АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-05
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-11907/2022
19 октября 2022 года
Резолютивная часть решения принята 10 октября 2022 года.
Мотивированная часть решения изготовлена 19 октября 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлениюакционерного общества «Алтайский завод агрегатов» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул, об отмене постановления № 347-2022 от 22.06.2022 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статья 13.19 КоАП РФ,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Алтайский завод агрегатов» (далее – Общество, АО «АЗА») обратилось в суд к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление) об отмене постановления № 347-2022 от 22.06.2022 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28.07.2022 по делу №12-659/2022 настоящее заявление передано на рассмотрение Арбитражного суда Алтайского края.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что опасных последствий в результате совершенного правонарушения для государства и общественных интересов не наступило, умысел отсутствовал. Просят применить малозначительность, с учетом того, что правонарушение совершено впервые, нарушение устранено до даты составления протокола об административном правонарушении. Более подробно доводы изложены в заявлении.
В порядке, предусмотренном частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом 10.10.2022 принята резолютивная часть решения, в соответствии с которой постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 347-2022 от 22.06.2022 изменено в части назначенного акционерному обществу «Алтайский завод агрегатов» наказания, Обществу назначено административное наказание в виде предупреждения, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации срок от Управления поступило ходатайство о составлении мотивированного решения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.
Вместе с тем, исходя из положений части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия.
Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Определением суда от 16.08.2022 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В представленном письменном отзыве на заявление Управлением указывает, что обществом не своевременно предоставлены первичные статистические данные по форме «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу за 2021 г.», вследствие чего, общество правомерно привлечено к административной ответственности. Считает требование заявителя о признании совершенного административного правонарушения малозначительным необоснованно. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без вызова сторон.
Из материалов дела следует, что Общество предоставило первичные статистические данные в Управление по форме федерального статистического наблюдения № 1-рабочая сила «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» 30.05.2022, в то время как срок предоставления отчета – c 15.04 по 20.05.2022.
15.06.2022 Управлением по данному факту составлен протокол № 14/1350 об административном правонарушении.
22.06.2022 Алтайкрайстат вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 347-2022 в отношении акционерного общества «Алтайский завод агрегатов» о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенными лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом
Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (части 2, 3 статьи 1 Федерального закона №282-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу частей 3, 4 статьи 6 названного Федерального закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учет, если иное не установлено федеральными законами.
Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения федеральных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учет» (далее - Положение № 620).
На основании пунктов 3 и 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправлениями, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420, Федеральная служба государственной статистики утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 № 457 (в редакции приказа Росстата от 17.12.2021 № 925), утверждена форма федерального статистического наблюдения 1-рабочая сила «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу за 2021 г.» и Указания по ее заполнению, срок предоставления с 15.04-20.05.2022.
Из материалов дела следует, что Общество отчет представлен с нарушением указанного срока, а именно: 30.05.2022, что является нарушением статьи 8 Федеральный закон № 282-ФЗ, а также Положения № 620.
Согласно статье 4 Федерального закона № 282-ФЗ одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность предоставления официальной статистической информации.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В своих объяснениях Общество указало, что приказом АО «АЗА» № 58 от 10.01.2022 был утвержден перечень лиц, ответственных за формирование и предоставление в электронном виде статистической отчетности. В соответствии с указанным приказом лицом, ответственным за предоставление формы 1 (рабочая сила) была ФИО1 02.02.2022 данный сотрудник уволился. На ее место была назначена ФИО2, оформленая переводом с 10.02.2022. ФИО2, как лицо, недавно приступившее к исполнению обязанностей, упустила то обстоятельство, что в срок до 20.05.2022. необходимо было предоставить данные в Алтайкрайстат. Сведения о составе затрат организации на рабочую силу за 2021 были направлены в электронном виде 30.05.2022.
Общество не подтвердило принятие исчерпывающих мер по обеспечению своевременной подачи статистических форм.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не предоставило доказательств, что допущенное нарушение стало возможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне ее контроля, а также не подтвердило, что им принимались какие-либо меры для надлежащего исполнения обязанности по подаче статистических форм в установленные сроки.
Кроме того, Общество обязано осуществлять надлежащий контроль за действиями своих должностных лиц, доказательств в подтверждение данного обстоятельства в арбитражный суд не представлено.
На основании вышеизложенного в действиях акционерного общества «Алтайский завод агрегатов» содержится событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен уполномоченным сотрудником управления в пределах предоставленных законом полномочий), его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным сотрудником управления в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен в минимальном размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, арбитражным судом не установлено.
Довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения арбитражный суд признает несостоятельным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 указанного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, арбитражный суд не усматривает в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, которыми слова «Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые» заменены словами «За впервые».
Таким образом, в настоящее время условием для применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является совершение административного правонарушения впервые и наличие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершения правонарушения Обществом впервые, отсутствие в материалах дела доказательств. Свидетельствующих о наличии угрозы причинения вреда, суд полагает возможным оспариваемое постановление № 347-2022 от 22.06.2022 изменить в части назначенного акционерному обществу «Алтайский завод агрегатов» наказания, назначить обществу наказание в виде предупреждения. В остальной части в удовлетворении требований суд отказывает.
Согласно части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Суд считает необходимым произвести исправление опечатки в абзаце втором резолютивной части решения суда от 10.10.2022 в части указания статьи КоАП РФ по которой общество привлечено к административной ответственности, считать верным «статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Руководствуясь статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 347-2022 от 22.06.2022 изменить в части назначенного акционерному обществу «Алтайский завод агрегатов» наказания.
Назначить акционерному обществу «Алтайский завод агрегатов» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья О.В. Трибуналова