ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11263/09 от 03.11.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-11263/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2009 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Сосина Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Сосиным Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, г. Барнаул, к Обществу с ограниченной ответственностью «Котляровка», с. Котляровка, о взыскании 648 100 руб.,

при участии представителей сторон:

от истца: ФИО1 – доверенность от 26.02.2009;

от ответчика: ФИО2 – доверенность от 01.09.2009,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд обратилось Главное управление сельского хозяйства Алтайского края с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Котляровка» о взыскании неосновательного обогащения в размере 648 100 руб. субсидии, выделенной из краевого бюджета в 2006-2007 годах на компенсацию затрат по приобретению элитных семян зерновых культур и молодняка племенных животных.

В обоснование требования истец сослался на то, что ответчиком необоснованно получено в 2006-2007 годах средства краевого бюджета на компенсацию части стоимости приобретения элитных семян зерновых культур в сумме 270 000 руб. и племенного молодняка животных в сумме 378 100 руб. В 2006 году ответчиком было приобретено 50 т семян пшеницы «Алтайская степная» элита и 40 т семян пшеницы «Алтайская 325» элита у ООО «Алтайская продовольственная компания», не внесенного в «Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся, первичным семеноводством», утвержденный приказом Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края от 27.03.2006 № 21. Помимо этого в 2007 году ответчиком, в нарушение пункта 2 «Порядка предоставления в 2007 году средств краевого бюджета на государственную поддержку мероприятий по развитию животноводства (утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 28.07.2007г. № 83)», бюджетные средства использованы не по целевому назначению, поскольку использованы ответчиком на приобретение молодняка племенных животных у ЗАО «Лебяжье», которое не являлось племенным хозяйством и не было включено в государственный племенной регистр. По мнению истца, указанные обстоятельства являются основаниями для возврата полученных средств из краевого бюджета, в связи с нарушением условий субсидирования.

В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что семена были приобретены у КФХ ФИО3, внесенного в «Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся, первичным семеноводством», кроме того, на каждую партию семян выданы сертификаты, заверенные Государственной семенной инспекцией по Алтайскому краю. Помимо этого, ответчик считает, что субсидии на приобретение племенного молодняка животных получены им с соблюдением условий, установленных в утвержденном Постановлением Администрации Алтайского края от 28.02.2007 № 83 «Порядок предоставления средств из краевого бюджета в 2007 году на государственную поддержку мероприятий по развитию животноводства».

Истец на исковых требованиях настаивает, ссылаясь на то, что ответчиком нарушены условия субсидирования.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:

В целях развития сельскохозяйственного производства края, в соответствии с законом Алтайского края от 14.03.2005 N 16-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края" на 2005-2007 годы" постановлением Администрации Алтайского края от 27 февраля 2006 года N 75 утвержден порядок предоставления средств из краевого бюджета в 2006 году на государственную поддержку мероприятий по развитию растениеводства.

Из материалов дела следует, что в 2006 году ответчик приобрел 40 т семян пшеницы «Алтайская 325» элита на сумму 280 000 руб. и 50 т семян пшеницы «Алтайская степная» элита на сумму 350 000 руб. по счету-фактуре № 323 от 11.04.2006 у КФХ ФИО3

При реализации данной целевой программы, исходя из суммы понесенных на покупку указанных элитных семян зерновых культур расходов, сумма субсидии составила 270 000 руб. По платежному поручению № 966 от 12.09.2006 указанная сумма была перечислена получателю.

При проверке Контрольно-ревизионным отделом Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике обоснованности получения средств краевого бюджета, выделенных Обществу с ограниченной ответственностью «Котляровка» установлены нарушения условий получения субсидии в сумме 648 100 руб., в том числе 270 000 руб. субсидий, полученных на приобретение элитных семян зерновых культур, отраженные в акте от 16.04.2009.

Условия получения сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий на компенсацию понесенных затрат по приобретению элитных семян зерновых культур для собственного сельскохозяйственного производства в 2006 году, определены Порядком предоставления средств из краевого бюджета в 2006 году на государственную поддержку мероприятий по развитию растениеводства, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 27.02.2006 № 75 (далее «Порядок по развитию растениеводства»).

Согласно пункту 2 Порядка развития растениеводства государственная поддержка мероприятий по развитию растениеводства производится в виде субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение элитных семян зерновых культур для собственного сельскохозяйственного производства (размножения, сортосмены и сортообновления) у сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся первичным семеноводством, или части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся первичным семеноводством на производство реализуемых ими элитных семян.

В силу пункта 3 Порядка развития растениеводства перечень сельхозтоваропроизводителей, занимающихся первичным семеноводством, утверждается Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края.

Приложением № 15 к приказу Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края от 27.03.2006 № 21 определен Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся первичным семеноводством, к которым в том числе отнесен индивидуальный предприниматель ФИО3

Довод истца о приобретении ответчиком элитных семян у ООО «Алтайская продовольственная компания», не являющегося сельскохозяйственным товаропроизводителем, занимающимся первичным семеноводством, является несостоятельным в силу соглашения, заключенного между ООО «Котляровка», ООО «Алтайская продовольственная компания» и КФХ ФИО3, согласно которому ООО «Котляровка» приобретает элитные семена на сумму 630 000 руб. по счету-фактуре № 323 от 11.04.2006 у КФХ ФИО3, при этом оплату за элитные семена производит ООО «Алтайская продовольственная компания», которая в свою очередь производит перечисление денежных средств в размере 630 000 руб. КФХ ФИО3 за ООО «Котляровка» в счет погашения задолженности по счету-фактуре № 323 от 11.04.2006.

Приобретение ответчиком элитных семян пшеницы у сельскохозяйственного товаропроизводителя, занимающегося первичным семеноводством, и включенным в перечень – ИП ФИО3, подтверждается соглашением, счетом-фактурой № 323 от 11.04.2006, товарной накладной № 605 от 10.04.2006.

На момент приобретения элитных семян у КФХ ФИО3 имелась лицензия на производство семян элиты сельскохозяйственных растений (зерновых) № 1375, выданная Министерством сельского хозяйства РФ 12.01.2004. Кроме того, на каждую партию семян КФХ ФИО3 выданы сертификаты, заверенные Государственной семенной инспекцией по Алтайскому краю.

Таким образом, ответчиком соблюдены условия получения субсидирования в соответствии с Порядком развития растениеводства, согласно которому субсидии подлежат выплате при условии соблюдения покупки элитных семян у сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся первичным семеноводством, перечень которых утвержден приказом Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края.

Кроме того, истец указывает на нецелевое использование средств, полученных ответчиком из краевого бюджета в 2007 году на приобретение молодняка племенных животных, вследствие чего полученные средства подлежат возврату.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления в 2007 году средств краевого бюджета на государственную поддержку мероприятий по развитию животноводства, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 08.06.2007 № 263 (далее «Порядок по развитию животноводства»), государственная поддержка мероприятий по развитию животноводства производится в виде субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение молодняка племенных животных: крупного рогатого скота (телок, нетелей).

Пунктом 4 Порядка развития животноводства установлен размер компенсации части затрат на приобретение крупного рогатого скота – 20 руб. за 1 кг живой массы.

Из материалов дела следует, что ответчиком в 2007 году приобретено 45 голов племенной нетели у ЗАО «Лебяжье» Егорьевского района общей массой 18 905 кг из расчета 85 руб. за 1 кг живой массы без учета НДС по договору купли - продажи племенных животных от 09.04.2007 № 02.

В силу пункта 5 Порядка развития животноводства сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на получение государственной поддержки в случае выполнения следующих условий:

- обеспечение среднемесячного уровня оплаты труда (дохода) одного работающего не ниже минимальной заработной платы, установленной соглашением между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2007 год (не ниже 3 000 руб.), либо обеспечение роста оплаты труда (дохода) одного работающего в размере не менее 25 % к соответствующему периоду прошлого года;

- предоставление годовой и квартальной бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в установленные сроки.

