ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11072/20 от 26.10.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

Дело № А03-11072/2020

26 октября 2020 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о привлечении акционерного общества «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Талашкевич Т.В. по доверенности № 3-Д от 14.01.2020, диплом АГУ № 491 от 28.06.1983, паспорт; Парфеновой С.Г. по доверенности № 7-Д от 05.03.2020, паспорт,

от заинтересованного лица –   не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю (далее – Управление Роскомнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – Общество, АО «Почта России») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований указано, что Общество при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи нарушило условия, предусмотренные лицензией от № 162571 от 11.04.2018, выданной Управлением Роскомнадзора.

Определением суда от 14.08.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество представило отзыв на заявление, в котором возражало против его удовлетворения, указав, что административный орган пришел к необоснованному выводу о том, что АО «Почта России»  не обеспечен доступ к услугам почтовой связи и нарушены лицензионные условия, поскольку отделение почтовой связи (далее – ОПС) 658765 станция Световская не подпадает под критерии, при наличии которых законодательство обязывает обеспечить функционирование стационарного отделения почтовой связи, так как в селе проживает 79 человек, из которых 13 – дети, 19 – пенсионеры. Несмотря на то, что ОПС 658765 станция Световская является убыточным, АО «Почта России» оказывает услуги почтовой связи в полном объеме, в том числе 28.07.2020, что подтверждается копиями извещений, чеков по оплате коммунальных услуг. Общество указало, что 28.07.2020 начальник ОПС Станция Световская Ковалева Е.С. находилась в отпуске и часть функций по оказанию услуг почтовой связи жителям станции Световская осуществляло ОПС Подойниково.

Общество полагает, что административным органом допущено нарушение процессуальных требований КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 07.08.2020, в то время как  акт мониторинга был получен заявителем 29.07.2020. В нарушение требований статей 16, 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заявитель не представил распоряжение или приказ руководителя о проведении проверки в отношении Общества, не подтвердил полномочия должностного лица на оформление результатов проверки.

Управление Роскомнадзора представило возражения на отзыв лица, привлекаемого к административной ответственности.

В связи с необходимостью установления дополнительных обстоятельств суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

АО «Почта России» явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, хотя о времени и месте его проведения извещено надлежаще. На основании статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие его представителя.

В предварительном судебном заседании представители заявителя на удовлетворении требований настаивали.

Согласно статье 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, а также в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу и не заявивших возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания,  в связи с чем протокольным определением суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции. На основании части 3 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя лица привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании представители заявителя поддержали ранее данные пояснения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в Управление поступило письмо из Министерства цифрового развития и связи Алтайского края о проверке соблюдения обязательных требований по обращению Смолякова Ю.П. в части режима работы ОПС станция Световская 658765, находящегося по адресу: ул. Станционная, 12-2, с.Световская Станция, Панкрушихинский район, Алтайский край.

Управлением совместно с представителями Управления по Алтайскому краю филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО  проведен мониторинг за соблюдением оператором почтовой связи АО «Почта России» обязательных требований при оказании услуг почтовой связи по названному адресу.

По результатам мероприятий материалы представлены в Управление Роскомнадзора (акт мониторинга за соблюдением обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи № 22-2534-00 от 28.07.2020).

В результате анализа представленных материалов Управлением Роскомнадзора установлены нарушения пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункта 4 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии № 162571, которые выразились в следующем.

У входа в ОПС станция Световская 658765 на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте размещена вывеска с указанием наименования оператора почтовой связи, наименования и режима работы объекта, его почтовый индекс, в частности, указан режим работы ОПС 658765: вторник, четверг с 09:00  до 14:00, суббота с 09:00 до 13:00, выходные дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье; без перерыва на обед. Фактически на момент проведения мониторинга 28.07.2020 (вторник) в 13:30 ОПС станция Световская 658765 было закрыто, услуги связи пользователям не оказывались.

