ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-12742/2021 от 26.05.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                      Дело № А03-12742/2021

02 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2022 года.

Арбитражный  суд  Алтайского  края  в составе  судьи Трибуналовой О.В.,                 при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению   Министерства спорта Алтайского края, г. Барнаул, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края, Федеральному казначейству Российской Федерации, об оспаривании предписания от 01.06.2021 №17-84-24/4554, приказа от 05.08.2021 №239, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства спорта Российской Федерации,

при участии:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность № 28/П/111 от 17.01.2022, диплом рег. номер 0361/3Б-105 от 05.07.2019;

от УФК по Алтайскому краю, от Федерального казначейства Российской Федерации–  ФИО2 (удостоверение, доверенность № 15-30/6 от 30.12.2021, доверенность № 15-30/2 от 30.12.2021, диплом рег. номер 918 от 07.06.2001);

от Министерства спорта Российской Федерации – не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Министерство спорта Алтайского края (далее по тексту – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю  (далее по тексту – Управление), Федеральному казначейству Российской Федерации об оспаривании предписания от 01.06.2021 №17-84-24/4554 в части пунктов 3-5, приказа от 05.08.2021 №239 (требования неоднократно уточнялись заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявление  мотивированы тем, что Министерство исполнило бюджетные средства по целевому назначению, то есть  в рамках реализации Государственной программы и Соглашения на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Управление представило отзыв с возражениями на заявление, считает, что  по спорному Соглашению Министерству был выделен один комплект оборудования, в связи с чем его использование возможно было только в рамках одного объекта, а приобретенное оборудование, не соответствует базовым видам спорта.

Позиция Федерального казначейства Российской Федерации совпадает с позицией Управления.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спора Российской Федерации.

Третье лицо в отзыве на заявление частично поддержало позицию заявителя, ссылаясь на то, что один комплект оборудования не равнозначен понятию один объект.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения.

В настоящем судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом объявлялся перерыв.

Как следует из материалов дела,  с 10.02.2021 по 19.04.2021 на основании приказа №371 от 05.02.2021 Управлением в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка   предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спора в Российской Федерации» за перил с 01.01.2019 по 31.12.2019,  в ходе которой выявлено и зафиксировано в акте проверки от 19.04.2021, что:

- в нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта в рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» (Приложение № 6 к федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 30), пункта 1 Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 16.02.2018 № 144 «Об утверждении состава комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» для спортивныхшкол и училищ олимпийского резерва» (в редакции от 12.02.2019), пункта 1.2. Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 № 777-09-2019-100 Министерством спорта Алтайского края средства в сумме 255 005,65 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета - 237155,25 руб. направлены на цели несоответствующие целям предоставления субсидии, выразившееся в направлении средств на приобретение спортивного оборудования (Балансировочная платформа, Помост тяжелоатлетический, Канатный тренажер с системой сопротивления, Эллиптический тренажер, беговая дорожка, скакалка, гантели виниловые) не предусмотренного в составе комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, и не согласованного с Министерством спорта Российской Федерации, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета (пункт 9);

- в нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (Приложение № 31 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302), пункта 1 Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 102 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», пункта 1.2. Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 № 777-08-2019-174 Министерством спорта Алтайского края средства в сумме 960,6 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета - 950,99 руб. направлены на цели не соответствующие целям предоставления субсидии, выразившееся в направлении средств на приобретение спортивного оборудования (гантели виниловые) не предусмотренного в составе комплекта спортивного оборудования, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета (пункт 18);

- в нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно­технологическим оборудованием (Приложение № 32 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302), пунктов 1.2., 6.1.2 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 № 777-08-2019- 146 Министерством спорта Алтайского края за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 40 000 000,00 руб. использованы без достижения цели предоставления субсидии, а именно: Алтайским краем не обеспечено использование приобретенного спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля при организации спортивной подготовки, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета, по результатам проверки Министерством спорта Алтайского края предоставлены документы, подтверждающие передачу искусственного покрытия футбольного поля и спортивного оборудования (ворота футбольные 6 штук, сетка для футбольных ворот 3 комплекта) на общую сумму 14 640 767,46 руб. в Краевое государственное бюджетное учреждение спортивной подготовки «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу Алексея Смертина» (пункт 19).

