АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул | Дело № А03-12390/2020 | |
30 апреля 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФАВ - Восточная Европа» (ОГРН:<***>, ИНН: <***>), г. Москва к Алтайской таможне (ОГРН: <***>, ИНН:<***>), г. Барнаул о признании незаконным решения Алтайской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении транспортных средств, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628, выраженное в письме от 11.08.2020 № 15-30/08600, об обязании Алтайскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ФАВ-Восточная Европа» путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 7080000 руб. в отношении транспортных средств, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Центральное таможенное управление, г. Москва,
в судебное заседание явились:
от Алтайской таможни – ФИО1, удостоверение РС № 037516, доверенность от 23.12.2019, диплом ДВС 0469765 от 07.06.2001;
посредством вэб-конференции:
заявителя - ФИО2, паспорт, доверенность от 18.06.2020, диплом ВСГ 0183567 от 20.02.2007;
от третьего лица Центральное таможенное управление – ФИО3, паспорт, доверенность № 81-19/376 от 28.12.2020, диплом № 1069 от 30.06.2010.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ФАВ - Восточная Европа», г. Москва (далее – заявитель, Общество) обратилась в арбитражный суд к Алтайской таможне с заявлением о признании незаконным бездействия Алтайской таможни (далее – таможня), выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по заявлению ООО «ФАВ - Восточная Европа» от 22.07.2020 в отношении товаров, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628, об обязании Алтайскую таможню в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ФАВ-Восточная Европа» путем принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении товаров, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628, и возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 7 080 000 руб. на банковский счет общества путем направления поручения о возврате в соответствующее Федеральное казначейство.
В порядке ст. 49 АПК РФ Обществом неоднократно уточнялись заявленные требования, последние уточнения приняты судом к рассмотрению протокольным определением от 18.03.2021.С учетом принятых судом к рассмотрению уточненных требований, заявитель просит признать незаконным решение Алтайской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении транспортных средств, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628, выраженное в письме от 11.08.2020 № 15-30/08600, обязать Алтайскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ФАВ-Восточная Европа» путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 7 080 000 руб. в отношении транспортных средств, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/000.
Протокольным определением от 12.01.2021 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено в порядке ст. 51 АПК РФ Центральное таможенное управление, г. Москва.
Согласно заявленным требованиям, Общество предъявило в таможенному декларированию в декабре 2017 года по двум таможенным декларациям транспортные средства - грузовой самосвал четырехосный, полной массой 42600 кг, грузоподъемностью 23640 кг. В количестве 20 штук и оплатило утилизационный сбор в общей суммы 14 370 000 руб., руководствуясь ошибочным расчетом, применяя коэффициент с учетом суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности, в совокупности образующего такой показатель, как разрешенная максимальная масса транспортного средства. Ошибка в определении физических показателей транспортного средства для применения коэффициента при расчете утилизационного сбора была выявлена Обществом только в июле 2020 года. Общество обратилось 22.07.2020 в таможню с заявлением о возврате излишне оплаченного утилизационного сбора в размере 7 080 000 руб. с приложением всех документов, предусмотренных действующим законодательством, на которое таможней был дан ответ от 11.08.2020 о возврате заявления в связи с тем, что таможня не наделена полномочиями по возврату денежных средств, заявление следует подавать в Центральное таможенное управление по форме заявления о возврате авансовых платежей. Общество полагает, что содержащийся в ответе от 11.08.2020 фактический отказ таможня в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, противоречит действующей практике правоприменения. По мнению заявителя, такая физическая характеристика транспортного средства, как грузоподъемность, а также величина массы водителя и допустимого количества пассажиров не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Именно масса транспортного средства, прочность и масса материалов, из которых оно изготовлено, необходимы для расчета суммы утилизационного сбора, так как только эти параметры будут влиять на процесс утилизации. Ни "грузоподъемность", ни масса водителя и допустимого количества пассажиров утилизации сами по себе не подлежат.
Изложенное, согласно отзыву таможни, согласуется с решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники», принятым в рамках ее полномочий по обеспечению свободного обращения самоходных машин на таможенной территории Евразийского экономического союза, согласно которому при заполнении графы «максимальная технически допустимая масса» в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности. Указанная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.12.2017 по делу № 305-КГ17-12383.
