ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11453/13 от 30.09.2013 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 61-92-78, факс 61-92-93

http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                     Дело № А03 – 11453/2013                    07 октября 2013 года

        Резолютивная часть решения объявлена – 30.09.2013.

        Решение в полном объеме изготовлено – 07.10.2013.

Арбитражный  суд  Алтайского  края  в  составе  судьи Дружининой Н.М., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Касимовым Э.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Алтайскому краю, г. Рубцовск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локтевском районе Алтайского края, г. Горняк  (ОГРН <***>,    ИНН <***>) о признании недействительным решения от 16.04.2013 №03203913АК0013262,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 19.07.2013 №101, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 08.02.2013,

У С Т А Н О В И Л:

         Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №12 по Алтайскому краю (далее – ИФНС России  №12, налоговый орган) обратилась с заявлением в арбитражный суд  к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локтевском районе Алтайского края (далее – ГУ УПФ РФ в Локтевском районе, управление) о признании недействительным решения от 16.04.2013 №03203913АК0013262 о привлечении к ответственности.

Заявленные требования мотивированы тем, что ГУ УПФР в Локтевском районе располагало сведениями о прекращении деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 и было обязано снять ее с регистрационного учета и прекратить контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты страховых взносов этим лицом, передав соответствующие сведения органу пенсионного фонда по месту регистрации правопреемника – ИФНС России № 12, а именно: Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Рубцовску.     

Управление Пенсионного фонда в отзыве на заявление требования налогового органа не признало, указав, что из буквального толкования части 16  статьи 15 Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ) следует, что обязанность по представлению расчета  по начисленным и уплаченным страховым взносам в случае реорганизации плательщика страховых взносов возлагается на его правопреемника.

Между тем, Федеральным закон  № 212-ФЗ не предусмотрена обязанность по передаче сведений органу Пенсионного фонда по месту регистрации правопреемника. Так как учет организации-предшественника осуществлялся в ГУ – УПФ РФ в Локтевском районе, следовательно, расчет за реорганизованное юридическое лицо представляется по месту его реорганизации.

В судебном заседании представитель ИФНС России № 12 пояснил, что к инспекции  перешли права и  обязанности реорганизованной ИФНС России № 13, г. Горняк  по представлению расчета  по начисленным  и уплаченным страховым взносам за 2012 год и уплата недоимки в размере 7015 руб. 39 коп.

ИФНС России № 12 представила указанный расчет в Управление Пенсионного фонда  по г. Рубцовску, которое в связи с отсутствием сведений о застрахованных лицах реорганизованной инспекции, передало расчет в Управление Пенсионного фонда по Локтевскому району.

Управление Пенсионного фонда в Локтевском районе не приняло указанный расчет в связи с несовпадением электронно-цифровой подписи, потребовав расчет на бумажном носителе.

На бумажном носителе указанный расчет был представлен налоговым органом в  учреждение Пенсионного фонда  по Локтевскому району 22.02.2013, то есть с  пропуском срока  представления расчета.

Однако указанные обстоятельства Управлением Пенсионного фонда  в Локтевском районе при принятии решения о привлечении ИФНС России № 12 к ответственности по части 2 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ не учтены в  качестве исключающего вину лица в совершении правонарушения.

Представитель учреждения Пенсионного фонда в заседании возражал против удовлетворения заявления по доводам отзыва, пояснил, что ИФНС России № 13, г. Горняк реорганизована с 09.01.2013 в форме  присоединения  к ИФНС России № 12. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам  за период с 01.10.2012  по 31.12.2012  со сроком представления до 15.02.2013 ИФНС России  № 12 направлен в электронном виде по месту своей регистрации в Управление Пенсионного фонда в г. Рубцовске и Рубцовском районе.

        Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что на основании приказа Федеральной налоговой службы России от 22.10.2012 № ММВ-7-4/769 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю», приказа Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 30.10.2012 № 01-06/533 «О реорганизации Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю и Межрайонной ИФНС России № 13 по Алтайскому краю», Межрайонная ИФНС России № 13 по Алтайскому краю, г. Горняк  реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю, г. Рубцовск о чем 09.01.2013 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

11.01.2013 ГУ УПФ РФ в  Локтевском районе проведена  камеральная  проверка страхователя ИФНС России № 12, г. Рубцовск на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2012.

В ходе проверки установлено, что ИФНС России № 12 не представила в установленный законом срок в ГУ УПФ РФ в Локтевском районе расчет по начисленным и уплаченным страховым  взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации страховым взносам  на обязательное медицинское страхование  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2012 год за реорганизованную ИФНС России № 13.

28.03.2013 ИФНС России №12 в ГУ УПФ РФ в  Локтевском районе было представлено ходатайство, с указанием обстоятельств исключающих ее вину в совершении правонарушения, в том числе проведение организационных мероприятий связанных с реорганизацией ИФНС России № 13, г.Горняк, совершение данного правонарушения впервые, незначительность периода просрочки  представления сведений.

Рассмотрев составленный по результатам камеральной проверки акт от 11.03.2013 № 03203930013262 и поступившее письменное  ходатайство, ГУ УПФ РФ в Локтевском районе  вынесло решение от 16.04.2013 № 03203913АК0013262 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной частью 1, 2 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 8748 руб. за не представление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Не согласившись с указанным решением учреждения Пенсионного фонда, Инспекция № 12 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявление.

        Суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

         Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

         В силу статьи 201 АПК РФ ненормативный акт подлежит признанию недействительным, если оспариваемый акт не соответствует закону  или иному нормативному правовому акту  и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законность акта подлежит оценке на дату его принятия.

         Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон  № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Пункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим законом.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить камеральные проверки организаций.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа ПФР на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных организацией, а также других документов о деятельности организации, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ).

Таким образом, в силу прямого указания закона, камеральную проверку вправе проводить тот территориальный орган ПФР, в котором организация состоит на учете в  качестве плательщика страховых взносов.

Частью 16 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляется его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

         Статья 11 Федерального закона № 167-ФЗ предусматривает порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика.

        Согласно положениям части 2 статьи 11 Федерального закона № 167-ФЗ снятие с регистрационного учета страхователей - организаций осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

        При этом в силу названной статьи снятие с регистрационного учета указанных страхователей осуществляется путем обмена электронными документами.

         В соответствии с пунктом 17 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от13.10.2008 N296п (далее - Порядок), снятие организаций с регистрационного учета в качестве страхователей осуществляется в течение 5 дней со дня представления в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в территориальный орган ПФР.

В соответствии с информацией, содержащейся в сведениях из ЕГРЮЛ, территориальный орган ПФР вносит в базу данных Пенсионного фонда Российской Федерации (в карточку страхователя) в том числе дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации (путем слияния, разделения, преобразования, присоединения).

Материалами дела установлено, что запись о прекращении деятельности ИФНС России  № 13 была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 09.01.2013 и в этот же день, в соответствии с вышеуказанным Порядком, в ГУ УПФР в Локтевском районе был направлен электронный документ о снятии с регистрационного учета страхователя - ИФНС России  № 13.

         Таким образом, на момент проведения камеральной проверки ИФНС России  № 13 не состояла  на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда в Локтевском районе, что в силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 212-ФЗ исключает право контроля последнего  за правильностью и своевременностью  исчисления и уплаты страховых взносов ИФНС России № 12.

        Суд находит правомерными действия ИФНС России № 12 по представлению  в электронном виде расчета  по начисленным и уплаченным страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование в ГУ УПФ РФ в г. Рубцовске.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При названных обстоятельствах,  оспариваемое решение ГУ УПФ РФ в Локтевском районе вынесено не законно и требование инспекции подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                         Р Е Ш И Л:

Решение от 16.04.2013 № 03203913АК0013262 Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Локтевском районе Алтайского края признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через канцелярию арбитражного суда Алтайского края.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              Н.М. Дружинина