По результатам проверки Министерству 01.06.2021 выдано представление №17-84-24/4554, которым Министерство  обязано:

- По нарушению, указанному в пункте 9, в срок до 04.10.2021 принять меры к возврату в Министерство спорта Российской Федерации суммы 237 155,25 руб. израсходованной на цели, не соответствующие целям ее предоставления, предусмотренных Соглашением от 14.02.2019 № 777-09-2019-100;

- по нарушению, указанному в пункте 18, в срок до 04.10.2021 принять меры к возврату в Министерство спорта Российской Федерации суммы 950,99 руб. израсходованной на цели, не соответствующие целям ее предоставления, предусмотренных Соглашением от 09.02.2019 № 777-08-2019-174;

-по нарушению, указанному в пункте 19, в срок до 04.10.2021 принять меры к возврату в Министерство спорта Российской Федерации суммы 25 359 232,54 руб. использованных на цели, не соответствующие целям ее предоставления, предусмотренных Соглашением от 09.02.2019 № 777-08-2019-146.

 Не согласившись с выводами Управления в указанной части, Министерство  обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. 

В соответствии  с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.

Проведение государственного (муниципального) контроля органами Федерального казначейства регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее по тексту - Порядок №1092), приказом Федерального казначейства от 01.03.2017 № 39 «Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия» (далее  по тексту - Стандарт №39).

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9.22(1) Положения об Управлении, утвержденном приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316, Управление осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Пунктом 2.2.7. Положения о Министерстве спорта Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края 06.12.2018 №193, закреплено, что кполномочиям Министерства спорта Алтайского края относится осуществление функций главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных функций.

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, утвержденными в приложении №32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302 (далее - Правила (Приложение № 32 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта») установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе, по направлению: «в» - создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

Пунктом 11 Правил (Приложение № 32 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта») предусмотрено, что субъекту в случае соблюдения всех условий предоставления выделяются субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием в размере не более 40 млн. рублей на одно футбольное поле.

В силу пункта 14 Правил (Приложение № 32 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта») оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется Министерством спорта Российской Федерации путем сравнения плановых и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации в отчетном периоде установленных соглашением следующих значений показателей результативности (результатов) использования субсидии:

в) при получении субсидии на создание или модернизацию футбольных полей с искусственным покрытием, - количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.

В соответствии с пунктом 8 Правил (Приложение № 32 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта») перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием утверждается Министерством спорта Российской Федерации. Приказом Минспорта России от 12.02.2019 №100 утвержден перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.

Субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно­технологическим оборудованием в рамках реализации федерального проекта «Спорт-норма жизни», предусмотренные в федеральном бюджете по БК - 777 1102 131Р552280 521 и по БК - 777 1102 138Р552280 521 предоставлены бюджету Алтайского края на основании Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 № 777-08-2019-146, заключенного между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Алтайского края (далее - Соглашение № 777-08-2019- 146).

В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения № 777-08-2019-146 предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результата(ов) федерального проекта по Субъекту (далее - результат(ы) регионального проекта), согласно приложению № 1 и приложению № 2 к Соглашению № 777-08-2019-146, утвержденных протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 № 2.

Протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 № 2 утверждены Паспорта регионального проекта в рамках национального проекта «Демография», в том числе «Спорт-норма жизни».

В соответствии с указанным выше Паспортом регионального проекта реализация проекта осуществляется в рамках Государственной программы Алтайского края «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае».

Согласно Перечню основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (Приложение № 3 к Госпрограмме № 302) подпрограмма 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» содержит мероприятие с направлением реализации:созданиефутбольных манежей; закупка искусственных покрытий для футбольных полей; переподготовка тренеров по футболу, разработка методик и программ спортивной подготовки спортсменов.

