ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-12550/13 от 23.09.2013 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул Дело № А03-12550/2013

Резолютивная часть решения суда объявлена 23 сентября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2013 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" об оспаривании постановления Главного управления МЧС России по Алтайскому краю № 209 от 15.07.2013 о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 06.06.2011, паспорт, директора ФИО2, приказ № 1-К от 26.04.2010, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 28.01.2013 № 771, удостоверение ГПН № 079222 от 01.07.2011,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Главного управления МЧС России по Алтайскому краю № 209 от 15.07.2013 о привлечении к административной ответственности.

В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемым постановлением Общество было привлечено к ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности. Между тем, заявитель полагает, что постановление является незаконным в части указания, что Обществом допущены следующие нарушения:

- в помещении малого торгового зала в западной части здания (Лит. А1, Лит. а2 помещения с 30-55): нарушение п. 121 "Правила пожарной безопасности в РФ": торговые прилавки торгового зала выполнены из горючего материала;

- в помещении большого торгового зала в восточной части здания (Лит. А, помещения с 1-29, с 56-66): нарушение п. 121 "Правила пожарной безопасности в РФ": торговые ларьки (прилавки) торгового зала выполнены из горючего материала;

- в помещении большого торгового зала, в восточной части здания (Лит. А, помещения с 1-29, с 56-66): нарушение п/п. 1 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЭ, п. 1.1. РД 78-145-97, п. 1.1 ВСН 25-09.67-85, п. 61 ППР: монтаж автоматической системы порошкового пожаротушения выполнен с отступлением от проектной документации, разработанной ООО "Сервис" Шифр: 08-08-2006 от 2006 г. Модули порошкового пожаротушения Бикат-3, Бикат-5, Бикат-10 производства "НПП "Системы безопасности" заменены на МПП Тунгус 2,3,6, что не соответствует требованиям по количеству огнетушащего вещества на площадь защищаемого помещения;

- двери складских помещений (62,63,66,67,12,7,6) электрощитовой имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требований возражает, указывая на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании представители заявителя на удовлетворении требований настаивали, представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