Таможня отзывом на заявление полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований Общества. Первоначально при декларировании товара Обществом верно произведен расчет утилизационного сбора. По мнению таможни, понятие «полная масса транспортного средства» как величины, требуемой для исчисления утилизационного сбора, не раскрыта в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1291). Вместе с тем, оно единообразно трактуется другими правовыми актами. Так, в примечании 3 к группе 87 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54) указано, что термин «полная масса транспортного средства» означает «дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, равную сумме собственной массы транспортного средства, максимальной массы груза, массы водителя и массы полного топливного бака».
Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (утв. Минтрансом РФ 30.04.1997) указывает, что размер платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам зависит от полной массы автотранспортного средства. При этом в случае превышения полной массы автотранспортного средства, увеличивается размер платы согласно установленным коэффициентам. То есть в данном случае при определении полной массы транспортного средства учитывается единственно возможная к изменению характеристика - масса груза (если максимальная масса груза превышается, то размер платы увеличивается).
ГОСТ 33242-2015. Межгосударственный стандарт. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания (введен в действие Приказом Росстандарта от 08.07.2016 №822-ст) указывает, что он распространяется на автоматические весы для взвешивания автодорожных транспортных средств в движении, которые предназначены для определения полной массы автомобиля. Так как грузовые транспортные средства, предназначены для перемещения грузов, а взвешивание происходит в движении, то результаты определения полной массы автомобиля включают перемещаемую массу груза.Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ТР ТС 018/2011) (далее - Технический регламент) дано определение понятию «технически допустимая максимальная масса» - это установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Учитывая указанные выше понятия, таможня полагает, что при определении полной массы транспортного средства, масса груза учитывается.
По мнению таможни, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2017 по делу № 305-КГ17-12383, А40-170463/16, на которое ссылается Общество, касается уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин (погрузчики), в то время как характеристики и категория транспортных средств, оформленных по ДТ №№ 10605042/261217/0001621 и 10605042/271217/0001628 имеют существенные отличия.
Таможня указывает в отзыве, что с 2019 года Общество использует единый лицевой счет на уровне Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России). Порядок администрирования данного счета определен приказом ФТС России от 26 июня 2019 года № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета-ЕЛС» (далее - Приказ № 1039).
На основании пункта 36 Приказа № 1039 решения о возврате заинтересованным лицам авансовых платежей в отношении российских юридических лиц формируются подразделением регионального таможенного управления, которое осуществляет администрирование данного лицевого счета.
В соответствии с пунктом 5 Приказа № 1039 администрирование лицевых счетов российских юридических лиц в ресурсе единых лицевых счетов осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика (КПП). В рассматриваемом случае администрирование лицевых счетов Общества (ИНН <***> КПП 772801001) осуществляет Центральное таможенное управление.
Третье лицо отзывом (л.д. 107, т.2) на заявление изложенные в нем требования считает необоснованными, просит суд отказать в их удовлетворении. Поддерживая позицию таможни относительно правомерности исчисления первоначально Обществом размера утилизационного сбора и отсутствии оснований иной трактовки понятия «полной массы транспортного средства», Центральное таможенное управления в отзыве полагает, что таможня является управомоченным лицом на возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, сборов, иных денежных средств.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, отзывах на заявление, возражениях и дополнениях к ним, представленных в материалы дела.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц в судебных заседаниях, судом установлено следующее.
В декабре 2017 года Обществом на Горнякском таможенном посту Алтайской таможни был предъявлен и оформлен по ДТ № 10605042/261217/0001621,ДТ № 10605042/271217/0001628 , следующий товар:«грузовой самосвал, марки FAW, модель СА3310Р66К24Т4Е4, четырехосный, новый, год выпуска - 2017, двигатель дизельный, рабочий объем 11050 куб см, модель двигателя: CA6DM2-39E4. мощность 287 квт, экологический класс 4, полная масса 42600 кг. грузоподъемность 23640 кг. С соответствующими номерами VIN. В количестве 20 шт., общим весом брутто / нетто 379200 кг.
