ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-1228/09 от 27.10.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № АОЗ-2332/2009

27 октября 2009 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи
 Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго», г. Барнаул, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о признании незаконным бездействия ,

с участием третьего лица - Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, г. Барнаул

при ведении протокола заседания судьей,

с участием в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – Лагутина М.Г. (доверенность от 31.03.09г.
 №45 Н/20);

от заинтересованного лица – Камнев А.С. (доверенность от 23.04.2009г. № 16-12/08-Д);

от третьего лица – Алейников Е.С. (доверенность от 10.03.2009г. № П/461/01);

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК Сибири») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, выразившихся в незаконном возврате исполнительного листа №056191 от 27.07.2005г., выданного по делу №А03-8181/04-19 и обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края исполнить исполнительный лист №056191 от 27.07.2005г., в течение десяти дней с даты оглашения резолютивной части решения, а также о признании бездействий Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, выразившихся в отсутствии действий, направленных на погашение задолженности и обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края внести изменения в распределение бюджетных ассигнований в сумме 1 001 277 000 руб. 00 коп. на 2009г. в трехдневный срок с даты оглашения резолютивной части решения суда по настоящему делу.

Определением от 26.03.2009г. суд по ходатайству заявителя объединил дела № А03-2332/2009 и № А03-1228/2009 в одно производство, присвоив ему № А03-2332/2009.

Заявленные требования обоснованы статьями 65, 69, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что согласно решению Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2004г. по делу № А03-8181/04-19 с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу ОАО «Алтайэнерго» было взыскано 1 001 277 000 руб. 00 коп. убытков и выдан исполнительный лист № 056191.

По истечении отсрочки исполнения решения суда, предоставленной ответчику, общество предъявило исполнительный лист, который был возвращен должнику без исполнения на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодека Российской Федерации со ссылкой на не истекший трехгодичный срок отсрочки.

Также заявитель указывает, что оплата задолженности по исполнительному листу № 056191 является расходным обязательством бюджета субъекта Российской Федерации – Алтайского края, в связи с чем исполнение судебного акта должно осуществляться в соответствии с положениями статей 69 и пунктов 3, 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Должник – Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в нарушение указанных норм закона не предпринял каких-либо действий, направленных на погашение задолженности по указанному исполнительному листу.

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края заявленные требования отклонил, указав, что определением Арбитражного суда Алтайского края от 03.09.2008г. установлено, что течение назначенного трехлетнего срока отсрочки исполнения решения суда от 06.08.2004г. исчисляется на следующий день после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 14.11.2006г. С учетом этого вывод Комитета по финансам о том, что трехлетний срок отсрочки исполнения решения суда не истек, является правомерным. В дополнительном отзыве Комитет по финансам указал, что у него отсутствует право на включение суммы на исполнение судебных актов в расходную часть проекта краевого бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов как самостоятельный вид расходов. Также Комитетом указано на то, что в настоящее время исполнительный лист предъявлен ему взыскателем к исполнению.

Определением суда от 21.05.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, которое в отзыве на заявленные требования поддержало возражения Комитета по финансам и налоговой политике.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.10.2009г. объявлялся перерыв до 27.10.2009г. до 16 час. 30 мин. 27.10.2009г. в 16 час. 30 мин. судебное заседание продолжено, о чем объявил председательствующий в судебном заседании.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2004г. по делу № А03-8181/04-19 установлено, что ОАО «Алтайэнерго» обращалось с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании убытков, возникших в связи с тем, что Региональная энергетическая комиссия Алтайского края в течение 2002 года не обеспечила установление экономически обоснованных тарифов.

Указанным решением суда с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу ОАО «Алтайэнерго» взыскано 1 001 277 000 руб. убытков.

В соответствии с резолютивной частью решения суда взыскателю 27.07.2005г. выдан исполнительный лист № 056191.

Определением суда от 17.10.2005г. должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда на три года.

Определением суда от 22.05.2008г. произведена процессуальная замена взыскателя на ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».