В результате плановой выездной проверки, проведенной Управлением 02.07.2013 в отношении принадлежащего Обществу здания, расположенного по адресу: <...>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в помещении малого торгового зала в западной части здания (Лит. А1, Лит. а2 помещения с 30-55): п. 4 НПБ 110-03, т.к. отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в помещении № 32, 38 (по техническому паспорту) (ч. 4 ст.20. 4 КоАП РФ); п. 12.28 НПБ 88-2001*, т.к. расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до стен в торговом зале более 4,5 метров (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 12.49. НПБ 88-2001*, т.к. приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации установлен на горючем основании (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 36.2 таблицы №3 НПБ 110-03, т.к. отсутствует автоматическая система пожаротушения в магазине и подсобных помещениях (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 372 ППР, т.к. на фасаде здания выполнены рекламные банеры из горючего материала (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 33 ППР, т.к. не соблюдаются проектные решения по освещенной освещенности торгового зала, световые проемы (окна) закрыты рекламными баннерами (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 121 ППР, т.к. торговые прилавки торгового зала выполнены из горючего материала (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 1.39* СНиП 2.08.01-89*, т.к. уровень кровли пристроенной части превышает уровень отметки пола вышерасположенных жилых помещений (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 1.55* СНиП 2.08.02-89*, т.к. двери складских помещений (37, 38, 46, 54), электрощитовой имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ); в помещение большого торгового зала в восточной части здания, (Лит. А помещения с 1-29 и с 56-66): п. 12.28 НПБ 88:2001*, т.к. расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до стен в торговом зале более 4,5 метров (ч.4 ст.20.4 КоАП РФ); п. 13.1 НПБ 88-2001*, т.к. расстояние между точечными дымовыми извещателями более 4,5 м. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 72 ППР, т.к. на фасаде здания выполнены рекламные баннеры из горючего материала (ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ); п. 33 ППР, т.к. не соблюдаются проектные решения по естественной освещенности торгового зала. Световые проемы (окна) закрыты рекламными баннерами (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 63 ППР, т.к. не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы порошкового пожаротушения (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 121 ППР, т.к. торговые ларьки (прилавки) торгового зала выполнены из горючего материала (ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ); п. 1.39* СНиП 2.08.01-89*, т.к. уровень кровли пристроенной части превышает уровень отметки пола вышерасположенных жилых помещений (ч.1 ст.20.4 КоАП РФ); п/п. 1 ч. 1 ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 1.1 РД 78-145-97, п 1.1 ВСН 25-09.67-85, п. 61 ППР, т.к. монтаж автоматической системы порошкового пожаротушения выполнен с отступлением от проектной документации разработанной ООО "Спецсервис" Шифр: 08-08-2006 от 2006 г. Модули порошкового пожаротушения Бикат-3, Бикат-5, Бикат-10 производства НПП "Системы безопасности" заменены на МПП "Тунгус" 2, 3, 6 соответственно, что не соответствует расчетным требованиям по количеству огнетушащего вещества на площадь защищаемого помещения (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 8.24 НПБ 88-2001*, т.к. расчет количества и мест установки модулей порошкового пожаротушения произведен без учета методики расчета количества модулей для модульных установок порошкового пожаротушения (ч. 4 ст.20. 4 КоАП РФ); п. 23 ППР, т.к. расстановка торговых павильонов препятствует равномерному орошению площади торгового зала огнетушащим порошком (ч.4 ст.20.4 КоАП РФ); п.11.13* НПБ 88-2001, т.к. на дверях защищаемых помещений автоматической установкой порошкового пожаротушения отсутствую устройства выдающие сигнал на отключение автоматического пуска (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 11.11* НПБ 88-2001*, т.к. система автоматического пожаротушения не имеет дистанционного пуска, системы остановки вентиляционного оборудования, системы отключения автоматического и дистанционного пуска установки с индикацией отключенного состояния при открывании дверей в защищаемое помещение (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п.12.49 НПБ 88-2001*, т.к. приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации установлен на горючем основании (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 1.55*, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, т.к. двери складских помещений (62, 63, 66, 67, 12, 7, 6), электро-щитовой имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч (ч.1 ст.2.0 4 КоАП РФ); общее по всем помещениям: п. 61 ППР, т.к. не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (система оповещения людей о пожаре находиться в дежурном режиме); Звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 Дба (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 3.21 НПБ 104-03, т.к. расстояние от потолка до верхней части речевых оповещателей менее 150 мм. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 4 НПБ 110-03, т.к. не все помещения оборудованы дымовыми пожарными извещателями (тамбуры) (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 12.41 НПБ 88-2001*, т.к. не все помещения оборудованы ручными пожарными извещателями (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 12.42 НПБ 88-2001*, т.к. расстояние между ручными пожарными извещателями более 50 метров (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 12 НПП 110-03, Приказ начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю № 54 от 16.02.2009, т.к. передача сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" находиться в неисправном состоянии (ч.4 ст.20.4 КоАП РФ); п. 12.19 НПБ 88-2001*, т.к. расстояние от пожарных извещателей до вентиляционных отверстий ме­нее 1 м. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 12.64 НПБ 88-2001*, т.к. шлейфы АПС и СОУЭ выполнены кабелем с диаметром медных жил ме­нее 0,5 мм. (ч.4 ст.20.4 КоАП РФ); п. 12.57 НПБ 88-2001*, т.к. провода и кабели соединительных линий автоматической пожарной сиг­нализации (шлейфы за подвесным потолком) не закреплены (ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ); п. 12.51 НПБ 88-2001*, т.к. расстояние между приборами приемно-контрольными и приборами управления менее 50 мм. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п.12.49 НПБ 88-2001*, т.к. щит ОПС выступает за контур установленного оборудования менее 100 мм. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ); п. 55 ППР, т.к. сети внутреннего противопожарного водопровода (пожарные краны) не проверяются на работоспособность, не обслуживаются организацией имеющей лицензию МЧС России (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

02.07.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 209 (Т. 2 л.д. 18-21), на основании которого вынесено постановление № 209 от 15.07.2013 о привлечении к ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (Т. 2 л.д. 29-31).