Полную массу для расчета утилизационного сбора в отношении каждого транспортного средства декларант изначально рассчитал из сведений фактической массы транспортных средств, их грузоподъемности, массы водителя и разрешенного количества пассажиров в совокупности образующих такой показатель, как «разрешенная максимальная масса», что составило: 42600 кг по каждому самосвалу, задекларированному в ДТ №№: 10605042/261217/0001621, 10605042/271217/0001628 и указал в графе 31 данных ДТ и в первоначальных расчетах сумм утилизационного сбора.
Также в графе 31 данных ДТ обществом в отношении каждого самосвала была указана грузоподъёмность - 23640 кг.
Таким образом, для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора в первоначальных расчетах обществом была указана полная масса грузовых самосвалов 42600 кг за единицу и применен коэффициент «4,79».Размер утилизационного сбора, исчисленного плательщиком в отношении транспортных средств, составил 14 370 000 рублей за 20 единиц техники.
Кроме того, заявленные в ДТ сведения о товаре послужили основанием для формирования паспорта транспортного средства, согласно которому разрешенная максимальная масса каждого самосвала и его масса без нагрузки были определены как 42600 кг/ 18960 кг
Указанную выше сумму утилизационного сбора заявитель уплатил согласно платежному поручению от 22.12.2017 № 2658, а также таможенным приходным ордерам.
После выпуска товаров обществом установлено, что при расчете размера утилизационного сбора было использовано неверное значение полной массы транспортного средства,т.к. должны были браться за основу расчета сведения о фактической массе транспортных средств, то есть массы без нагрузки, указанные в графах № 35 (вес брутто в кг) и № 38 (вес нетто в кг), а не сведения о разрешенной максимальной массе транспортных средств, указанной в ДТ. Общество посчитало, что утилизационный сбор уплачен в излишнем размере, в том числе излишне оплачено 7 080 000 руб., исходя из фактической массы одного транспортного средства 18960 кг, с применением к указанной массе коэффициента «2,43», а не «4,79» по расчету утилизационного сбора.
22.07.2020 общество направило в адрес таможни заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 7 080 000 рублей, оформленное по форме Приложения № 4 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, утв. Постановлением № 1291. Указанное заявление поступило в таможню 05.08.2020.
11.08.2020 таможней принято решение, изложенное в письме исх. № 15-30/08600, о возврате заявления.
Основанием к возврату послужило отсутствие доказательств переплаты утилизационного сбора. Таможней указано на необходимость переоформления таможенных приходных ордеров. Кроме того разъяснено, что приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС» учет остатков денежных средств в ресурсе единых лицевых счетов осуществляется в объеме общего остатка денежных средств. При необходимости возврата излишне уплаченного утилизационного сбора на расчётный счет плательщика заявление о возврате подается в Центральное таможенное управление по форме, утв. Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин. налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».
Не согласившись с решением таможни от 11.08.2020, содержащим фактический отказ в возврате излишне уплаченной суммы утилизационного сбора, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Согласно п. 3 ст. 24.1 Закона №89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Этим же постановлением утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня и примечания 6 к нему базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств, составляет 150 000 рублей.
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G. При этом для определения категории транспортного средства и применяемого ей коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора согласно формулировке Перечня используется термин «полная масса ТС».
Так, в период выпуска спорных товаров в свободное обращение на территорию Российской Федерации действовали коэффициенты расчета суммы уплаты утилизационного сбора, установленные Перечнем №1291, в соответствии с которыми в отношении автосамосвалов полной массы свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, подлежал применению коэффициент «2,43», в отношении автосамосвалов полной массы свыше 20 тонн, но не более 50 тонн подлежал применению коэффициент «4,79».
В графах № 31 (грузовые места и описание товаров), № 35 (вес брутто в кг) и № 38 (вес нетто в кг) спорных ДТ содержатся сведения об описании и о массе ввезенных Обществом грузовых самосвалов.
Указанные сведения корреспондируются с весом спорных товаров в грузовых накладных № 160120139 от 21.12.2017 г. и № 160120140 от 21.12.2017 г., представленных таможенному органу одновременно с таможенными декларациями.
Согласно сведениям, указанным о товарах в графах №№ 35, 38 ДТ №№: 10605042/261217/0001621, 10605042/271217/0001628 - фактическая общая масса грузовых самосвалов в количестве 20 шт. составляет 379 200 кг, следовательно, фактическая масса 1- ого грузового самосвала модели СА3310Р66К24Т4Е4 составляет 18960 кг. Данная масса также подтверждается расчетным способом, исходя их сведений, указанных в графе 31 ДТ (полная масса 42 600 кг минус грузоподъёмность 23640 кг = 18960 кг), а также паспортов транспортных средств, в которых указана масса без нагрузки - 18960 кг.