По данному факту в отношении Общества Управлением Роскомнадзора составлен протокол № АП-22/5/344 от 07.08.2020 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд считает, что заявление Управления Роскомнадзора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно - распорядительные и административно- хозяйственные функции, и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 данной статьи, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется  федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                      «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В статье 12 Закона № 99-ФЗ содержится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличия соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и статьи 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

АО «Почта России» является коммерческим предприятием, осуществляет подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность по оказанию услуг почтовой связи.

Общество оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пункту 4 лицензии № 162571 лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю: приема почтовых отправлений (пункт а); обработки почтовых отправлений (пункт б); перевозки почтовых отправлений (пункт в); доставки (вручения) почтовых отправлений (пункт г); почтового перевода денежных средств (пункт д). 

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией.

Согласно статье 14 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи; государственная поддержка организаций федеральной почтовой связи, оказание содействия в развитии организаций почтовой связи иных организационно-правовых форм; государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Систематическое наблюдение осуществляется в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 № 75 (зарегистрирована в Минюсте от 04.07.2006 № 8000), методом контроля без взаимодействия с проверяемым лицом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434 утверждено «Положение о радиочастотной службе» (далее - Положение). Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). На основании пункта 4 Положения радиочастотная служба осуществляет мониторинг сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра. К полномочиям радиочастотной службы относится участие в проведении работ по оценке соблюдения операторами связи лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи. Радиочастотная служба имеет право участвовать в установленном порядке в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пп «ф» п. 5, пп «б» п. 7 Положения).

Из протокола мониторинга № 22-0184-658765-11 объекта почтовой связи - ОПС 658765, проведенного представителями Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО, следует, что на момент проведения мониторинга 28.07.2020 (вторник) в 13 час. 30 мин. ОПС было закрыто. При этом на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте имеется вывеска с указанием наименования оператора почтовой связи (АО «Почта России»), наименования объекта (ОПС станция Световская), его почтового индекса (658765), адреса (ул. Станционная, д. 12, под. 1, кв. 2, ст. Световская, Панкрушихинский район) и режима работы: вторник, четверг: с 09:00 до 14:00, суббота с 09:00 до 13:00, выходные дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье; без перерыва (фототаблица л.д. 34-41). Информация о режиме работы ОПС станция Световская, размещенная на вывеске, соответствует утвержденному начальником Почтамта режиму работу ОПС Каменского почтамта с 01.01.2020 (л.д. 42-50).

Таким образом, оператор почтовой связи АО «Почта России» нарушил требования пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункта 4 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии № 162571 и не предпринял все возможные меры для недопущения нарушений лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части соблюдения устойчивого функционирования сети почтовой связи.

Доказательств того, что режим работы ОПС Станция Световская был временно изменен, в том числе в связи с нахождением начальника ОПС Ковалевой Е.С. в отпуске, Обществом в материалы дела не представлено.

Определением от 30.09.2020 суд обязал лицо, привлекаемое к административной ответственности, заблаговременно представить в суд надлежащим образом заверенные копии приказов о назначении Ковалевой Е.С. начальником ОПС Станция Световская и о предоставлении ей отпуска в проверяемый период; представить доказательства того, что ОПС 658765 станция Световская является убыточным.

АО «Почта России» определение суда не исполнило, дополнительных доказательств в обоснование своих доводов не представило, в частности, доказательств того, что ОПС 658765 станция Световская является убыточным.

Ссылку Общества на приказ Минсвязи СССР от 27.04.1981 № 178 «О введении нормативов развития и размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи системы Министерства связи СССР», которым предусмотрено, что стационарное отделение почтовой связи в сельской местности образуется при численности населения от 500 человек с учетом доходности отделения, суд не принимает, поскольку названный приказ регулирует иные вопросы развития почтовой связи, не связанные с соблюдением режима работы отделения почтовой связи.

Справка главы администрации Подойниковского сельсовета о качественном и количественном составе населения станции Световская не является доказательством, исключающим вину Общества в ненадлежащем оказании услуг почтовой связи и свидетельствующим о соблюдении лицензионных требований.

