привлекаемое лицо о времени и месте составления протокола с целью обеспечения гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. Дата составления протокола назначается с учетом времени, необходимого для прибытия привлекаемого лица для участия в составлении протокола. Отсюда протокол не может быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения. Согласно пункту 4 Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2006 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установленные статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об кдминистративных правонарушениях» разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Перечень должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.02.2014 № 16.
Согласно пункту 2 данного Перечня право составлять протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеют в том числе: начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты- эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора. Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исходя из смысла статьи, меры по привлечению к административной ответственности могут быть приняты в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП без проведения внеплановой проверки.
Мониторинг проводила организация, должностные лица которой не имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях. Должностное лицо Управления Роскомнадзора, имеющее право составлять протоколы об административных правонарушениях, изучает поступившие из Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО документы и приходит к выводу о наличии признаков административного правонарушения (или их отсутствии). Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо будет иметь при вызове лица на составление протокола, где будут добыты доказательства совершения правонарушения, либо привлекаемым лицом путем предоставления надлежащих документов будет доказано отсутствие события (или состава) правонарушения. При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае днем выявления совершения административного правонарушения является день составления протокола об административном правонарушении.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушений процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении Обществу административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что согласно данным информационного ресурса «Картотека арбитражных дел» АО «Почта России» было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.01.2020 по делу № А03-21039/2019, решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2020 по делу № А03-3781/2020).
С учетом обстоятельств дела суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь акционерное общество «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000, место нахождения: 131000, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 37) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель УФК по Алтайскому краю (Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай)
Лицевой счет 04171А18750
ИНН 2224088213 КПП 222501001
Наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ Г.БАРНАУЛ
БИК 040173001
Расчетный счет 40101810350041010001
ОКТМО 01701000
КБК 09611601141019000140
УИН 096000000000297684546.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья Д.В. Музюкин