Таможня в оспариваемом решении ссылается на правильность исчисления обществом при декларировании транспортных средств утилизационного сбора с учетом их грузоподъемности. Отзывом и дополнениями к нему таможня полагает, что определение полной массы транспортного средства соответствует определению «технически допустимая максимальная масса», установленному Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», к которой относят установленную изготовителем максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленную его конструкцией и заданными характеристиками.
Суд считает несостоятельными указанные выше доводы таможни, руководствуясь следующим.
В соответствии с п. 5 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств.
При этом грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы транспортного средства, вопреки позиции таможни, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
Следовательно, именно масса грузового автомобиля без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра, как масса, на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер.
При этом суд учитывает, что утвержденный Правительством РФ порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность.
Из буквального толкования положений Перечня усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
В свою очередь ни Правила, ни Перечень не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как показателя фактической массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности.
Ссылку таможни на то, что понятие «технически допустимая максимальная масса» согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 и «ГОСТ 33988-2016. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний», следует понимать как дорожную массу, указанную производителем, как максимальную проектную массу транспортного средства, равную сумме собственной массы автомобиля, максимальной массы груза, водителя и топливного бака, ссылку на ТН ВЭД ЕАЭС, суд считает неприменимой к рассматриваемым правоотношениям по уплате утилизационного сбора.
Согласно дополнительному примечанию 3 к группе 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) «полная масса транспортного средства» означает дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, равную сумме собственной массы транспортного средства, максимальной массы груза, массы водителя и массы полного топливного бака.
В соответствии с п. 6 ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» под разрешенной максимальной массой понимается установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; а под технически допустимой максимальной массой - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Из пункта 37 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2015 № 496/192/134, следует в строке 14 «Разрешенная максимальная масса, кг» указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
Таким образом, значения, приведенные в Товарной номенклатуре подлежат применению к группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, а термины ТР ТС 018/2011 подлежат применению в целях использования названного технического регламента. При этом, как уже было указано выше, специальные нормы Правил и Перечня не содержат определение понятия «полная масса транспортного средства», равно как не содержат отсылочной нормы к положениям Товарной номенклатуры и ТР ТС 018/2011 в целях определения значения «полная масса транспортного средства» при исчислении утилизационного сбора.
С учетом изложенного применение указанных понятий, как и понятий, закрепленных в иных нормативных актах, на которые ссылается таможня в отзыве в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора таможенным органом нормативно необоснованно.
Ссылка таможни на внесение постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1866 изменений в Постановление № 1291, которыми заменяются по тексту нормативного акта слова «полной массой» на «технически допустимой максимальной массой», применяемой в значении, установленномТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», не применима к рассматриваемым правоотношениям по оплате утилизационного сбора и обращению с заявлением о его частичном возврате, поскольку они возникли до вступления в силу вышеуказанных изменений, не имеющих ссылку на обратное действие.
Из толкования положений Закона № 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами, поскольку уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности п. 3 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Так, для отношений по уплате фискальных сборов принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 №14-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 14.05.2009 № 8-П, от 28.02.2006 № 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов. Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что ни Закон № 89-ФЗ, ни Порядок не содержат понятие «полная масса транспортного средства», применение иных определений массы транспортного средства по аналогии недопустимо.
Нормативного обоснования того, что такая характеристика транспортного средства как грузоподъемность непосредственно влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, таможней не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, показатель «полная масса транспортного средства» был определен обществом неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное использование коэффициента 4,79, вместо коэффициентов 2,43, и как следствие, излишнюю уплату утилизационного сбора в сумме 7 080 000 рублей. Расчет обществом излишне оплаченного утилизационного сбора приведен в заявлении, дополнении к нему, судом проверен и признан обоснованным. Таможней возражений относительно арифметической правильности расчета не представлено. Трехлетний срок с даты уплаты утилизационного сбора не истек.
Согласно пункту 25 Правил излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 27 Правил заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением соответствующих документов.
