АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
________________________________________________________________________
656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, (3852) 61-92-78, 61-92-93 (факс) http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул №А03 –11458/2009
13 ноября 2009г.
Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2009г.
В полном объеме решение изготовлено 13 ноября 2009г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С.П. Пономаренко, при ведении им протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества «Новые Зори», г.Заринск,
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю, г.Заринск,
о признании недействительным решения налогового органа №1081 от 03.06.09г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя- Януш К,Ю., доверенность №009 от 11,06.08г., паспорт;
от заинтересованного лица- ФИО1, доверенность №3 от 11,01.09г., удостоверение,
.УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Новые Зори» (далее по тексту - общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, межрайонная ИФНС России №5 по Алтайскому краю) о признания недействительным решения налогового органа №1081 от 03.06.09г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Полагает были основания начисления земельного налога исходя из налоговой ставки 0,3%, а не 1,5%.
В судебном заседании представитель общества заявил об уточнении заявленного требования. Просит признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю №1081 от 03.06.09г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 69777 руб., пени по земельному налогу в сумме 2989 руб.28 коп., начисления штрафа за неуплату земельного налога по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 13955 руб. 40 коп., как не соответствующее положениям главы 31 НК РФ.
В отзыве на заявление налоговый орган и его представитель в судебном заседании в удовлетворении заявленного требования просят отказать, полагают отсутствуют основания для признания оспариваемого решения недействительным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Межрайонной ИФНС России №5 по Алтайскому краю проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ЗАО «Новые зори» по земельному налогу за 2008г. с составлением акта камеральной налоговой проверки №1356 от 20.04.2009г.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 03.06.2009г. №1081 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении, которым доначислен земельный налог в размере 86445 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 3749 руб.62 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российском Федерации в виде штрафа в размере 17176 руб.20 коп.
Налоговый орган доначислил земельный налог по двум земельным участкам (кадастровые номера 22:66:70403:3 и 22:66:70402:6) исходя из ставкиналога 1.5%, установленной пп.2 п.1 ст.394 НК РФ, тогда как общество полагает налоговый орган вправе был начислить налог исходя из ставки 0,3%, так как расположенные на земельных участках объекты недвижимости используются исключительно в целях ведения сельскохозяйственного производства.
Соответственно общество оспаривает начисление земельного налога в сумме 69777 руб., начисление пени по земельному налогу в сумме 2989 руб.28 коп., начисление штрафа за неуплату земельного налога по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 13955 руб. 40 коп.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Подпунктом 2 пункта 1 ст.394 НК РФ ставка налога 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.
На территории муниципального образования городского округа «Город Заринск» земельный налог установлен Постановлением Заринского городского собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2005 № 65.
Названным Постановлением ставка 0,3% предусмотрена для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственною производства, для прочих земельных участков - 1,5%.
В постановлении администрации г.Заринска от 28.06.1996г. №289 о предоставлении земельных участков акционерному обществу «Новые зори» и свидетельстве о государственной регистрации права бессрочного (постоянного) пользования землей от 17.12.1997г. №2887 не указано, для каких целей они предоставлены обществу (л.д.68-69).
Согласно протоколам осмотров (отдельных объектов), произведенных налоговым органом, инвентарным карточкам, предоставленным суду налоговым органом, на спорных земельных участках общества здания и сооружения, в которых располагаются административно-управленческий персонал, магазин для торговли промышленными и продовольственными товарами, пилорама, гараж-мастерская, склад.
Указанным постановлением администрации г.Заринска от 28.06.1996г. №289 не установлены ограничения по целям использования земельных участков. Не содержатся ограничения и в нормах действующего законодательства. Использование их налогоплательщиком для производства сельскохозяйственной продукции, размещения объектов сельскохозяйственного назначения не противоречит закону.
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Налоговый орган полагает указанные земельные участки не относятся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. При этом ссылается на выписку из государственного земельного кадастра от 26.11.2008 № I2-8-09/237, согласно которой категория земель спорных земельных участков не установлена, вид разрешенного использования земельных участков: с кадастровыми номером 22:66:70403:3 - «под объекты транспорта», фактическое использование- производственная деятельность, с кадастровым номером 22:66:70402:6- «под административно-управленческие объекты», фактическое использование- эксплуатация производственного здания.
Налоговый орган считает налогоплательщик не вправе был самостоятельно определять категорию земель как земли сельскохозяйственного назначения (земли в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях).
Не оспаривает, что основной вид деятельности общества- разведение крупного рогатого скота и выращивание зернобобовых культур.
Суд признает решение налогового органа недействительным в оспариваемой части по следующим основаниям.
Населенные пункты Российской Федерации согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации подразделяются на территориальные зоны с различным функциональным назначением - жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур и другие (п. 1 ст. 35 ГрК РФ). Могут выделяться также зоны сельскохозяйственного использования. В состав последних включаются: а) зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); б) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (п. 9 ст. 35 ГрК РФ, п. 1 ст. 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного Кодекса). Правовой режим таких земельных участков определяется статьями главы XV Земельного Кодекса (ст. ст. 83-86) и нормами ГрК РФ.
Следовательно, законодатель закрепил механизм изменения вида использования сельскохозяйственной зоны с непосредственно сельскохозяйственного на иной способ использования, необходимый в целях развития населенного пункта в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также требованиями генерального плана населенного пункта.
Статьей 85 ЗК РФ также закреплено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (пп.6 п.1), правила землепользования и застройки устанавливаются градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны индивидуально, градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков (п.2),
Суд обязывал налоговый орган запросить в администрации г.Заринска Алтайского края информацию о том, принимала ли она в пределах полномочий, предоставленных п.п.8 ст.1 и п.п.З ст.8 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки, если да, истребовать и представить установленный ими (п.2 ст.83 Земельного кодекса РФ и п.1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ) градостроительный регламент для территориальной зоны, к которой относятся спорные земельные участки.
Представлен ответ Администрации г.Заринска Алтайского края от 03.11.2009г. №01/02-26/1434 о том, что правила землепользования и застройки отсутствуют, градостроительный регламент не утверждался, документы территориального планирования города (генеральный план) в стадии проектирования.
Следовательно, территориальные зоны земель в г.Заринске не определены, нормативный акт о зонировании земель не принимался.
Как указано выше, налогоплательщик является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Факт изменения разрешенного использования земельных участков документально не подтвержден.
С учетом вышеизложенных норм права и фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что в отношении спорных земельных участков до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планом г.Заринска (в стадии проектирования) и правилами землепользования и застройки (на настоящий момент не утверждены) должна применяться налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости, поскольку на земельных участках размещены здания и строения, используемые в в целях ведения сельскохозяйственного производства.
Суд признает решение налогового органа, которым излишне, исходя из ставки налога 1,5%, а не 0,3%, начислены земельный налог, пени по нему и штраф, в оспариваемой части недействительным.
Руководствуясь статьями 4, 17, 27, 29, 34, 35, 150 (п.4 ч.1),167-171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю №1081 от 03.06.09г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 69777 руб., пени по земельному налогу в сумме 2989 руб.28 коп., начисления штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 13955 руб. 40 коп., как не соответствующее положениям главы 31 НК РФ.
В остальной части принять отказ от заявленного требования и производство по делу прекратить.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю в пользу закрытого акционерного общества «Новые Зори» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 руб.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в 7 арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного суда
Алтайского края С.П.Пономаренко