АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
03 июля 2018 года Дело № А03-1116/2018
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 03 июля 2018 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповым А.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «УК «Первая» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, Алтайский край
к административной комиссии при администрации города Барнаула, г. Барнаул, Алтайский край
о признании незаконным и отмене постановления № 26 от 18.01.2018,
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица – представитель ФИО1 по доверенности № 21/исх-293 от 21.02.2018, паспорт,
от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «УК «Первая» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, Алтайский край (далее – Общество, ООО «УК «Первая») обратилось в арбитражный суд с заявлением к административной комиссии при администрации города Барнаула, г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконным и отмене постановления № 26 от 18.01.2018.
Определением от 31.01.2018 указанное заявление было оставлено без движения в связи с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По состоянию на 09.02.2018 в арбитражный суд поступили документы во исполнение определения об оставлении заявления без движения
Определением от 12.02.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил, что заинтересованным лицом, определение от 12.02.2018 не получено, возвращен конверт с пометкой «истек срок хранения», данное определение в части представления отзыва на заявление и копий материалов административного дела не исполнено.
Определением от 02.04.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (административного судопроизводства).
Заявленные требования мотивированы допущенными административным органом процессуальными нарушениями при привлечении Общества к ответственности, полагают, что Общество не было надлежащим образом уведомлено ни о составлении протокола об административном правонарушении, ни о рассмотрении дела на административной комиссии.
Администрация заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (далее – Закон Алтайского края №46-ЗС), событие и состав административного правонарушения доказан, о времени и месте составления протокола и о рассмотрении дела на административной комиссии Общество было уведомлено надлежащим образом.
Более подробно позиция сторон спора изложена в заявлении, отзыве на заявление, представленных в материалы дела.
Судебное заседание, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии квитанции, отчета об отслеживании почтовых отправлений.
Суд, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, заявленное ходатайство удовлетворил, приобщил к материалам дела копию квитанции, отчета об отслеживании почтовых отправлений.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражает против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Приказом Государственной инспекции Алтайского края от 30.04.2015 № 211 ООО «УК «Первая» предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе жилым домом по адресу: <...>, что также подтверждается информацией размещенной на официальном сайте https://dom.gosuslugi.ru «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства».
09.01.2018 ведущим специалистом отдела коммунальных предприятий и услуг комитета жилищно-коммунального хозяйство г. Барнаула ФИО2 была проведена проверка санитарного состояния контейнерной площадки по ул. ФИО3, 13, установлено, что контейнерная площадка дома № 13 по у л. ФИО3, не очищена от мусора, чем допущены нарушения п. 2.1.10 Правил благоустройства территорий городского округа – г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 № 15.
По данному факту 10.01.2018 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении и постановлением о назначении административного наказания 18.01.2018, Общество привлечено к административной ответственности по статье 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Выслушав пояснения заинтересованного лица, исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на административный орган.
В соответствии с законом Алтайского края от 10.03.2009 № 12-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях» постановлением администрации города Барнаула от 23.07.2013 № 2510 утверждено Положение об административной комиссии при администрации города.
Согласно ст. 76 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершения правонарушений на территории Алтайского края» административные комиссии при местных администрациях, образованные в соответствии с законом Алтайского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 27, 36-1, 40-2, 40-3, 41, 46, 49-4, 61, 61-1, статьями 67, 68, 70, 71.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 27 Закона № 46-ЗС предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении предусмотренного порядка организации благоустройства городских округов и иных поселений.
Субъектом правонарушения выступает уполномоченное лицо, допустившее указанные нарушения.
На территории г. Барнаула действуют Правила благоустройства территорий городского округа – г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 № 15 (далее – Правила благоустройства).
В силу пп. 3 п. 2.1.1 Правил благоустройства, содержание и эксплуатация объектов благоустройства территории города обеспечивается физическими, юридическими лицами, владеющими зданиями (помещениями в них), сооружениями, включая временные сооружения, а также земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 2.1.4 Правил благоустройства уборка земельных участков, владение которыми осуществляется на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, общественных пространств, объектов благоустройства, нестационарных объектов, объектов капитального строительства, в том числе объектов общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных станций, автосервисов, шиномонтажных мастерских, осуществляется лицами, указанными в подпункте 3 пункта 2.1.1 Правил, в целях поддержания их надлежащего санитарного состояния и (или) устранения дефектов внешнего облика.
Пунктом 2.1.10 Правил благоустройства содержание мест временного хранения и утилизации отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с требованиями земельного, природоохранного, экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, являясь управляющей организацией по управлению многоквартирным жилым домом, Общество обязано было организовать работы по очистке от мусора контейнерных площадок.