Материалами дела подтверждается, что отметка в паспорте об уплате утилизационного сбора произведена Горнякским таможенным постом Алтайской таможни, следовательно, заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора подано заявителем в соответствии с требованиями законодательства в Алтайскую таможню и подлежало рассмотрению по существу, поскольку Горнякский таможенный пост не наделен полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм утилизационного сбора.
Полномочиями принимать решения о возврате уплаченных в бюджет платежей в силу п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа ФТС России от 29.12.2017 №2138 «Об осуществлении таможенными органами, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы, отдельных бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» наделена непосредственно сама таможня, поскольку именно она осуществляет администрирование доходов федерального бюджета (согласно приложению 2 к приказу утилизационный сбор является источником доходов федерального бюджета) и имеет право представлять поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Довод таможни со ссылкой на приказ ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС», относительно того, что с заявлением о возврате денежных средств обществу необходимо обратиться в Центральное таможенное управление, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 27 Правил заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора подается в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора.
В рассматриваемом случае все операции по уплате утилизационного сбора (предоставление расчета суммы утилизационного сбора, оформление ТПО, выдача паспортов самоходных машин, простановка отметок в паспортах самоходных машин об уплате сбора) были осуществлены в регионе деятельности таможни.
Таким образом, поскольку паспорта самоходных машин оформлялись Алтайской таможней, которая проставила на паспортах самоходных машин отметку об уплате утилизационного сбора, следовательно, заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора должно быть подано именно в эту таможню.
Приказ ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС» вступил в силус 01.07.2019.
Обществу с 10.02.2019 открыт лицевой счет в ресурсе единых лицевых счетов (далее - EЛC) в соответствии с приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329
В соответствии с пунктом 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС», утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039 (далее - Временный порядок), возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 - 9 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражению в ресурсе ЕЛС иных случаев, определенных статьей 67 ТК ЕАЭС, без представления плательщиком соответствующего заявления.
Отдел таможенных платежей таможни, в регионе деятельности которой осуществляется таможенное декларирование товаров либо принимается решение таможенного органа, влекущее уменьшение подлежащих уплате таможенных платежей, осуществляет ежедневный контроль поступления и корректности отражения в ресурсе EJIC электронных документов и сведений из них, на основании которых производится указанная в пункте 30 Временного порядка работы с ресурсом EJ1C операция, при информационном взаимодействии программных средств ЕАИС ТО, используемых при декларировании товаров и при ведении лицевых счетов. Отражение таких операций в ресурсе EJIC без информационного взаимодействия указанных программных средств при отсутствии нештатной ситуации, оформленной в соответствии с положением по организации технической поддержки, не допускается (пункт 31 Временного порядка).
В соответствии с пунктом 36 Временного порядка решения о возврате заинтересованным лицам авансовых платежей, в том числе остатков денежных средств, учитываемых как по КБК авансовых платежей, так и по иным КБК, в отношении российского юридического лица формируются отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, Калининградской областной и Центральной энергетической таможен, который осуществляет администрирование данного лицевого счета.
Центральное таможенное управление, согласно отзыва данного лица, наделено полномочиями только по рассмотрению заявлений о возврате авансовых платежей и принятию решений о возврате авансовых платежей. В рассматриваемом случае общество не обращалось с заявлением о возврате авансовых платежей.
С учетом изложенного выше, позиции таможни относительно обоснованности размера первоначально внесенного Обществом при декларировании товара утилизационного сбора, установленной судом компетенции таможни по рассмотрению по существу заявления общества о возврате утилизационного сбора, суд считает обоснованными и доказанными заявителем требования о признании незаконным отказа таможни в возврате (зачете) излишне оплаченного утилизационного сбора.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по уплате государственной пошлины по делу на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Алтайской таможни об отказе в возврате обществу с ограниченной ответственностью «ФАВ-Восточная Европа» излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении транспортных средств, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628, выраженное в письме от 11.08.2020 № 15-30/08600
Обязать Алтайскую таможню устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ФАВ-Восточная Европа» путем совершения действий по возврату излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении транспортных средств, оформленных по ДТ № 10605042/261217/0001621, ДТ № 10605042/271217/0001628.
Взыскать с Алтайской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФАВ-Восточная Европа» понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В. Синцова