Настаивая на том, что услуги почтовой связи гражданам станции Световская оказывались по месту их жительства надлежащим образом, в том числе 28.07.2020, Общество к отзыву на заявление приложило почтовые извещения,  кассовые чеки (л.д. 86-95). Между тем, из представленных документов следует, что услуги связи были оказаны ОПС Подойниково 658763, а не ОПС станция Световская.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт нарушения Обществом вышеуказанных норм.

Несоблюдение вышеперечисленных правил со стороны Общества является нарушением лицензионных условий.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 № 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности  (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми, либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

АО «Почта России» в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.

Вина Общества в форме неосторожности подтверждается материалами дела, поскольку оно предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Доводы Общества о том, что заявителем не представлены распоряжение или приказ о проведении проверки, о том, что в нарушение статьи 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составлен 07.08.2020 с нарушением срока, поскольку срок проведения внепланового мероприятия по мониторингу ОПС станция Световская определен до 31.07.2020, акт мониторинга от 28.07.2020 № 22-2534-00 получен Управлением Роскомнадзора 29.07.2020, судом отклоняются в связи со следующим.

В отношении АО «Почта России» проводилось систематическое наблюдение на основании статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 (далее - Положение).

Часть 3 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» устанавливает, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-7 настоящей статьи.

Согласно пункту 6 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения  Федерального закона от 26 декабря 2008 года 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Пунктом 7 Положения установлено, что государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Закона 294-ФЗ, мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.

Таким образом, из пункта 7 Положения следует, что государственный надзор включает в себя: плановые и внеплановые документарные и выездные проверки;  мероприятия по контролю в области связи, не связанные с взаимодействием с юридическими и физическими лицами; систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.

В соответствии с пунктом 7 части 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, Управлением Роскомнадзора в отношении АО «Почта России»  проверка в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась, а осуществлялось плановое систематическое наблюдение, в связи с чем в отношении Общества не были допущены нарушения названного Федерального закона.

При выявлении правонарушения административный орган обязан уведомить привлекаемое лицо о времени и месте составления протокола с целью обеспечения гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. Дата составления протокола назначается с учетом времени, необходимого для прибытия привлекаемого лица для участия в составлении протокола. Отсюда протокол не может быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения. Согласно пункту 4 Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2006 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установленные статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об кдминистративных правонарушениях» разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Перечень должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.02.2014 16.

Согласно пункту 2 данного Перечня право составлять протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеют в том числе: начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты- эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора. Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Исходя из смысла статьи, меры по привлечению к административной ответственности могут быть приняты в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП без проведения внеплановой проверки.

Мониторинг проводила организация, должностные лица которой не имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях. Должностное лицо Управления Роскомнадзора, имеющее право составлять протоколы об административных правонарушениях, изучает поступившие из Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в СФО документы и приходит к выводу о наличии признаков административного правонарушения (или их отсутствии). Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо будет иметь при вызове лица на составление протокола, где будут добыты доказательства совершения правонарушения, либо привлекаемым лицом путем предоставления надлежащих документов будет доказано отсутствие события (или состава) правонарушения. При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае днем выявления совершения административного правонарушения является день составления протокола об административном правонарушении.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»  нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Нарушений процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде  предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При назначении Обществу административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что согласно данным информационного ресурса «Картотека арбитражных дел» АО «Почта России» было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.01.2020 по делу № А03-21039/2019, решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2020 по делу № А03-3781/2020, решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2020 по делу № А 03-7903/2020).

С учетом обстоятельств дела суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь акционерное общество «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000, место нахождения: 131000, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 37) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере тридцать пять тысяч рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель УФК по Алтайскому краю (Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай)

Лицевой счет 04171А18750

ИНН 2224088213 КПП 222501001

Наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ Г.БАРНАУЛ

БИК 040173001

Расчетный счет 40101810350041010001

ОКТМО 01701000

 КБК 09611601141019000140

УИН 096000000000027814540.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                                   Д.В. Музюкин