А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01,
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-10994/2017
Резолютивная часть решения изготовлена 27 февраля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2018 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Хворова А.В., при ведении протокола секретарем Веденьевой А.Е., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Барнаульская горэлектросеть», г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Уют и комфорт», г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 50 000 руб. задолженности за потребленную электроэнергию в период с декабря 2016 года по март 2017 года,
при участии:
от истца - ФИО1 по доверенности от 20.12.2017 № 14-юр,
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 10.10.2017 года;
У С Т А Н О В И Л
Акционерное общество «Барнаульская горэлектросеть» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Уют и комфорт» (далее - компания) о взыскании, с учетом увеличения размер исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 907 569 руб. 27 коп. задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в период с декабря 2016 года по март 2017 года.
Ввиду того, что в период рассмотрения дела в суде ответчик оплатил долг по состоянию на 05.09.2017, истец отказался от иска по данному основанию, просил производство по делу прекратить.
Ответчик не оспаривал, что на момент предъявления иска имелась заложенность по оплате электроэнергии, которая была погашена не 05.09.2017, как указал истец, а ранее, 08.07.2017, о чем представлен встречный расчет. Разногласия обусловлены начислением платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период действия моратория, введенного органами государственной власти Алтайского края в отношении начисления и взимания указанной платы; оспариванием перерасчета обществом платы за электроснабжение многоквартирного дома в <...> исходя из норматива потребления за семь месяцев (ноябрь 2015 года - май 2016 года), предшествующих периоду выявления неисправности общедомового прибора учета (30.05.2016).
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
В рассматриваемом правоотношении компания не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами. Ответчик в данном случае осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг и оплачивает объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, исходя из его расчета для непосредственных потребителей коммунальной услуги - собственников помещений в многоквартирных домах, которые находятся у него в управлении. При этом денежные средства, которые оплачиваются за соответствующий ресурс, являются средствами конечных потребителей.
При наличии между сторонами неразрешенных разногласий относительно размера обязательства, объема платежей, учитываемых в оплату задолженности, периоде ее погашения, суд считает, что прекращение производства по делу по основанию отказа от иска не будет соответствовать задачам арбитражного судопроизводства, закрепленным в статье 2 АПК РФ, принципу эффективного правосудия и способствовать достижению цели судебной защиты в виде внесения правовой определенности в правоотношения сторон.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
Общество, являющееся гарантирующим поставщиком, осуществляет отпуск электрической энергии потребителям города Барнаула, в том числе в многоквартирные дома (далее - МКД), находящиеся на обслуживании компании, осуществляющей деятельность управляющей организации.
Отношения по энергоснабжению между сторонами урегулированы договором энергоснабжения № 9337 от 25.01.2014.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 13 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).
По правилам статей 155 и 161 ЖК РФ абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирных домов (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищных кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В силу приведенных выше положений законодательства у ТСЖ как исполнителя коммунальной услуги возникла обязанность по оплате электроэнергии, отпускаемой истцом в МКД для целей оказания собственникам помещений коммунальной услуги по электроснабжению.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из расчетов истца, по состоянию на 30.04.2017 у компании за период с декабря 2016 года по март 2017 года имелась задолженность в размере 907 569 руб. 27 коп., которая была в последующем оплачена платежами собственников помещений находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов по состоянию на 05.09.2017.
По встречному расчету ответчика, задолженность составила меньшую сумму за счет необоснованного начисления 210 659 руб. 78 коп. за период введенного органами государственной власти Алтайского края моратория на начисления и взимание платы на общедомовые нужды по всем видам коммунальных услуг в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, а также 94 144 руб. 48 коп. начисленной платы за период, предшествующий обнаружению неисправности общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме по пр. Красноармейский, 131.
Ввиду того, что ответчиком в представленном им расчете учтена сумма задолженности без учета указанных выше спорных начислений, оплата долга за рассматриваемый период, за счет отнесения платежей на исполнение ранее возникших обязательств в последовательном хронологическом порядке, произведена оплатами в период с 01.07.2017 по 08.07.2017 в общей сумме 120 833 руб. 01 коп., из которой 10 067 руб. 64 коп. следует отнести на оплату следующего за спорным расчетного периода.
На основании распоряжения Администрации Алтайского края от 27.02.2013 № 56-р было приостановлено начисление и взимание платы за общедомовые нужды по всем видам коммунальных услуг в домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета. Управляющим организациям, ресурсоснабжающим организациям предписано произвести перерасчет оплат за общедомовые нужды за период с 01.01.2013 по 28.02.2013 и учесть их при начислении платы за коммунальные услуги в марте-апреле 2013 года. Указанное распоряжение было отменено распоряжением Администрации Алтайского края от 01.06.2013 № 166-р.
Как следует из представленных в материалах дела ведомостей по расчетам коммунальной услуги электроснабжения на содержание общего имущества, ответчик во исполнение распоряжения № 56-р от 27.02.2013 произвел перерасчет собственникам помещений за март и апрель 2013 года.
Данное распоряжение компания рассматривает как введение моратория на начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, освобождающего от обязанности по оплате указанных услуг.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Рассматриваемое распоряжение приостанавливает на определенный период начисление и оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды, но не освобождает от их оплаты указанных услуг и не отменяет действие Правил № 354.
В рассматриваемый период действовало решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 14.11.2012 № 154 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края», которое не приостанавливалось в установленном порядке, в связи с чем, суд не усматривает препятствий для его применения в рассматриваемый период.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (абзац 13 пункта 2 Правил № 354).
