ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-11947/20 от 12.01.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01,

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

    Дело № А03-11947/2020

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 января 2021 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Судебно-экспертного частного учреждения Сибирского Федерального округа Независимой аналитической лаборатории к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании незаконным и отмене решения № 032S19200004793 от 12.05.2020,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 19 от 16.04.2020, диплом Санкт-Петербургской академии  управления и экономики № 4802 от 21.07.2009, паспорт,

от заинтересованного лица – не явились, извещены надлежаще,

от третьего лица - не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

Судебно-экспертное частное учреждение Сибирского Федерального округа Независимой аналитической лаборатории (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственного учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене решения № 032S19200004793 от 12.05.2020.

В обоснование своих доводов заявитель указал на отсутствие состава правонарушения, вмененного заявителю, поскольку статья 17 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) не предусматривает ответственности за нарушение пятидневного срока предоставления корректирующих форм  отчетности. Кроме того, по мнению заявителя, заинтересованным лицом неверно определен размер санкции.

Определением от 01.09.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с необходимостью установления дополнительных обстоятельств  по делу суд перешел к рассмотрению спора по правилам административного судопроизводства.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю представило отзыв на заявление, в котором указало на то, что является ненадлежащим заинтересованым лицом по делу.

Определением от 25.11.2020 суд по ходатайству заявителя произвел замену ненадлежащего заинтересованного лица - государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на надлежащее заинтересованное лицо - государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее – Пенсионный фонд) и на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление просило отказать в его удовлетворении, указав, что заявитель правомерно привлечен к ответственности в виде финансовых санкций.

Заинтересованное лицо и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, хотя о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Учреждение  зарегистрировано в качестве юридического лица и согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионным фондом в отношении Учреждения была проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета плательщиком страховых взносов, заблаговременная работа в отношении лиц, выходящих на пенсию.

Из акта выездной проверки № 032V10190001249 от 20.12.2019 следует, что Пенсионным фондом установлено нарушение подпункта 7 пункта 2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, выразившееся в представлении страхователем недостоверных сведений о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года, 2016 год в связи с занижением базы для начисления страховых взносов (л.д. 29-42).

В соответствии с названным актом страхователю  необходимо было представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за отчетные периоды, по которым произведено доначисление страховых взносов и (или) выявлены расхождения по страховому стажу застрахованных лиц.

Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, от 20.12.2019 было вручено страхователю 20.12.2019 (л.д. 20).

В связи с тем, что корректирующие сведения страхователем не были представлены по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления, Пенсионным фондом был составлен акт № 032S182000029909 от 12.03.2020 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 43-44).

24.04.2020 Учреждение представило корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за отчетные периоды, по которым произведено доначисление страховых взносов (1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года, 2016 год).

Поскольку корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета были представлены страхователем по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления, Пенсионным фондом принято решение № 032S19200004793 от 12.05.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 22-23).

На основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 8 500 руб. за предоставление корректирующих сведений по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.

Полагая, что решение № 032S19200004793 от 12.05.2020 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявление Учреждения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ  Учреждение  обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 1 Закона № 27-ФЗ определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Закона № 27-ФЗ).

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа (в редакции от 28.12.2016 не позднее 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действующей с 19.02.2017).

Форма «Сведения о застрахованных лицах» СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п (далее - Постановление № 83п).

В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

 Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Из содержания части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).

Как уже было указано, на основании пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. К числу сведений, представляемых страхователем, относится: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Вместе со сведениями, предусмотренными пунктом 2 названной статьи Закона № 27-ФЗ, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования и о начисленных суммах страховых взносов.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Пенсионным фондом было установлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов, что явилось основанием для доначисления страховых взносов. В рассматриваемом случае произведенные выплаты не включались в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, страховые взносы заявителем не начислялись.

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки, в котором указано на необходимость преставления Учреждением корректирующих форм.

В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает. Данный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 октября 2012 года № 7828/12.

Доказательств того, что Учреждение несвоевременно исполнило свою обязанность по представлению в Пенсионный фонд исходных сведений о застрахованных лицах за спорные периоды в материалы дела не представлено.

В свою очередь, непредставление сведений в отношении застрахованных лиц в установленный срок образует иной самостоятельный состав правонарушения. Однако, как следует из мотивировочной части оспариваемого решения, заявитель к ответственности за такое нарушение не привлекался.

При вынесении решения  и привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ допущенное Учреждением нарушение Пенсионный фонд квалифицировал как представление корректирующих индивидуальных сведений по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в действиях Учреждения состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствует.

Ответственность за  несвоевременное представление корректирующих форм индивидуальных сведений Законом № 27-ФЗ не предусмотрена. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № ВАС-6350/10 по делу № А59-3226/2009.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения заявителя к ответственности, оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству, в связи с чем требования Учреждения  подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Нарушенное право Предприятия подлежит восстановлению в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу, понесенные заявителем, подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

признать решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о привлечении Судебно-экспертного частного учреждения Сибирского Федерального округа Независимой аналитической лаборатории к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.05.2020 № 032S19200004793 полностью незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края в пользу Судебно-экспертного частного учреждения Сибирского Федерального округа Независимой аналитической лаборатории 3 000 рублей судебных расходов.

 Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

 Судья                                                                                                  Д.В. Музюкин