Перечень мероприятий Государственной программы Алтайского края «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14.03.2014 № 112 (Приложение № 2) содержит мероприятия аналогичной направленности - мероприятие 1.3.3.3 Создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками» с суммой расходов на его финансовое обеспечение на 2019 год в размере 40 404,1 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 40 000,0 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 404,1 тыс. руб.

Сведениями о показателях результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета, и их значениях в 2018-2019 годах (Таблица 4 к Государственной программе Алтайского края «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14.03.2014 № 112) предусмотрены показатели по мероприятию: Создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками - «количество поставленных искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки» со значением на 2019 год «1».

В соответствии с приложением № 2 к Соглашению № 777-08-2019-146 объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по БК - 777 1102 138Р552280 521 на 2019 год - 40 404 100,0 руб., в том числе за счет субсидии - 40 000 000,0 руб.

Пунктом 6.1.2. Соглашения от 09.02.2019 № 777-08-2019-146 в редакции Дополнительного соглашения от 13.12.2020 № 777-08-2019-146/4 предусмотрены показатели результативности исполнения мероприятия, в целях финансирования которого предоставлена субсидия:


2) количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки: в 2019 году - 1.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд соглашается с позицией Управления о том, что положениями Соглашения № 777-08-2019-146 закупаемое оборудование для футбольного поля предназначено для создания или модернизации футбольного поля в рамках только одного объекта.

В связи с тем, что цель расходования средств определенная Соглашением №777-08-2019-146 не предусматривает модернизацию иных объектов спорта, довод Министерства об отсутствии у субъекта Российской Федерации обязательства по монтажу спортивно-технологического оборудования на территории одного объекта, отклоняется.

Материалами дела подтверждается и Министерством фактически не оспаривается, что расходование средств осуществлялась без учета потребности в оборудовании для модернизации или создания 1 конкретного футбольного поля.

Так, за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятия Создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками» с суммой расходов на его финансовое обеспечение на 2019 год в размере 40 404,1 тыс. руб. приобретено следующее технологическое оборудование:

- на основании Госконтракта на поставку комплекта спортивно­-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек № 1234 от 03.06.2019 с ООО «Контактор», приобретен комплект футбольного поля с искусственным покрытием и комплектом покрытия для легкоатлетических беговых дорожек общей стоимостью 39 197 870,25 руб.

На момент проверки приобретенное спортивно-технологического оборудования находилось:

-  искусственное покрытие футбольного поля с амортизирующим наполнителем, стыковочным составом и подложкой для стыков общей стоимостью 14243747,25 руб. на балансе Министерства спорта Алтайского края, с отражением в составе стоимости объекта «Спортивный комплекс (Ленина 152а)» (ранее на футбольном поле объекта «Спортивный комплекс (Ленина 152а)» имелось искусственное покрытие, уложенное в 2005 году, в соответствии с предоставленными документами размер ранее уложенного на указанном поле покрытия составлял 100x70 (7000 кв.м.), размер приобретенного покрытия - 7748 кв. м.);

-приобретенный в составе комплекта футбольного поля комплект легкоатлетических беговых дорожек общей стоимостью 10 687 332,00 руб. в 2020 году уложен на стадионе Алтайской краевой общественной организации Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно­спортивное общество «Динамо» по адресу ул. Никитина, 55, (многофункциональное рулонное покрытие для легкоатлетических беговых дорожек стоимостью 8 670 000,00 руб. в соответствии с распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 10.08.2020 № 1020 закреплено на праве оперативного управления за КГБПОУ «Алтайское училище олимпийского резерва» (далее - КГБПОУ «АУОР»), учебный корпус и спортивные объекты которого расположены по адресу ул. Тимуровская, 15; клей для указанного выше покрытия KR430 (Германия) и краска для разметки общей стоимостью 2017 332 руб. на основании приказа Министерства спорта Алтайского края от 18.05.2020 № 122 списаны с баланса и переданы для осуществления работ по укладке легкоатлетических беговых дорожек КГБПОУ «АУОР» (акт приема- передачи б/н от 18.05.2020));

- полимерный дренажный модуль (в комплекте с нетканым материалом, травмобезопасным бордюром), нетканый материал - Teraspek70 (Германия) в к-ве 7854 кв. м. стоимостью 14 266 791,00 руб., приобретенный в составе комплекта футбольного поля на основании приказа Министерства спорта Алтайского края от 15.06.2020 № 142 безвозмездно передан в Завьяловский район Алтайского края, распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 15.04.2014 № 759 (Извещение № 00000311 от 31.08.2020).