Применительно к обстоятельствам, установленным по настоящему делу, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действия Общества события совершенного правонарушения, а также объекта и объективной стороны вменяемого правонарушения.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом в материалы дела доказательств в опровержение указанного факта не представлено.
По смыслу частей 1 и 2 статьи 26.2, части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 постановления от 20.11.2008 № 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в данном случае, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Законом Алтайского края № 43-ЗС предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств осуществления Обществом мер по организации работ по очистке от мусора контейнерной площадки или наличия объективных причин невозможности их соблюдения, наличия объективных препятствий по своевременному выполнению Обществом установленных законодательством обязанностей, в материалах дела не имеется, арбитражному суду Обществом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Следовательно, имеется вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 27 Закона Алтайского края №46-ЗС.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, судом не установлено наличие совокупности возможности применения в отношении Общества административного наказания в виде предупреждения, установленных статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.
Доводы Общества о том, что оно не было уведомлено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административно правонарушении признаются судом несостоятельными, ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник и представитель юридического лица допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, привлекаемого к административной ответственности (часть 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит обязанности органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, уведомлять о составлении протокола именно законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что Общество было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует письмо № 151/исх-5, на котором поставлен входящий штамп, номер и подпись лица, принявшего корреспонденцию (л.д. 45). На составление протокола 10.01.2018 Общество явку представителя не обеспечило.
11.01.2018 уведомление на заседание административной комиссии было вручено заявителю, о чем свидетельствует входящий штамп, номер и подпись лица, принявшего корреспонденцию (л.д. 47), согласно данного уведомления в дате заседания имеется опечатка, однако согласно протокола об административном правонарушении от 10.01.2018 с обратной стороны указана верная дата и время.
Телефонограммой от 15.01.2018 ООО УК «Первая» также была надлежаще извещена о дате и времени заседания административной комиссии, однако на заседание административной комиссии 18.01.2018 представитель Общества не явился (л.д.44).
В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит специальных требований к способу извещения участников производства по делу об административном правонарушении о совершении тех или иных процессуальных действий, в связи с чем извещение заявителя о месте и времени рассмотрения дела путем вручения Обществу с проставлением должностным лицом входящего номера и даты вручения, способствует оперативности производства по делу, своевременному разрешению дела (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Общество, действуя разумно и добросовестно, могло направить своего представителя на составление протокола об административном правонарушении.
Также арбитражным судом принимается во внимание, что Обществом не заявлено каких-либо ходатайств об отложении, либо не представлено каких-либо доказательств в подтверждение отсутствия события и состава административного правонарушения, выявленного Администрацией.
Кроме того, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что указанное нарушение административного органа является существенным, не позволяющим полно, всесторонне и своевременно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Обществом при обращении в арбитражный суд не было представлено никаких доказательств, которые заявитель не мог представить при составлении протокола об административном правонарушении или на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Применительно к конкретному делу у арбитражного суда отсутствуют основания для признания якобы допущенного заинтересованным лицом процессуального нарушения существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доказательств в подтверждение иного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, а также существования обстоятельств, объективно препятствующих этому, верным является вывод проверяющих о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 27 Закона Алтайского края №46-ЗС.
В оспариваемом постановлении отражены имеющие значение для его вынесения факты, подтверждённые доказательствами, а также им дана верная юридическая оценка. При этом доказательства, имеющиеся в материалах об административном правонарушении, были исследованы административным органом всесторонне, полно и объективно.
Доказательствами по делу были приняты фактические данные, на основании которых было установлено наличие события административного правонарушения, виновность заявителя, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Оценка доказательств была произведена в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ - по внутреннему убеждению должностного лица, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При вынесении постановления должностное лицо учло, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В отношении Общества было применено административное наказание, предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ - административный штраф в пределах санкции, установленной статьей 27 Закона Алтайского края № 46-ЗС.
Обстоятельств, смягчающих и/или отягчающих ответственность установлено не было.
Наличие в действиях Общества, состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 27 Закона Алтайского края №46-ЗС, подтверждается материалами административного дела. При этом процессуальный порядок привлечения к административной ответственности был полностью соблюден, что также подтверждается материалами административного дела.
Доводов, основанных на документальном подтверждении, которые могли бы составить основу доказательственной базы и позволяющих сделать выводы о незаконности оспариваемого постановления заявление не содержит.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление общества с ограниченной ответственностью «УК «Первая» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, Алтайский край оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья Арбитражного
суда Алтайского края А.А. Мищенко