Не согласившись с постановлением № 209 от 15.07.2013 в указанной выше части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В судебном заседании было установлено, что заявитель не согласен с постановлением о привлечении Общества к ответственности в части включения в мотивировочную часть постановления указания на нарушение следующих требований пожарной безопасности:

- в помещении малого торгового зала в западной части здания (Лит. а1, Лит. а2 помещения с 30-55): нарушение п. 121 "Правила пожарной безопасности в РФ": торговые прилавки торгового зала выполнены из горючего материала;

- в помещении большого торгового зала в восточной части здания (Лит. А, помещения с 1-29, с 56-66): нарушение п. 121 "Правила пожарной безопасности в РФ": торговые ларьки (прилавки) торгового зала выполнены из горючего материала;

- в помещении большого торгового зала, в восточной части здания (Лит. А, помещения с 1-29, с 56-66): нарушение п/п. 1 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЭ, п. 1.1. РД 78-145-97, п. 1.1 ВСН 25-09.67-85, п. 61 ППР: монтаж автоматической системы порошкового пожаротушения выполнен с отступлением от проектной документации, разработанной ООО "Сервис" Шифр: 08-08-2006 от 2006 г. Модули порошкового пожаротушения Бикат-3, Бикат-5, Бикат-10 производства "НПП "Системы безопасности" заменены на МПП Тунгус 2,3,6, что не соответствует требованиям по количеству огнетушащего вещества на площадь защищаемого помещения;

- двери складских помещений (62,63,66,67,12,7,6) электрощитовой имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В остальной части Общество постановление о привлечении к ответственности не оспаривает.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390).

В соответствии с п. 121 Правил № 390 киоски и ларьки, устанавливаемые в зданиях, сооружениях и строениях, выполнятся из негорючих материалов.

Согласно оспариваемому постановлению в помещении малого торгового зала в западной части здания (Лит. а1, Лит. а2 помещения с 30-55) торговые прилавки выполнены из горючего материала; в помещении большого торгового зала в восточной части здания (Лит. А, помещения с 1-29, с 56-66) торговые ларьки (прилавки) выполнены из горючего материала.

Из пояснений представителя заявителя следует, что в торговых залах здания, расположенного по адресу: <...>, установлено сборно-разборное оборудование для торговли, высотой 2 м. 20 см. (высота торгового зала 3 м. 60 см.). По мнению заявителя, указанное оборудование не является ни прилавками, ни ларьками, поэтому Управление неправомерно вменяет Обществу нарушение п. 121 Правил № 390.

Суд соглашается с данным доводом Общества, исходя из следующего.

Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ киоск – это строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;

палатка - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала;

торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ).

Понятие термина "ларек" (палатка) содержится в п. 38 ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст (далее - ГОСТ Р 51303-99).

Палатка (Ндп: <ларек>): Легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

В соответствии с п. 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 12.05.2010 N 185 (далее – Указания № 185), палатка (ларек) - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли. Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Из совокупности вышеприведенных норм суд приходит к следующим выводам: палатки, ларьки, киоски представляют собой разновидности объектов организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей. В свою очередь, прилавок – это элемент оснащения палатки, ларька, киоска. Понятие "прилавок" и понятия "ларёк, киоск" являются разновидовыми. Таким образом, исполнение прилавков из горючего материала само по себе не является нарушением п. 121 Правил № 390.

Из пояснений представителей заявителя и заинтересованного лица, а также из представленных Обществом фотографий торговых залов, достоверность которых также была подтверждена представителем заинтересованного лица (Т.2, л.д. 57-59), следует, что находящееся в торговых залах здания, расположенного по адресу: <...>, сборно-разборное оборудование для торговли, не является легко возводимым, не собирается каждый день перед началом торговли и не разбирается после окончания рабочего дня, на площади данных торговых объектов постоянно (а не на один день торговли) находится товарный запас. Отсюда следует, что вышеуказанные объекты организации розничной торговли не являются ларьками, исходя из определений, содержащихся в ГОСТ Р 51303-99 и в Указаниях № 185, вследствие чего указание в оспариваемом постановлении на то, что данные объекты торговли являются ларьками и на них распространяется требование п. 121 Правил № 390, является неправомочным.

В данной части постановление Управления является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон № 123-ФЗ) автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий (п. 61 Правил № 390).

Согласно п. 1.1. "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правил производства и приемки работ РД 78.145-93" (далее - РД 78.145-93) работы по монтажу технических средств сигнализации должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования (в соответствии с типовыми проектными решениями), рабочей документацией (проект производства работ, техническая документация предприятий - изготовителей, технологические карты) и настоящими Правилами.

В соответствии с п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 25-09.67-85 "Правила производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения", утвержденных решением Минприбор от 02.09.1985 (далее - ВСН 25-09.67-85), работы по монтажу автоматических установок пожаротушения должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной и рабочей документацией, проектом производства работ (ППР) и технической документацией предприятий-изготовителей.