Исходя из положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 544 ГК РФ в отсутствие приборов учета ресурсоснабжающая организация вправе рассчитывать на получение платы за поставленный в многоквартирный дом коммунальный ресурс в объеме нормативного потребления.
Действующим законодательством предусмотрено, что должником за потребленные коммунальные ресурсы является исполнитель коммунальных услуг вне зависимости от того, осуществлен ли фактически сбор денежных средств с собственников помещений жилого дома как с потребителей коммунальных ресурсов.
Таким образом, правовых оснований, освобождающих исполнителя от обязанности оплатить коммунальный ресурс, поставленный обществом в многоквартирные дома, находящиеся в управлении компании, суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для исключения из расчета начисленной платы 210 659 руб. 78 коп., являющейся стоимостью коммунального ресурса, потребленного за период действия распоряжения Администрации Алтайского края от 27.02.2013 № 56-р.
По акту о неучтенном потреблении электроэнергии № НП 002537 от 30.05.2016 признан нерасчетным общедомовой прибор учета, установленный в многоквартирном доме по пр. Красноармейский, 131.
Согласно абзацу 2 пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации (в том числе на вводе в многоквартирный дом) осуществляется в соответствии Правилами № 124.
Подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124 в редакции, действовавшей в спорном периоде, установлена формула расчета объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, как не оборудованные общедомовыми приборами учета, так и в те многоквартирные дома, в которых общедомовые приборы учета установлены, но вышли из строя, или истек срок их эксплуатации или прибор утрачен. Данная формула учитывает, в частности, объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяемого за расчетный период исходя из соответствующего норматива.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, в отношении многоквартирного дома, в котором общедомовой прибор учета вышел из строя, объем электропотребления на общедомовые нужды следовало определять расчетным методом по установленным нормативам потребления (исходя из данных о площади мест общего пользования) в соответствии положениями Правил № 124 и Правил № 354.
В рамках отношений, регулируемых Правилами № 124, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления. Следовательно, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется с учетом показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления.
Как следует из пояснений истца, при расчете объема (50 340 кВт/ч) и стоимости (181 224 руб.) электроэнергии в мае 2016 года в связи с установленным фактом неисправности прибора учета в многоквартирном доме по пр. Красноармейский, 131, он руководствовался подпунктом «в(2)» пункта 21 Правил № 124, которым определен порядок расчета объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации. При этом ввиду отсутствия у общества данных о среднемесячном объеме потреблении, в расчете использован норматив потребления за весь период перерасчета с ноября 2015 года по май 2016 года.
Однако, применение указанного порядка расчетов необоснованно, поскольку подпункт «в(2)» пункта 21 Правил № 124 был введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, действующим с 01.01.2017, тогда как спорным является период предшествующий вступлению в силу названного постановления.
Согласно пункту 59.1 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 18 и подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или утраты коллективным (общедомовым) прибором учета определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, установленных Правилами № 354.
Нормы жилищного законодательства Российской Федерации, а также положения разделов 6, 7 Правил № 354 не предусматривают в случае выхода из строя прибора учета возможность перерасчета объема поставленного ресурса за период, предшествующий обнаружению неисправности.
Учитывая изложенное и то, что объем обязательств исполнителя коммунальной услуги перед ресурсоснабжающей организацией не может превышать объема граждан перед ресурсоснабжающей организацией в случае заключения прямых договоров, при указанных обстоятельствах (выходе из строя прибора учета) основания для перерасчета объема электроэнергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги с момента последней проверки данного прибора учета энергоснабжающей организацией у истца отсутствовали.
Из расчета ответчика следует, что за май 2016 года обществом, с учетом перерасчета начислено платы за электроснабжение в общей сумме 431 433 руб. 90 коп., тогда как по данным компании без спорного начисления стоимость ресурсов составила 337 289 руб. 42 коп.
Таким образом, разница между указанными начислениями за рассматриваемый период мая 2016 года составляющая 94 144 руб. 48 коп. судом учитывается в пользу компании, как уменьшающая размер начисленной платы за расчетный период в целом на указанную сумму.
Как следует из расчета истца, спорная задолженность оплачена 05.09.2017 платежами, произведенными в сентябре 2017 года по состоянию на 05.09.2017, тогда как по расчету ответчика долг оплачен суммой платежей на 08.07.2017. Однако, судом установлено, что начисление 94 144 руб. 48 коп. платы за май 2016 года по многоквартирному дому по пр. Красноармейский, 131 произведено необоснованно, что влечет перераспределение оплат и изменение момента погашения рассматриваемого по настоящему делу долга.
Исходя из имеющегося в материалах дела расчета истца, содержащего сведения о ежемесячных платежах до 05.09.2017, суд с учетом изложенных выше обстоятельств, приходит к выводу о том, что рассматриваемый долг оплачен платежами августа 2017 года в общей сумме 199 737 руб. 80 коп., из которой 140 210 руб. 09 коп. погасили задолженность за спорный период.
Поскольку между сторонами отсутствуют разногласия по сумме платежей, для указанного выше расчета судом принят за основу содержащийся в расчете общества размер задолженности по состоянию на июль 2017 года (234 354 руб. 57 коп.), который уменьшен на 94 144 руб. 48 коп. В результате оставшаяся задолженность в размере 140 210 руб. 09 коп. полностью перекрыта платежами августа в общей сумме 199 737 руб. 80 коп.
На основании изложенного, иск не подлежит удовлетворению, поскольку на момент вынесения решения спорная задолженность оплачена полностью.
Расходы по государственной пошлине относятся на ответчика, так как обязательство ответчиком исполнено после обращения истца с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 27, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Уют и комфорт» в пользу акционерного общества «Барнаульская горэлектросеть» 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.В. Хворов