АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № АОЗ-1275/2011
05 марта 2011 года
Резолютивная часть объявлена: 28 февраля 2011 года
Изготовлено в полном объеме: 05 марта 2011 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Бийска «Трансагентство», г. Бийск
к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, г. Барнаул
о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2011 № 1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семилуцкой Е.А.,
при участии представителей сторон:
от заявителя – Палушкиной И.С., доверенность от 11.01.2011, Немочкиной М.А., доверенность от 28.02.2011,
от административного органа – Колеговой О.А., доверенность от 13.09.2010 № 2
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г. Бийска «Трансагентство» (далее – МУП «Трансагентство», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2011 № 1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявления указано на то, что во вменяемом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, вина Предприятия отсутствует, так как им были приняты все необходимые меры по получению тарифа на тепловую энергию, кроме того, в связи с наступлением холодов, необходимо было открывать отопительный сезон в городе. Представитель просит освободить Предприятие от административной ответственности, ввиду малозначительности правонарушения.
Управление в отзыве на заявление в обоснование возражений по заявленному требованию указало, что Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ обоснованно, поскольку оказывало услуги по теплоснабжению без установленных на тепловую энергию тарифов.
В судебном заседании представитель МУП «Трансагентство» в обоснование своих требований, указал на неправомерность привлечения Общества к административной ответственности, поскольку МУП «Трансагентство» приняло все меры к соблюдению законодательства о ценообразовании, но действовало вопреки ему по независящим от него обстоятельствам. Начало отопительного сезона без утвержденных тарифов, вызвано наступлением холодов.
Представитель признал обстоятельства совершенного правонарушения, однако просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на малозначительность правонарушения.
Представитель Управления в судебном заседании пояснил, что Предприятием совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и пояснил, что снабжение тепловой энергией относится к регулируемой деятельности, следовательно, МУП «Трансагентство» не вправе осуществлять свою деятельность без утвержденных тарифов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокурором г. Бийска проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
В ходе проверки установлено, что с 01.09.2010 МУП «Трансагентство» в нарушение порядка ценообразования и 4 части 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон №210-ФЗ) осуществляло поставку тепловой энергии жителям г. Бийска без установленных тарифов.
По результатам проверки от 23.11.2010 прокурором г. Бийска было возбуждено дело об административном правонарушении, которое вместе с материалами проверки было направлено в Управление для решения вопроса о привлечении МУП «Трансагентство» к административной ответственности.
Постановлением от 25.01.2011 № 1 Управление привлекло МУП «Трансагентство» к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Ко АП РФ.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений), тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Согласно части 1 статьи 5, Закона № 190-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в том числе утверждают нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более; утверждают нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; утверждают нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; утверждают инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов; определяют систему мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации, иные полномочия, предусмотренные другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2010 N 81 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» (далее – Постановление № 81) определено, что органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги является правление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Из пункта 4.1 Постановления № 81 следует, что Управление устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 4 статьи 2 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (в редакции действовавшей, на период спорных правоотношений), которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы).
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 названных Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 (далее – Правила № 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В коммунальные услуги, предоставляемые потребителям, включается горячее водоснабжение, отопление.
Согласно пункту 15 Правил № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что Администрацией г.Бийска принято решение, в соответствии с которым 31.08.2010 МУП г.Бийска «Теплоэнергия» передало все имеющееся на балансе имущество МУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», которое в свою очередь 01.09.2010 на основании договора хранения №3 и акта передачи от 01.09.2010 передало его МУП «Трансагентство». Следовательно МУП «Трансагентство», осуществляло функции теплоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации с 01.09.2010, при этом на начало отопительного сезона тарифами, утвержденными в установленном законе порядке, не располагало.
Документы, обосновывающие необходимость установления тарифов с 01.09.2010 по 31.12.2010 на тепловую энергию, МУП «Трансагентство» в Управление не представило.
При указанных обстоятельствах суд считает, что осуществление МУП «Трансагентство» деятельности по обеспечению тепловой энергией жителей г.Бийска, без утвержденных тарифов, подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем МУП «Трансагентство».
Согласно статье 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Из анализа данной нормы следует, что для квалификации деяния, содержащего признаки административного правонарушения как совершенного в состоянии крайней необходимости необходимо доказать наличие двух условий: невозможность устранения возникшей угрозы правоохраняемым интересам иными средствами, и причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.
Материалами дела установлено, что деятельность Предприятия по обеспечению тепловой энергией жителей г. Бийска носит социально значимый характер, так как связана с обеспечением граждан тепловой энергией, горячей водой.
Поэтому при наступлении холодов, Предприятие во избежание причинения вреда жизни и здоровью населения, вынуждено было приступить к началу отопительного сезона, без утвержденных тарифов на тепловую энергию.
Из договора хранения от 01.09.2010 №3, акта приема передачи от 01.09.2010, приказа от 11.08.2010 № 362 с 01.09.2010, а также пояснений представителей сторон, данных в ходе судебного заседания, установлено, что иные энергоснабжающие организации, оказывающие услуги по теплоснабжению в пределах территориальных границ г. Бийска, отсутствуют.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства и Положение о предоставлении коммунальных услуг, согласно которым не допускается прекращение подачи тепловой энергии населению, суд считает, что МУП «Трансагентство» действовало в пределах крайней необходимости, в целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий и ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния населения, вызванных отсутствием тепла в г. Бийске.
В силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при наличии такого обстоятельства, как действия лица в состоянии крайней необходимости.
Руководствуясь статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление муниципального унитарного предприятия г. Бийска «Трансагентство» удовлетворить.
Постановление от 25.01.2011 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по делу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск.
Судья Н.М. Дружинина