АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-10865/2011
10 октября 2011 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Семилуцкой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парфеновское" об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю о привлечении к административной ответственности,
при участии: от заявителя – Тимченко С.Н. по доверенности от 09.06.2011 г., паспорт; от заинтересованного лица – Альтергота А.В. по доверенности от 21.10.2010 г. № 06921, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Парфеновское" (далее – ООО "Парфеновское", Общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России № 10 по Алтайскому краю (далее – Инспекция, Административный орган) об оспаривании постановления от 20.07.2011 № 35 о привлечении к административной ответственности по ст.15.1. КоАП РФ.
В обоснование требования заявителем указано, что объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ, в действиях Общества отсутствует.
Административный орган представил отзыв на заявление, в котором против его удовлетворения возражал, указывая на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал. представитель Административного органа просил отказать в удовлетворении заявления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
На основании поручения от 06.06.2011 № 000035 специалистами Инспекции 07.06.2011 была проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Парфеновское" установленного порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и полноты учета выручки за период с 01.05.2011 по 07.06.2011.
В результате проверки установлен факт несоблюдения согласованных с банком условий расходования поступивших в кассу денежных средств, что выразилось в расходовании наличных денег в сумме 61 543 руб. на гашение займа, полученного от Белых В.С. по расходному ордеру № 525 от 02.06.2011.
По мнению Инспекции, тем самым нарушеныпункты 2.4 и 2.7 Положения "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05 января 1998 года № 14-П, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 19 декабря 1997 года № 47), а также пункт 2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2007 года № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
По данному факту 04.07.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 35, согласно которому Общество совершило правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 20.07.2011 № 35 Общество было привлечено к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам
Статьей 15.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя Инспекции, данных в судебном заседании, в вину Обществу вменяется нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации закреплены в одноименном Положении от 05.01.1998 N 14-П, утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47 (далее – Положение).
В соответствии с п.п. 2.4, 2.5 Положения порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".
В соответствии с п. 2.7 Положения предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Согласно пункту 2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2006 года N 1843-У, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее -Порядок).
В соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Как следует, из расчета на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2011 год (форма N 0408020), Усть - Пристанским ОСБ № 2327 14.02.2011года Обществу разрешено расходование выручки, поступающей в кассу, на: заработную плату, иные выплаты работникам, на оплату товаров, работ, услуг, на выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги (л.д. 19).
Таким образом, Обществу не предоставлено право расходовать наличные денежные средства из выручки на погашение займа.
Поскольку перечень оснований, на которые разрешается использовать поступившие в кассу денежные средства, закрепленный в п. 2 Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2006 года N 1843-У и в утвержденном банком расчете по форме N 0408020, является закрытым, расходование данных денежных средств на погашение займа, без предварительного зачисления их на расчетный счет Общества, является нарушением порядка расходования выручки, установленного пунктом 2.7 Положения.
Между тем, нарушение порядка расходования выручки не свидетельствует о нарушении Общества порядка хранения свободных денежных средств, что вменяется Инспекцией Обществу и за что статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
За нарушение порядка выдачи денежных средств административная ответственность не предусмотрена.
Следовательно, привлечение Общества к ответственности за нарушение п. 2.7 Положения и п. 2 Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2006 года N 1843-У является неправомерным, поскольку данные действия Общества не образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Седьмого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 18.05.2010 по делу № 07-АП-3431/10.
Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении у суда отсутствуют в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и Федеральном законе об административных правонарушениях. При этом необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается, в том числе, наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (статья 211 АПК РФ).
В соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает следующие решения: о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, либо решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Алтайскому краю от 20.07.2011 № 35 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Парфеновское" (место нахождения: Алтайский край, Топчихинский район, с. Парфеново, ул. Советсткая, 11; ОГРН 1092201000495) к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ признать незаконным и отменить в полном объеме.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Парфеновское" о прекращении производства по делу об административном правонарушении отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин