ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11143/2009 от 21.12.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-11143/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21.01.2010 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Сосина Е.А., при ведении протокола судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Юбилейный», с. Черемное Павловского района Алтайского края, к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 278 626 руб., с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, г. Барнаул, и Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул.

При участии представителей сторон:

от истца: ФИО1 – доверенность от 25.08.2009 г.;

от ответчика: не явился;

от третьего лица – ГУСХ Алтайского края: ФИО2 – доверенность от 26.02.2009 г.;

от третьего лица – УФК по Алтайскому краю: ФИО3 – доверенность от 09.09.2009 г.

У С Т А Н О В И Л 

Общество с ограниченной ответственностью «Юбилейный», с. Черемное Павловского района Алтайского края, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края, г. Барнаул, о взыскании 278 626 руб. невыплаченных субсидий. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, а также заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, на надлежащего ответчика - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и о привлечении Главного управления сельского хозяйства Алтайского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Определением от 11.11.2009 г. суд произвел замену ненадлежащего ответчика - Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, на надлежащего ответчика - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а также в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Главное управления сельского хозяйства Алтайского края.

Уточненные исковые требования мотивированы ссылками на статьи 6, 78, 158 Бюджетного кодекса РФ, статьи 16, 1069 Гражданского кодекса РФ и обоснованы тем, что Главное управление сельского хозяйства Алтайского края безосновательно удерживает субсидии на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ в 2008 г., в целях поддержки и развития сельского хозяйства в размере 278 626 руб. и указанная сумма должна быть взыскана в принудительном порядке с главного распорядителя бюджетных средств, которым, по мнению истца, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в представленном отзыве заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивает, пояснил, что просит взыскать убытки в форме неполученных субсидий.

Ответчик, согласно представленному отзыву, исковые требования не признает, ссылаясь на то, что Главное управление сельского хозяйства Алтайского края не относится к ведомственной принадлежности Минсельхоза России, Министерство не осуществляет в отношении него функции главного распорядителя средств федерального бюджета и ответчик не вправе выступать в суде от имени Российской Федерации по данному делу. Также ответчик ссылается на то, что истец не указал, в чем выразилось нарушение его прав Минсельхозом России и не представил доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками. Указывает, что надлежащим образом исполнил свои обязательства по перечислению денежных средств Алтайскому краю и правовые основания для взыскания с ответчика убытков отсутствуют.

Третье лицо - Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, уточненные исковые требования считает необоснованными, ссылается на отсутствие своей вины и отсутствие причинно-следственной связи между действиями Главного управления сельского хозяйства Алтайского края и убытками истца.

Третье лицо - Управление федерального казначейства по Алтайскому краю, уточненные исковые требования также считает необоснованными, поддерживает возражения, заявленные ответчиком в отзыве.

Выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Пунктом 5 указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации было поручено до 1 марта 2008 года заключить в установленном порядке с органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвовать в реализации Программы, соглашения о реализации мероприятий Программы.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии по финансированию
 мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства, заключенным,
 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края от 28.02.2008 г. № 139/17 (далее - Соглашение) ответчик направляет Алтайскому краю денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (Получатели), а Главное управление сельского хозяйства Алтайскою края перечисляет бюджетные средства, указанные в п. 1.2 Соглашения, получателям в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов бюджетных средств, утвержденных Алтайскому краю (пункты 1.2, 1.3 Соглашения).

Согласно Распределению субсидий на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, на 2008 год, утвержденному заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО4 15.12.2008 г., Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были выделены Алтайскому краю денежные средства в размере 847127,769 тыс. руб. Платежными поручениями от 11.12.2008г. № 4073 и от 17.12.2008г. № 4254 денежные средства в сумме 847 127 769 руб. были перечислены ответчиком в доход бюджета Алтайского края.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Постановлением от 29.12.2007 г. № 997 Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства (далее - Правила).

Подпункт «к» пункта 5 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 05.12.2008 г. № 910) предусматривал получение субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части расходов на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, по ставке на 1 гектар посевных площадей.

Для получения субсидий необходимо предоставить в установленные сроки в уполномоченный орган справки-расчеты на предоставление субсидий по формам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства РФ, а также копии документов, являющихся основанием для предоставления субсидий, по перечню, утверждаемому Министерством сельского хозяйства РФ. Уполномоченный орган на основании представленных справок-расчетов составляет и заверяет сводные справки-расчеты и представляет их в Министерство сельского хозяйства РФ (пункты 6, 7 Правил).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 997 Министерство сельского хозяйства РФ приказом от 01.02.2008 г. № 23 утвердило ставки субсидий на 2008 год; перечни субъектов Российской Федерации, в которых получателям субсидий предоставляются субсидии; формы справок-расчетов на предоставление субсидий; формы сводных справок-расчетов на предоставление субсидий; перечень документов, являющихся основанием для предоставления субсидий.

