АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: (3852)29-88-01,
http://www.altai-krai.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03-11127/2020 16 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2020.
Решение суда в полном объёме изготовлено 16.12.2020.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>), г. Барнаул к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю по изменению основного кода ОКВЭД в сведениях ЕГРИП ФИО1; об обязании Межрайонную ИФНС России №15 по Алтайскому краю исправить в сведениях об индивидуальном предпринимателе ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) сведения об основном виде экономической деятельности с "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидом" на "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми", в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014. Исправления внести на дату возникновения ошибочных сведений в ЕГРИП.
В судебное заседание явились:
От заявителяИП ФИО1 – ФИО2, паспорт, доверенность от 01.09.2020, диплом,
От заинтересованного лица МИФНС № 15 по Алтайскому краю - ФИО3, удостоверение, доверенность № 23-13/05304 от 05.02.2020, диплом.
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю (далее- Инспекция) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю по изменению основного кода ОКВЭД в сведениях Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) ФИО1; об обязании Межрайонную ИФНС России №15 по Алтайскому краю исправить в сведениях об индивидуальном предпринимателе ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) сведения об основном виде экономической деятельности с "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидом" на "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми", в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014. Исправления внести на дату возникновения ошибочных сведений в ЕГРИП.
Заявленные требования, с учетом уточнений мотивированы тем, что основным видом экономической деятельности ФИО1 является оказание услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, входящий в код ОКВЭД 85.32 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания", а именно подвид "дневной уход за детьми (детские ясли, сады). Именно этот вид деятельности предпринимателем был указан при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. За весь период предпринимательской деятельности не обращалась в налоговый орган за сменой данного вида ОКВЭД, равно как и фактически не меняла вид деятельности. В отношении индивидуального предпринимателя неоднократно проводились плановые и внеплановые проверки, касающиеся деятельности именно в сфере оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. Из сообщения инспекции от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, позвонив на «горячую линию» налогового органа, заявитель узнала, что основной вид деятельности в сведениях в ЕГРИП в отношении предпринимателя изменен на «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам. Обратившись к сведениям ЕГРИП предприниматель узнала, что код ОКВЭД изменен 18.02.2015. Действия по смене кода ОКВЭД и вида деятельности предпринимателем не производились. Поскольку ведение ЕГРИП отнесено к компетенции налогового органа, заявитель полагает, что оспариваемые сведения внесены инспекцией незаконно, сведения являются недостоверными и нарушают экономические права заявителя.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление находит требования необоснованными. Указывает, что сведения о видах экономической деятельности в 2016 централизованно перекодированы с классификатора ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) на ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) в соответствии с размещенными на сайте Минэкономразвития переходными ключами. Предприниматель самостоятельно должна была внести изменения по действующему коду классификатора ОКВЭД ОК 029-2014, введенному в действие с 2016 года, чего сделано не было. Дата внесения оспариваемых сведений соответствует последней дате внесения в ЕГРИП изменений по заявлению предпринимателя. Указанная дата автоматически при перекодировании кода ОКВЭД посредством переходного ключа не изменялась. Ссылается на пропуск заявителем срока на оспаривание действий инспекции, которые последней и не совершались.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, о чем 12.09.2011 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись с присвоением ОГРНИП <***>, ИНН <***>. Основным видом экономической деятельности ФИО1 при регистрации было указано оказание услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, входящий в код ОКВЭД 85.32 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания", а именно подвид "дневной уход за детьми (детские ясли, сады).
29.05.2020 и 05.06.2020 года ФИО1 обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
В ответ на указанные заявления ФИО1 были получены сообщения об отказе в предоставлении указанной субсидии.
Основанием отказа послужило не подтверждение права налогоплательщика на получение субсидии за 04 и 05 месяца 2020 года по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434.
ИП ФИО1 обратилась с письменным обращением к Инспекции о причинах смены кода ОКВЭД.
Письмом от 06.07.2020 №22-27/50709@ Инспекция разъяснила, что сведения о видах экономической деятельности в 2016 централизованно перекодированы с классификатора ОКВЭД ОК 029- 2001 (КДЕС Ред.1) на ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). В связи с чем, Заявителю был установлен основной код ОКВЭД 88.10 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам".
Не согласившись с действиями Инспекции по смене кода ОКВЭД, Предприниматель обжаловала его в судебном порядке.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установить одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон № 129-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (абзац 1 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации
Согласно статье 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в который включаются сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, предоставленные для государственной регистрации. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Ведение указанных реестров подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов. Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестрах, обеспечиваются за счет единых организационных, методологических и программно-технических принципов (статья 4 Закона № 129-ФЗ), в частности, за счет унификации значений показателей, включаемых в записи государственного реестра, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников.
Государственная регистрация в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ носит заявительный характер.
Из материалов дела следует, что в представленном 06.09.2011 в Межрайонную ИФНС России № 15 по Алтайскому краю заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001 в отношении ФИО1 ИНН <***> в листе о видах экономической деятельности указан основной код - 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания» согласно классификатору ОКВЭД ОК 029- 2001 (КДЕС Ред.1). На основании чего в ЕГРИП внесена запись ОГРНИП <***>.
12.02.2015 предприниматель обратилась в инспекцию с заявлением о внесении в сведения в ЕГРИП (л.д. 74-77) по дополнительному виду деятельности с кодом 52.41.1. основной вид по коду – 85.32 не изменен. 18.02.2015 инспекцией внесена соответствующая запись в ЕГРИП.
Как установлено судом, сведения о видах экономической деятельности в 2016 централизованно перекодированы с классификатора ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) на ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) в соответствии с размещенными на сайте Минэкономразвития переходными ключами. Указанное подтверждается письмом ФНС России от07.07.2016 № ГД-4-14/12160 (л.д. 70), письмом ФНС России от 07.08.2014 № НД-3-14/2624 (л.д. 71), о предстоящем введении в действие ОКВЭД ОК 029-2014 и планами ФНС без участия субъектов предпринимательства обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности по новому ОКВЭД, после разработки переходных ключей между классификаторами.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 20.06.2006 № 175-0, от 15.07.2010 № 1009-0-0, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
Для внесения изменений в ЕГРИП в части сведений об ОКВЭД заявителю необходимо представить в регистрирующий орган в порядке, установленном законом: Заявление о внесении изменений в сведения об ИП по форме Р24001.
Вышеуказанное заявление и требования по заполнению утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (в ред. Приказа ФНС России от 25.05.2016 № ММВ-7- 14/333@ «О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС от 25.01.2012 г. № ММВ-7- 6/25@») «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Сведения о видах экономической деятельности в заявлении указываются по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и не менее четырех цифровых знаков.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст был принят ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Выше указанное постановление утратило силу с 01.01.2017 на основании Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».
Согласно письму ФНС России от 07.07.2016 № ГД-4-14/12160, в соответствии с указанием Правительства Российской Федерации от 06.11.2015 № АД-П10-7562 в целях реализации пункта 2.31 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 31.07.2014 N 4970п-П-10, регистрирующими (налоговыми) органами с 11.07.2016 при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств будет применяться новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД2).
Переходные ключи между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации и размещенные на сайте в сети Интернет по адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.
Таким образом, с 11.07.2016 в ЕГРЮЛ и ЕГРИП отражаются сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014.
Действующий классификатор ОКВЭД ОК 029-2014 не содержит код группировки 85.32. Применение переходных ключей между группировками классификаторов привело к перекодированию ранее действующего кода 85.32 в код 88.10. Инспекция не участвовала в применении переходных ключей, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предприниматель, действуя добросовестно и разумно, должна была знать о введении в 2017 году новой редакции Общероссийского классификатора видов экономической деятельности". Могла и должна была ознакомиться с указанным классификатором для уточнения соответствия осуществляемого вида деятельности, сведения кода ОКВЭД которого внесены в ЕГРИП в отношении предпринимателя, действующему классификатору.
Применение переходных ключей между классификаторами в сведениях государственных реестров, соответственно приведение сведений о кодах ОКВЭД, произведено автоматически по состоянию на 01.01.2017, согласно письмам ФНС России, представленным в дело.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ЕГРЮЛ и ЕГРИП является общедоступным информационным ресурсом.
В силу части 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий органа государственной власти незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 года № 16228/05.
Восстановление процессуального пропущенного срока на обращение в суд является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 №367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Таким образом, законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, и данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.
Кроме того, немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статье 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Федеральным законом № 129-ФЗ установлен принцип открытости и общедоступности содержащихся в реестре сведений и документов (часть 1 статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ).
В целях информирования участников гражданского оборота о представлении любых документов для государственной регистрации, ФНС России издан Приказ от 03.11.2006 № САЭ-3- 09/765@, в соответствии с которым в Интернете на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков» в разделе «Сведения о юридических лицах, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП» ежедневно размещается обновленная информация, содержащая сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены соответствующие заявления либо вносятся сведения в реестр.
Суд приходит к выводу о пропуске заявителем срока на подачу настоящего заявления, поскольку о наличии в отношении сведений в ЕГРИП о кодах ОКВЭД по основному и дополнительным видам деятельности, заявитель, не изменив указанные коды при введении в действие на территории РФ нового общероссийского классификатора ОКВЭД ОК 029-2014, могла узнать с 01.01.2017. Заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением 14.08.2020. Доказательств того, что сведения в реестре о коде ОКВЭД 88.10 (гр. 24 выписки) в отношении заявителя были внесены не ранее, чем за три месяца до обращения заявителя в суд с настоящим заявлением, в материалы дела не представлено. Суд не усматривает оснований для восстановления срока на обращение в суд с настоящим заявлением, ввиду отсутствия уважительных причин его пропуска.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суду также не представлено доказательств несоответствия оспариваемых действий требованиям закона или иного нормативного акта.
Более того, заявитель воспользовался правом на оспаривание отказа Инспекции от 01.06.2020 в суде, именно данный отказ заявитель приводит в качестве доказательств нарушения экономических прав в настоящем споре. По заявлению предпринимателя об оспаривании отказа Арбитражным судом Алтайского края возбуждено производство по делу № А03-12925/2020.
С учетом изложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по госпошлине суд относит на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выдать справку индивидуальному предпринимателю ФИО1 на возврат из федерального бюджета 300 руб. излишне оплаченной госпошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В.Синцова