При реализации данной целевой программы ООО «Котляровка» в 2007 году из краевого бюджета, при соблюдении ответчиком указанных выше условий, было выделено субсидий в сумме 378 100 руб., перечисленных по платежному поручению № 200654 от 17.10.2007, на компенсацию части затрат на приобретение молодняка племенных животных.

16 апреля 2009 года консультантом контрольно-ревизионного отдела Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике проведена проверка обоснованности получения ООО «Котляровка» средств краевого бюджета за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, результаты которой отражены в акте.

При проверке контролирующим органом установлено, что субсидия в размере 378 100 руб. использована не по целевому назначению, поскольку приобретенные ответчиком 45 голов племенной нетели были получены у ЗАО «Лебяжье», которое не имеет статус племенного хозяйства и не включено в государственный племенной регистр. Следовательно, ответчик израсходовал субсидии не по целевому назначению.

Заключением экспертной комиссии на право деятельности в области племенного животноводства от 26.03.2007, рассмотревшим заявление ЗАО «Лебяжье» Егорьевского района на право продажи крупного рогатого скота симментальской породы для ООО «Котляровка», партия телок в количестве 45 голов, принадлежащих ЗАО «Лебяжье» Егорьевского района, признана соответствующей стандарту племенного скота симментальской породы и рекомендовала выдать разрешение на их продажу для разведения.

В силу статьи 5 Закона Алтайского края «О регулировании племенного дела в животноводстве» (далее Закон) к полномочиям управления племенного животноводства относится обеспечение экспертизы племенной продукции (материала).

Поскольку на требование истца от 08.06.2008 о возврате указанных денежных средств ООО «Котляровка» денежные средства не были возвращены, то истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы нецелевого использования.

Как установлено судом приобретенные ответчиком в апреле 2007 года по договору животные являются племенными, что подтверждается представленными на них племенными свидетельствами и заключением Управления племенного животноводства Алтайского края от 26.03.2007. То обстоятельство, что весь племенной скот был приобретен ответчиком у ЗАО «Лебяжье, которое не является племенным хозяйством, судом отклоняются, поскольку Порядком предоставления субсидий предоставление субсидии не поставлено в зависимость от необходимости приобретения животных у племенного хозяйства, достаточно того, чтобы субсидии были израсходованы на приобретение племенных животных. Данное условие Порядка предоставления субсидий ответчиком соблюдено, все приобретенные им животные являются племенными, следовательно, предоставленная ему субсидия в размере 378 100 руб. была израсходована ответчиком на цели, для которых предоставлялась.

Доводы истца о том, что все племенные животные должны быть внесены в государственный регистр, их принадлежность к племенным животным может быть подтверждена фактом их нахождения в указанном регистре, судом отклоняются, поскольку такой регистр был сформирован в 2008 году, то есть до приобретения ответчиком животных.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.01.2007 № 43 «О порядке ведения государственного племенного регистра» установлено, что издание государственного регистра осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, на момент приобретения ответчиком племенных животных у ЗАО «Лебяжье», указанные животные не могли быть зарегистрированы в государственном племенном регистре по причине его отсутствия.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действующей на момент выделения ответчику субсидии, нецелевое использование субсидий и субвенций в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, влечет их возврат в соответствующий бюджет.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Статья 289 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Поскольку истцом не доказан факт нецелевого расходования ответчиком денежных средств, то полученные из краевого бюджета средства возврату не подлежат.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

По иску о взыскании неосновательного обогащения заинтересованное лицо обязано доказать, что приобретатель без предусмотренных на то правовых оснований увеличил свое имущество за счет потерпевшего (истца).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что, довод истца о нарушении условий получения субсидирования не основан на фактических обстоятельствам дела, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина не взыскивается, так как истец освобожден от ее уплаты в силу закона.

Руководствуясь статьями 27, 28, 34, 35, 65, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Е.А. Сосин