13.01.2009г. Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике получен исполнительный лист № 056191 от ОАО «МРСК Сибири»- филиал «Алтайэнерго» на взыскание с него в пользу последнего 1 001 277 000 руб. сопроводительным письмом от 09.12.2008г. исх. № 11-01-28.1/4594 со ссылкой на статью 1 ФЗ «Об исполнительном производстве», статью 242.1 , пункт 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Уведомлением от 19.01.2009г. № 16-13/01 Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике возвратил исполнительный лист взыскателю без исполнения со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Возврат исполнительного листа мотивирован тем, что на момент его предъявления не истек предоставленный определением Арбитражного суда Алтайского края от 17.10.2005г. срок отсрочки исполнения решения суда от 06.08.2004г.

Не согласившись с указанными действиями Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике по возврату исполнительного листа уведомлением от 19.01.2009г. № 16-13/01, ОАО «МРСК Сибири» обратилось с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании действий Комитета незаконными.

В обоснование данного требования заявитель указывает, что определением Арбитражного суда Алтайского края от 03.09.2008г. по делу № А03-8181/04-19 в мотивировочной части установлено , что течение назначенного судом трехлетнего срока отсрочки исполнения решения суда исчисляется на следующий день после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 14.11.2006г., которым определение суда от 17.10.2005г. оставлено в силе, то есть вступило в законную силу. Однако постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008г. указанный выше вывод суда первой инстанции исключен из мотивировочной части определения от 03.09.2008г.

Следовательно, начало течения срока отсрочки исполнения решения суда приурочено к дате вынесения Арбитражным судом Алтайского края определения от 17.10.2005г. по делу № А03-8181/04-19. С учетом этого срок отсрочки исполнения решения суда на дату предъявления Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края исполнительного листа к исполнению (09.12.2008г.) истек. В этой связи возврат должником исполнительного листа без исполнения является незаконным.

Доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а требования в этой части не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008г. определение Арбитражного суда Алтайского края от 03.09.2008г. по делу № А03-8181/04-19 оставлено без изменения, о чем свидетельствует резолютивная часть постановления апелляционного суда.

Довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что постановлением апелляционного суда от 14.11.2008г. изменена мотивировочная часть определения Арбитражного суда Алтайского края от 03.09.2008г. не вытекает из резолютивной части постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда. Резолютивная часть решения (постановления), собственно, и является решением суда по спору.

В указанной резолютивной части постановления апелляционного суда не содержится вывод об изменении мотивировочной части судебного акта суда первой инстанции.

Данная правовая позиция отражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2008г. по делу № 4459/08.

Следовательно, определение арбитражного суда от 03.09.2008г., которым установлено начало течения отсрочки исполнения решения суда от 06.08.2004г., является обязательным для сторон согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом определения суда первой инстанции от 03.09.2008г. начало течения срока отсрочки исполнения решения суда по делу № А03-8181/04-19 исчисляется с 15.11.2006г. и заканчивается 15.11.2009г.

Таким образом, предъявление к исполнению исполнительного листа от 13.01.2009г. осуществлено взыскателем до установленного судом первой инстанции трехлетнего срока отсрочки исполнения решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые акты, решения, действия (бездействия) должны нарушать права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из названных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

ОАО «МРСК Сибири» не представило в материалы дела доказательств того, что возврат исполнительного листа Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края , осуществленный 19.01.2009г., нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности на день принятия судом решения.

Напротив, из материалов дела следует, что заявитель 05.05.2009г. повторно направил исполнительный лист на исполнение в адрес Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края письмом от 30.04.2009г. исх. № 11-06-28.1/2191, который до настоящего времени не отозван.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий о принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учетом изложенной нормы процессуального закона требования заявителя об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике исполнить исполнительный лист № 056191 является производным от требования о признании незаконными его действий по возврату исполнительного листа 19.01.2009г. уведомлением № 16-13/01 и направлено на устранение нарушений прав и законных интересов заявителя в результате указанного возврата исполнительного листа без исполнения.

Следовательно, производное от первого требование также не подлежит удовлетворению.

Вторым требованием ОАО «МРСК Сибири» является признание незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края по погашению задолженности по исполнительному листу № 056191, выразившееся в невключении в расходную часть бюджета (закон о краевом бюджете на 2009 год) необходимых денежных средств и обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в распределение бюджетных ассигнований в сумме 1 001 277 000 руб. на 2009 год со ссылкой на пункт 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации составляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, пункт 2.3. Положения о составлении проекта краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 01.03.2008г. № 82, предусматривает, что основные характеристики проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период формируются на основе реестра расходных обязательств Алтайского края и прогнозных показателей. В соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Согласно статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.