Таким образом, закупаемое оборудование было направлено Министерством не только на создание или модернизацию одного футбольного поля, но и передано для оборудования иных объектов, не являющихся футбольными полями при организациях спортивной подготовки.

На основании Госконтракта на поставку многофункционального покрытия для легкоатлетических беговых дорожек № 2111 от 02.12.2019 с ООО «Вторшина» закуплено Многофункциональное рулонное покрытие для легкоатлетических беговых дорожек ВторШина страна происхождения - Российская Федерация в количестве 460 кв. м. стоимостью 661 323,00 руб.

Многофункциональное рулонное покрытие для легкоатлетических беговых дорожек приобретенное в рамках исполнения Контракта № 2111 от 02.12.2019 передано:

-  в количестве 368 кв. м. на сумму 529 059,2 руб. на основании приказа Министерства спорта Алтайского края от 04.06.2019 № 134 Краевому бюджетному учреждению спортивной подготовки «Краевая спортивная школа олимпийского резерва» (уложено на третьем этаже здания, расположенного по адресу: ул. Г. Исакова, 113А, застеленная площадь составила 260,9 кв. м. остаток 97,75 кв. м. хранится на территории учреждения, 9,35 кв. м. согласно объяснению главного бухгалтера использованы для устранения неровностей);

- в количестве 92 кв. м. на сумму 132 263,80 руб. на основании приказа Министерства спорта Алтайского края от 19.11.2019 № 389а (распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 23.06.2020 № 758 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность, акт приемки-передачи из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность города Бийска от 02.09.2020,    извещение №        00000157 от14.09.2020)Муниципальному бюджетному учреждению спортивной подготовки «Спортивная школа олимпийского резерва № 3» (частично уложено в тренажерном зале).

На основании Госконтракта № 0212-2/2019 от 02.12.2019 с ООО «Спортивная экипировка» приобретены: ворота футбольные мобильные с опорами для сетки, алюминиевые в количестве 3 шт. общей стоимостью 266 074,38 руб.

На основании Госконтракта № 0212-1/2019 от 02.12.2019 с ООО «Спортивная экипировка» приобретены: сетки для ворот в количестве 3 шт. общей стоимостью 44 970 руб.

На основании Госконтракта № 0212-3/2019 от 02.12.2019 с ООО «Спортивная экипировка» приобретены: ворота футбольные мобильные с опорами для сетки, алюминиевые в количестве 1 шт. и ворота футбольные стационарные под свободно подвешиваемую сетку, алюминиевые в количестве 2 шт. общей стоимостью 233 862,37 руб.

На момент проверки приобретенное в рамках указанных выше госконтрактов оборудование общей стоимостью 544 906,75 руб. находилось на балансе Министерства спорта Алтайского края.

Таким образом, на момент проверки субсидии из федерального бюджета в сумме 40 000 000,00 руб. использованы Министерством спорта Алтайского края без достижения цели предоставления субсидии, а именно результат регионального проекта количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки не был достигнут.

По результатам проверки Министерством осуществлена передача искусственного покрытия футбольного поля и спортивного оборудования (ворота футбольные 6 штук, сетка для футбольных ворот 3 комплекта) на общую сумму 14 640 767,46 руб. в Краевое государственное бюджетное учреждение спортивной подготовки «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу Алексея Смертина» 759 (Извещения № 00000210 от 28.04.2021 и № 00000208, № 00000209 от 29.04.2020).

Тем самым, Министерством устранено нарушение в части достижения результата регионального проекта на сумму 14 640 767,46 руб.

