ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11249/11 от 15.12.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е                                                                     

г. Барнаул                                                                                           Дело № А03-11249/2011                                  15 декабря  2011года

Арбитражный  суд   Алтайского  края  в  составе  судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис", г.Барнаул,

к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Алтайскому краю, г.Барнаул,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -  Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,

о признании незаконным бездействия,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Панфиловой В.В., с использованием средств аудиозаписи,

с участием представителей сторон:

от заявителя -  ФИО1, доверенность от 07.02.2011 № 50,

от заинтересованного лица  – ФИО2, доверенность от 01.08.2011 № 78/11,

от третьего лица – ФИО3, доверенность от 28.12.2010 № 0245,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество "Алтайкрайгазсервис" (далее – ОАО "Алтайкрайгазсервис", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд  с заявлением о признании незаконным  бездействия Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Алтайскому краю (далее – ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю, заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии  решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу г. Камень–на-Оби, ул. Кондратюка, 38, кадастровый номер 22:68:010303:31, равной его рыночной стоимости в размере 8 000 000 руб. и обязании  принять  решение об установлении кадастровой  стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 8 000 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Заявленные требования обоснованы тем, что в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 913/11 от 28.06.2011, а так же правилами п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что были выполнены все возложенные на него полномочия по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Государственный кадастр недвижимости, и оно не уполномочено устанавливать кадастровую стоимость, тем самым бездействие со стороны ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю отсутствует.

Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в отзыве заявленные требования отклонило,  указав, что  ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю не имело законных оснований для осуществления действий по установлению кадастровый стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, а также и по внесению рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю осуществляет деятельность по кадастровому учету земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными законными актами.

В соответствии с ч.3 ст.1 Закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных стоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии со ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется  на  основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом  учете и необходимых в соответствии Законом «О государственном кадастре недвижимости»  для осуществления учета   документов   или   в   случаях,   указанных   в   законе   -   на   основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Одним из видов деятельности ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю является определение кадастром стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных  характеристик по утвержденным органом государственной власти удельным показателям, а не её установление.

При установлении кадастровой стоимости земельных участков согласно ст.66 Земельного кодекса РФ  проводиться государственная оценка земель. Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (в ред. От 17.О9.20 № 590), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости» определен состав сведений государственно кадастра недвижимости. Согласно данной статье помимо сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в государственный кадастр недвижимое вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частной сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ч.2), в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Сведения о рыночно стоимости в перечне состава сведений не содержатся.

Сведения о кадастровой стоимости вносятся на основании установления утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 №546 «Об утверждении результатов государственного кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края» результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края уделльных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Алтайского края. Указанное постановление 12.01.2010 поступило  в ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю в порядке информационного взаимодействия в  соответствии с п.4 ст. 15 Закона «О государственном кадастре недвижимости из Главного управления имущественных отношений Алтайского края.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным  служащим  обязанности,  возложенной на них  нормативными нормативными и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Однако ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю выполнены  все  возложенные  на него полномочия  по  внесению сведений  о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН. Поскольку    ФБУ "Кадастровая палата" по Алтайскому краю не уполномочено устанавливать кадастровую стоимость, то бездействия с его стороны не может иметь места.

Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167 -ФЗ) пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ изложен в новой редакции. Новая редакция предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости возможно в суде или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Закона № 167-ФЗ установлено, что положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня опубликования Закона № 167-ФЗ. Закон № 167-ФЗ был опубликован 26.07.2010. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проведена в 2009 году, договор на ее проведение был заключен 05.06.2009.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в состав сведений    об    объекте    недвижимости    (земельном    участке),    вносимых   в государственный кадастр недвижимости при государственном кадастровом учете, включается кадастровая стоимость.

Анализ приведенных норм законодательства говорит о том, что, несмотря на норму пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости необходимо проведение соответствующих процедур. Такие процедуры определены статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ. Однако учитывая дату заключения договора на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Алтайского края вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной не может быть рассмотрен в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Заявленные ОАО "Алтайкрайгазсервис" требования по существу имеют своим предметом изменение внесений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком,  в том числе и в  отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис", г.Барнаул, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

   Судья                                                                                               М.В.Старцева