На основании изложенного следует, что включение суммы по исполнительному листу № 056191 от 27.07.2005г. , выданному по делу № А03-8181/2004-19, в расходную часть проекта краевого бюджета на 2009 год возможно лишь в случае ее отнесения к расходным обязательствам Алтайского края и последующем включении в реестр расходных обязательств Алтайского края.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет понятие расходных обязательств: обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Согласно статье 73 Устава (Основного закона) Алтайского края принятие закона о краевом бюджете, а также внесение в него изменений отнесено к исключительным полномочиям Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Положением о Комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденным постановлением администрации края от 15.04.2005г. № 219, указанные функции, в том числе внесение изменений в сводную бюджетную роспись, к полномочиям Комитета не отнесены.

Более того, в силу части 3 статьи 42 Устава (Основного закона) Алтайского края администрация Алтайского края не вправе принимать решения, влияющие на уменьшение доходной части и изменение размеров ассигнований по каждому направлению расходования средств краевого бюджета, установленных законом Алтайского края о бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, бездействие Комитета, выразившееся в отсутствии включения в расходную часть бюджета (Закон о краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов) необходимых денежных средств, направленных на погашение задолженности по исполнительному листу, являлось законным, поскольку Комитет не обладает полномочиями на осуществление указанных действий.

Следовательно, не подлежит удовлетворению и требование об обязании Комитета внести изменения в распределение бюджетных ассигнований в сумме 1 001 277 000 руб. на 2009 год.

Кроме того, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований заявителю являются следующие обстоятельства.

Исполнительный лист № 056191 от 27.07.2005г., выданный на основании решения Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2004г. по делу № А03-8181/04-19 и предъявленный на исполнение ОАО «МРСК Сибири» 13.01.2009г., не мог быть исполнен Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в порядке главы 214.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют правовые основания.

В соответствии со статьями 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края исполняет судебные акты по обращению взыскания только с Алтайского края как публично-правового образования за счет средств краевого бюджета.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6-8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь ввиду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета , а при отсутствии денежных средств – за счет иного имущества, составляющего казну.

Идентичное по содержанию положение также приведено в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Из предъявленного на исполнение исполнительного листа № 056191 следует, что Арбитражный суд Алтайского края решением от 06.08.2004г. по делу № А03-8181/0419 взыскал с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу ОАО «Алтайэнерго» 1 001 277 000 руб. убытков. При этом в мотивировочной и резолютивной частях решения суд указал, что ответчиком по делу является не Алтайский край в лице финансового органа, а Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края. Кроме того, в резолютивной части вышеназванного решения отсутствует указание на бюджетные средства, за счет которых следует производить взыскание.

Ссылки ОАО «МРСК Сибири» на постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005г., мотивировочную часть решения от 06.08.2004г. и исковое заявление по делу № А03-8181/04-19 как на факт, подтверждающий взыскание убытков с Алтайского края за счет его казны, суд считает ошибочной, поскольку резолютивная часть решения (постановления) собственно и является решением суда по спору. Данная правовая позиция отражена в определении ВАС РФ от 08.04.2008г. № 4459/08.

Как следует из решения Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2004г. по делу № А03-8181/04-19 , взыскание денежных средств должно быть произведено за счет средств (сметы расходов) Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, а не за счет казны Алтайского края.

Кроме того, финансовые органы, вопреки мнению заявителя, при исполнении судебных актов не могут самостоятельно определять средства, за счет которых следует производить выплату по исполнительным листам, поскольку они определяются статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующим судебным решением.

В связи с этим вывод ОАО «МРСК Сибири» о возможности исполнения финансовым органом решения суда, в резолютивной части которого нет указания на публично-правовое образование, с которого производится взыскание и на соответствующие бюджетные средства, не соответствует действующему законодательству. Данная правовая позиция отражена в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007г. № А56-31451/2006, Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2008г. № А14-4496/07/179/11, Федерального Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2003г. № КА-А40/1528-03-П.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго», г.Барнаул, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края М.В.Старцева