Следовательно, средства в сумме 25 359 232,54 руб. не были направлены Министерством на достижение значения показателя результативности (результатов) использования субсидии количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - «1», использованы на цели, не соответствующие целям их предоставления, предусмотренным Соглашением от 09.02.2019 № 777-08-2019- 146.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации  принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.


Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ) (письмо Минфина России от 25.11.2019 № 02- 09-09/91259).

Субсидии предоставлены в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, Правилами (Приложение № 32 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта») на основании Соглашения №777-08-2019-146 насофинансирование мероприятия Государственной программы Алтайского края «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае»: Создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками.

Расходование средств должно осуществляться в соответствии с указанными выше документами, в том числе с Соглашением № 777-08-2019-146.

Исходя из заключенного Соглашения №777-08-2019-146, цельюпредоставления субсидии является закупка оборудования для создания или модернизации 1 футбольного поля с искусственным покрытием.

Показатель результативности исполнения мероприятия:- количествопоставленных искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки на 2019 год имеет значение - 1.

По мнению заявителя, направление средств федерального бюджета бюджету Алтайского края и оплата денежных обязательств, произведенных Министерством для приобретения спортивно-технологического оборудования (искусственного футбольного покрытия с легкоатлетическими дорожками), полностью соответствует целям, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, соглашением о предоставлении указанных средств, и осуществлено по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код ГРБС 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 131Р552280, вид расходов 521, в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни», Госпрограммы №302.

Кроме того, указано, что конкретная расходная операция может быть признана нецелевым (неэффективным) расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Данные доводы Министерства судом отклоняются как противоречащие положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

То есть, использование субсидии на цели, не предусмотренные указанными соглашениями, обоснованно квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Согласно письму Минфина России от 17.03.2020 № 02-09-09/20248 порядок, цели, условия предоставления и использования межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются БК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми (правовыми) актами субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также соглашениями (договорами) об их предоставлении.

Также в письме содержится ссылка на статью 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующую принцип эффективности использования бюджетных средств.

При этом, в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ» (в редакции от 26.02.2009), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В этой связи конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Ссылка Министерства на разъяснения Минфина России от 17.03.2020 № 02-09-09/20248 арбитражным судом отклоняется, поскольку не относится к понятию нецелевого расходования бюджетных средств.

Министерство спора Российской Федерации также ссылается на письма от 12.02.2019 №100 и 28.04.2021 №АК-07-10/3568, но они фактически не опровергает позицию Управления. В указанных письмах содержится перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля, однако как уже было указано выше для Министерства показатель результативности исполнения мероприятия:- количествопоставленных искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки на 2019 год имеет значение 1, в связи с чем в указанной части суд соглашается с позицией Управления.

Министерство в своем заявлении указывает, что из суммы субсидии, равной 632 350,00 руб., предоставленной Минспорта Алтайского края в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 №30 (далее - федеральная целевая программа) приобретение полного комплекта не представлялось возможным.

Для КГБУ «Краевая спортивная школа олимпийского резерва» закуплено 4 позиции на сумму 375 954,35 руб., что соответствует пункту 15 Правил, утвержденных приложением № 6 к федеральной целевой программе.

Также, Министерством приобретены: эллиптический тренажер, балансировочная платформа, канатный тренажер с системой сопротивления, гантель виниловая, скакалка, помост тяжелоатлетический, беговая дорожка, которые являются спортивным оборудованием, включены в федеральные стандарты спортивной подготовки по базовым видам спорта, развиваемые учреждением, что соответствует пункту 16 Правил, утвержденных Приложением № 6 к федеральной целевой программе.

По мнению заявителя, так как оборудование закуплено, его наличие подтверждается, оборудование поставлено в КГБУ «Краевая спортивная школа олимпийского резерва» и результат достигнут, требование о возврате денежных средств субсидии, в том числе, в размере 237155, 25 рублей и 950,99 рублей как использованные на цели, не соответствующие целям предоставления субсидии, не обоснован.

Данный довод Министерства арбитражным судом отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта в рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» (Приложение № 6 к федеральной целевой программе) не менее 50 процентов субсидии направляется на закупку комплектов спортивного оборудования для общефизической подготовки. Состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки утверждается Министерством спорта Российской Федерации. Закупка иного оборудования согласовывается с указанным Министерством.

В силу пункта 16 Правил (Приложение № 6 к федеральной целевой программе), субсидия не предоставляется на закупку оборудования, если оно не является спортивным или не обеспечивает подготовку спортсменов по базовым для субъекта Российской Федерации видам спорта.

Согласно разъяснениям Минспорта России под иным оборудованием, закупка которого в соответствии с указанными правилами должна быть согласована с министерством, понимается спортивное оборудование или оборудование, обеспечивающее подготовку спортсменов по базовым для субъекта Российской Федерации видам спорта и не являющееся оборудованием для общефизической подготовки, не включенное в Приказ Минспорта от 16.02.2018 № 144 (письмо Минспорта России от 17.11.2020 №ИСХ-07-3-10/12339 в Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл, письмо Минспорта России от 26.02.2021 № ИСХ-02-5-10/2671 в Министерство физической культуры и спорта Астраханской области, письмо Минспорта России от 23.03.2021 № ИСХ-02- 5-10/4297 в Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области).

Таким образом, Правилами (Приложение № 6 к федеральной целевой программе) установлено, что приобретение оборудования, не включенного в установленный перечень, возможно только при согласовании с Министерством спорта Российской Федерации.

Поскольку закупка указанного оборудования (эллиптический тренажер, балансировочная платформа, канатный тренажер с системой сопротивления, гантели виниловые, скакалка, помост тяжелоатлетический, беговая дорожка) не была согласована с Министерством спорта Российской Федерации, расходование средств субсидии в данной части не соответствует целям ее использования.

Кроме того, как указывается Минспорта России данное оборудование не входит в состав комплекта спортивного оборудования, утвержденного приказом Минспорта России от 16.02.2018 №144.

Министерство спорта Алтайского края также оспаривает приказ Федерального казначейства от 05.08.2021 №239 «Об отказе в удовлетворении жалобы Министерства спорта Алтайского края от 30.06.2021№28/П/2169».

По  мнению Министерства, превышение срока рассмотрения жалобы, поданной в Федеральное казначейство, нарушает его и является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности оспариваемого решения и предписания.

В соответствии с пунктом 6 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1237 (далее - Стандарт 1237), срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее регистрации со всеми материалами в органе контроля, уполномоченном на ее рассмотрение.

В случае необходимости направления запроса другим государственным органам (органам местного самоуправления), иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (уполномоченное лицо) органа контроля вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 20 рабочих дней, с уведомлением об этом заявителя и указанием причин продления срока.

Жалоба Министерства спорта Алтайского края от 30.06.2021 № 28/П/2169 поступила в Федеральное казначейство 02.07.2021 (Вх. № 38403-вх) (далее - Жалоба).

Согласно пункту 6 Стандарта № 1237 срок рассмотрения Жалобы – 29.07.2021 был продлен на 20 рабочих дней, т.е. по 26.08.2021, с уведомлением Заявителя письмом от 27.07.2021 № 09-08-08/17780. При этом по результатам рассмотрения Жалобы, до истечения предельного срока рассмотрения жалобы  вынесен приказ Федерального казначейства от 05.08.2021 № 23, о чем заявитель уведомлен письмом от 06.08.2021 № 09-08-08/18976.

Кроме того, как и указывает Министерство в своем заявление приказ фактически является процедурным документов. Министерством в заявлении не изложены нормы законодательства, нарушенные  Федеральным казначейством Российской Федерации при его принятии.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем также не представлено в материалы дела доказательств в подтверждение нарушения спорным приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив  в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Управлением и Федеральным казначейством Российской Федерации при вынесении спорные акты  вынесены на основании закона, доказательств нарушения прав заявителя ни Управлением, ни Федеральным казначейством Российской Федерации не допущено, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от  17.09.2021, отменить после вступления решения в законную силу на основании  части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене после вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Министерству спорта Алтайского края в  удовлетворении требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от  17.09.2021, отменить после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию –  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                   О.В. Трибуналова