Суд установил, и заявитель не оспаривает, что монтаж автоматической системы порошкового пожаротушения в здании по адресу: <...> выполнен с отступлением от проектной документации, так как модули порошкового пожаротушения Бикат-3, Бикат-5, Бикат-10 были заменены на модули "Тунгус-2", "Тунгус-3", "Тунгус-6". Таким образом, Обществом было допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 83 Закона № 123-ФЗ.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что отступление от проектной документации привело к несоответствию в расчетных требованиях по количеству огнетушащего вещества на площадь защищаемого помещения.

Факт того, что модули порошкового пожаротушения "Бикат-3", "Бикат-5", "Бикат-10", производства НПП "Системы безопасности" заменены на модули порошкового пожаротушения "Тунгус-2", "Тунгус-3", "Тунгус-6" само по себе не свидетельствует о несоответствии количества огнетушащего вещества площади защищаемого помещения.

Напротив, заявителем представлена сравнительная таблица соответствия размещения модулей АУП по помещениям магазина согласно проекту и техническому паспорту по технической характеристике (Т. 2 л.д. 55-56).

Доказательств обратного Управлением не представлено.

Кроме того, суд отмечает, что ссылка Управления в оспариваемом постановлении на требования, установленные РД 78.145-93, ВСН 25-09.67-85, п. 61 Правил № 390, является необоснованной по следующим обстоятельствам.

Согласно преамбуле РД 78.145-93 Правила распространяются на производство работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию систем и комплексов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила должны соблюдаться всеми монтажно-наладочными организациями, кооперативными и частными фирмами, выполняющими данные работы на объектах различных форм собственности.

Преамбула ВСН 25-09.67-85 содержит указание на то, что Правила распространяются на производство работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию автоматических установок водяного, пенного и газового пожаротушения.

Правила должны соблюдаться всеми организациями, выполняющими данные работы на объектах народного хозяйства.

Пункт 61 Правил № 390 содержит обязательные требования при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Таким образом, Управление необоснованно вменило в вину Обществу нарушение п.п.1 РД 78.145-93 и п.п.1 ВСН 25-09.67-85, п. 61 Правил № 390, поскольку они обязательны для применения при производстве монтажных, ремонтных работ охранно-пожарных сигнализаций, а не в процессе их эксплуатации.

В данной части постановление Управления является незаконным и подлежит отмене.

Согласно п. 1.55 СНиП 2.08.02-89 Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78 (далее - СНиП 2.08.02-89), складские помещения, кладовые, мастерские, помещения для монтажа станковых и объемных декораций, камера пылеудаления, вентиляционные камеры, помещения лебедок противопожарного занавеса и дымовых люков, аккумуляторные, трансформаторные подстанции должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа, перекрытия 3-го типа и двери 2-го типа.

Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89).

Суд, исследовав материалы дела, установил, что они не содержат доказательств того, что двери складских помещений (62,63,66,67,12,7,6) электрощитовой имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч., а также доказательств того, что Управлением проводились каким-либо образом замеры огнестойкости дверей.

В связи с этим в данной части постановление Управления является незаконным и подлежит отмене.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Главного управления МЧС России по Алтайскому краю № 209 от 15.07.2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" (место нахождения: <...>; ОГРН <***>) к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным в части и изменить, исключив из мотивировочной части постановления указание на нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" следующих требований пожарной безопасности:

Помещение малого торгового зала в западной части здания (Лит. а1, Лит. а2, помещения с 30-55):

нарушение п. 121 ППР: торговые прилавки торгового зала выполнены из горючего материала (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Помещение большого торгового зала в восточной части здания (Лит. А, помещения с 1-29, с 56-66):

нарушение п. 121 ППР: торговые ларьки (прилавки) торгового зала выполнены из горючего материала (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

нарушение п/п. 1 ч. 1 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 1.1. РД 78-145-97, п. 1.1 ВСН 25-09.67-85, п. 61 ППР в части слов "что не соответствует требованиям по количеству огнетушащего вещества на площадь защищаемого помещения", а также исключив указание на нарушение п. 1.1. РД 78-145-97, п. 1.1 ВСН 25-09.67-85, п. 61 ППР;

п. 1.55*, п. 1.82 СниП 2.08.02-89*: двери складских помещений (62,63,66,67,12,7,6), электрощитовой имеют предел огнестойкости менее 0,6 ч. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В остальной части в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин