АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-12638/2020
07 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 30 ноября 2020 года
Решение суда в полном объеме изготовлено 07 декабря 2020 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Каменской межрайонной прокуратуры к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
- от прокурора – Аверина Е.А., служебное удостоверение ТО № 257301;
- от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился, извещен надлежащим образом,
Каменская межрайонная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель указал на нарушение предпринимателем требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно осуществлял эксплуатацию принадлежащую ему рекламную конструкцию без разрешительной документации.
Предпринимателем отзыв на заявление не представлен, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Определением суда от 10.09.2020 в соответствии с положениями статей 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Определением суда от 10.11.2020 дело назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства в предварительном судебном заседании.
От сторон не поступало возражений против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
Согласно ст. 137 АПК РФ в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, а также в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу и не заявивших возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания, в связи с чем, суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
Суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству. От лиц, участвующих в деле, возражений против проведения судебного заседания в одну дату с предварительным заседанием не поступило. При этом лица, участвующие в деле, извещены судом о возможности проведения судебного заседания тем же определением суда, которым извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания.
Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя на заявлении настаивал.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 14.08.2020 прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе, в результате которой установлено следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14.03.2017.
Предприниматель осуществляет деятельность по адресу: <...>.
Также установлено, что 14.08.2020 (момент выявления нарушения) Предприниматель осуществляла эксплуатацию принадлежащей ему рекламной конструкции, на которой размещена реклама нижнего белья без предусмотренного законодательством разрешения органа местного самоуправления муниципального района на ее установку и эксплуатацию по месту нахождения рекламной конструкции. Рекламная конструкция размещена на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 14.08.2020.
В своих объяснениях предприниматель не оспаривал событие административного правонарушения.
Прокурор, рассмотрев материалы проверки, 03.09.2020 вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ - эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с заявлением в арбитражный суд для привлечения Предпринимателя к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителей, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного настоящим Кодексом состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон №38-ФЗ, Закон «О рекламе») законодателем дано понятие рекламы, под которой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; под рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу части 1 статьи 19 Закона №38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 5 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В ходе проверки заявителем установлен факт эксплуатации рекламной конструкции без соответствующего разрешения, но не ее установки.
Пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» гласит, что согласно частям 9 и 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной.
При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что не может быть признана самовольной установка рекламной конструкция, разрешение на осуществление которой впоследствии было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек.
При даче объяснений Предприниматель указал, что данная конструкция принадлежит ему и эксплуатируется в предпринимательской деятельности с 2018 года.
Как указано в части 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление действий, вступающих в противоречие с любой правовой нормой Закона «О рекламе», является нарушением законодательства о рекламе и, следовательно, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами дела подтверждается, что Предпринимателем эксплуатируется рекламная конструкция без правоустанавливающих документов на ее размещение и последующей эксплуатации.
Из материалов дела следует, что прокурором заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что предприниматель допустил размещение объекта наружной информации (баннер) без соответствующего согласования.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что рекламно-информационный материал, размещенный на указанном табло бегущей строкой, представляет собой рекламную конструкцию, поскольку указанная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему.
Объектом рекламирования в данном случае являются услуги и товары, реализуемые индивидуальным предпринимателем. Данная вывеска бегущей строкой содержит информацию рекламного характера, направленную на привлечение внимания к организации (товарам), формирования или поддержания интереса к ним. Данное изображение обращено на улицу, соответственно, рекламная информация доступна неопределенному кругу лиц.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и руководящих разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", исходя из содержания информации на указанном электронном табло, суд приходит к выводу о том, что она является рекламой и не может быть признана вывеской или информацией, размещаемой в силу обычаев делового оборота.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Предпринимателем предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства о рекламе, материалы дела не содержат.
Следовательно, действия Предпринимателя по эксплуатации рекламной конструкции в отсутствие соответствующего разрешения, образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Предпринимателем требований законодательства о рекламе, а также о принятии им всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения, не установлено, что свидетельствует о наличии вины Предпринимателя в совершении указанного правонарушения.
Существенных нарушений административным органом процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечении предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Материалами дела подтверждается, что рекламная конструкция принадлежит Предпринимателю и эксплуатируется без предусмотренного законодательством разрешения Предпринимателем.
Факт отсутствия у Предпринимателя разрешения на установку спорной рекламной конструкции подтверждается материалами дела.
Следовательно, действия Предпринимателя по эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъективная сторона совершенного Предпринимателем правонарушения характеризуется умышленной формой вины, поскольку он осознавал противоправный характер своих бездействий, предвидел их вредные последствия и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.
Санкция статьи 14.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1, введенной в действие с 04.07.2016, частью 1 которой установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 №316-ФЗ изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части возможности назначения лицу меры ответственности в виде предупреждения, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи раздела II Кодекса, свидетельствует об улучшении положения лица, привлекаемого к административной ответственности. Следовательно, данный нормативный акт имеет обратную силу, в рассматриваемом случае.
Учитывая степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершение правонарушения впервые, отнесение индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, арбитражный суд назначает административное наказание в виде предупреждения.
руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш Е Н И Е:
привлечь индивидуального предпринимателя Софронова Виктора Геннадьевича (ОГРНИП: 317222500018137, ИНН: 220702817218) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание, с учетом применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, в виде административного предупреждения.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Алтайского края в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.Ю. Ильичева