В целях получения субсидий истец представил уполномоченному органу – Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края, заявление на предоставление в 2008 г. субсидий за счёт средств краевого и федерального бюджетов на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ с реквизитами получателя субсидий, справку-расчет на предоставление в 2008 г. субсидий на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, сведения об итогах сева под урожай по форме федерального государственного статистического наблюдения N 4-СХ.

Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края представленные истцом документы были рассмотрены и было принято решение о предоставлении субсидии в размере 278 626 руб.

Согласно представленным истцом уполномоченному органу – Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края, заявлению на предоставление в 2008 г. субсидий за счёт средств краевого и федерального бюджетов на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ с реквизитами получателя субсидий, справке-расчету на предоставление в 2008 г. субсидий на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, организацией – получателем субсидий указано общество с ограниченной ответственностью «Юбилейный» Павловского района, в то время как надлежащим наименованием истца является наименование общество с ограниченной ответственностью «Юбилейный».

При перечислении платежным поручением № 156609 от 22.12.2008 г. денежных средств по реквизитам, указанным в заявлении на предоставление субсидий, Главное управление сельского хозяйства Алтайского края получателем платежа указало, в соответствии с представленным истцом заявлением, ООО «Юбилейный» Павловского района.

Поступившие денежные средства в банк получателя платежа - ОАО «УралСиб», 29.12.2008 г. платёжным поручением № 276505 возвращены УФК по Алтайскому краю (Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края) в связи с тем, что наименование владельца счёта не совпадает с наименованием получателя платежа.

Платежным поручением от 30.12.2008 г. № 550157 Главное управление сельского хозяйства Алтайского края повторно направило денежные средства по реквизитам, указанным истцом, на что ОАО «Уралсиб» 31.12.2008 г. повторно возвратил денежные средства по причине несоответствия наименования владельца счета наименованию получателя платежа.

До настоящего времени истцом субсидии за 2008 г. на компенсацию части затрат на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, не получены, что и явилось основанием предъявления иска в суд.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу возмещается вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ истец, заявляя требование о взыскании убытков, причиненных действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, должен доказать противоправность оспариваемых действий, факт причинения вреда, наличие причинной связи между понесенными убытками и оспариваемыми действиями, размер убытков.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит, что истец не представил доказательств причинения ему убытков действиями ответчика либо третьего лица – Главного управления сельского хозяйства Алтайского края; не представил доказательств, подтверждающих незаконность их действий (бездействия), не подтвердил наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, доказательств наличия вины ответчика либо третьего лица – Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

Из материалов дела следует, что ответчик в полном объеме и надлежащим образом исполнил свои обязательства по перечислению денежных средств. Третье лицо предприняло все меры для перечисления субсидий истцу, однако денежные средства истцом не были получены вследствие ошибки, допущенной истцом при указании наименования получателя субсидий.

Действия (бездействие) третьего Главного управления сельского хозяйства Алтайского края в судебном порядке истцом не оспаривались, доказательств признания их незаконными не имеется.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 997 утратило силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 31.12.2008 г. № 1084, которым выделение субсидий на компенсацию затрат на приобретение дизельного топлива не предусмотрено.

Вместе с тем, доводы ответчика о том, что поскольку Главное управление сельского хозяйства Алтайского края не относится к ведомственной принадлежности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство не осуществляет в отношении последнего функции главного распорядителя средств федерального бюджета и ответчик не вправе выступать по данному делу в суде от имени Российской федерации, суд находит необоснованными в силу следующего.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Согласно п. 5.11 положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. № 450, Минсельхоз России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Как указано выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.07 г. № 446 реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы возложена на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и субъекты Российской Федерации. Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Как следует из содержания Соглашения
 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края, его предметом является осуществление сторонами совместных действий по долевому финансированию расходов на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Алтайского края. Однако, помимо совершения Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края действий по долевому финансированию указанных мероприятий за счет средств субъекта РФ, на уполномоченный орган - Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, возложены обязанности по перечислению федеральных бюджетных средств получателям (пункты 1.2., 1.3. Соглашения).

Таким образом, указанным Соглашением Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложило выполнение части принадлежащих ему функций по распределению субсидий на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. По своей правовой природе указанное Соглашение в части распределения федеральных бюджетных средств имеет элементы договора поручения. Согласно ст. 971 Гражданского кодекса РФ права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Поскольку в части распределения субсидий, выделенных из средств федерального бюджета, Главное управление сельского хозяйства Алтайского края осуществляло действия от имени Российской Федерации посредством получения части полномочий от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на основании вышеуказанного Соглашения, то, в случае доказанности факта причинения действиями (бездействием) Главного управления сельского хозяйства Алтайского края истцу убытков в результате невыплаты субсидий за счет средств федерального бюджета, ответственность за убытки должна нести Российская Федерация в лице органа, уполномоченного на распределение указанных субсидий, выделенных из средств федерального бюджета – в рассматриваемом случае Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Однако, как указано выше, истцом не доказано наличие состава правонарушения, необходимого для применения к ответчику ответственности в виде взыскания убытков, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

В связи с изложенным исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика

Руководствуясь статьями 65, 110, 163, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию ­Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Е.А. Сосин