АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 61-92-96, факс 61-92-93
http://altai-krai.arbitr.ru е-mail: arb_sud@intelbi.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело №А03-11793/2008-17
18 декабря 2008 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Борискина А.П., при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Алтайский шинный комбинат», г. Барнаул
к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, г. Барнаул
о признании незаконным бездействия
При участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 17.12.2008 г,.
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 19.11.08 г.
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Алтайский шинный комбинат» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее – Управление) о признании незаконным бездействия по заявлению общества и обязании включить поликлинику ЗАО «Алтайский шинный комбинат» в перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и установить задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с определением объемов финансирования на ее оказание из средств системы обязательного медицинского страхования в 2009 году, объемом, в соответствии с лицензией ОАО «Алтайский шинный комбинат» на осуществление медицинской деятельности.
Заявление обосновано статьей 2 Закона РФ № 1499-01 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2003 № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» и мотивировано тем, что в нарушение установленных законом сроков реагирования на обращение граждан и организаций от Управления не поступил ответ на обращение общества с заявлением о включении поликлиники ЗАО «Алтайский шинный комбинат» в перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и установления задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с определением объемов финансирования на ее оказание из средств системы обязательного медицинского страхования в 2009 году.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований отказать. В обоснование возражений по существу заявленных требований указало, что общество о результатах рассмотрения его обращения о разработке задания не было проинформировано ввиду того, что бюджеты Алтайского края и территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на момент поступления обращения не были утверждены.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, судом выносилось определение о перерыве в судебном заседании с 12.12.2008 до 18.12.2008.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ЗАО «Алтайский шинный комбинат» 26.09.2007 обратилось в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности с заявлением о включении поликлиники ЗАО «Алтайский шинный комбинат» в список учреждений, участвующих в системе обязательного медицинского страхования.
15.10.2007 Управлением в адрес заявителя отправлено письмо № 1524, в котором сообщалось о возможности включения общества в число учреждений здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам шинного комбината с формированием муниципального заказа в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи. Однако никаких действий, направленных на включение общества в перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, Управлением предприняты не были.
11.09.2008 общество вновь обратилось в Управление с заявлением о включении поликлиники общества в перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и установлении задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с определением объемов финансирования на ее оказание из средств системы обязательного медицинского страхования. Ответ на данное заявление обществом получен не был.
Общество, не согласившись с бездействием Управления, выразившимся в не рассмотрении его заявления обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит заявленные требования не обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
Порядок разработки и финансирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроля за их реализацией установлен Положением о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 (далее - Положение).
В соответствие с пунктом 4 Положения разработка и установление заданий на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Согласно абзацу 4 пункта 6 Положения иные организации здравоохранения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, также могут направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Пункт 7 Положения устанавливает порядок содержания предложений по разработке заданий.
Согласно пунктам 8, 10 Положения рассмотрение предложений по разработке заданий осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации специально создаваемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения комиссиями по разработке заданий, в состав которых входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере финансов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.
На уровне субъектов Российской Федерации комиссии определяют соответствие планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и разрабатывают задания с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения устанавливают задания после утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год и доводят их до подведомственных организаций и иных организаций здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, одновременно с объемами бюджетных ассигнований и лимитами бюджетных обязательств.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения устанавливают задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения и в иных организациях здравоохранения после предварительного согласования указанных заданий с органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Органы местного самоуправления в сфере здравоохранения после утверждения местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год доводят задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи до организаций муниципальной системы здравоохранения и иных организаций здравоохранения одновременно с объемами бюджетных ассигнований и лимитами бюджетных обязательств.
Таким образом, разработка и установление заданий поставлены законодателем в зависимость от утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.
В судебном заседании было установлено, что бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год утвержден Законом Алтайского края от 05.11.2008 N 98-ЗС "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а с заявлением общество обратилось 11.09.2008, то есть до утверждения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год, в связи с чем у Управления отсутствовала возможность проинформировать общество о результатах рассмотрения его обращения изложенного в письме от 11.09.2008.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые бездействия могут быть признаны арбитражным судом незаконными при одновременном наличии двух условий:
1) несоответствия таких бездействий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако в нарушение вышеназванной нормы закона общество не представило в материалы дела доказательства одновременного несоответствия оспариваемых бездействий Управления закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при не рассмотрении его заявления о включении поликлиники ЗАО «Алтайский шинный комбинат» в перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и установлении задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с определением объемов финансирования на ее оказание из средств системы обязательного медицинского страхования на 2009 год.
Ссылку заявителя на нарушение Управлением Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ при рассмотрении заявления от 11.09.2008 г. арбитражный суд признает несостоятельной в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ указанным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Порядок рассмотрения обращений юридических лиц в указанных органах Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «Алтайский шинный завод» отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.П. Борискин