ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-12848/18 от 12.02.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                         Дело № А03-12848/2018

15 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 12 февраля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи  Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловой Р.Р., с использованием средств аудиозаписи,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул о признании незаконными действий, выразившихся в определении и распространении недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 финансовый год по Чемальскому району Республики Алтай в 583 748, 3 тыс. руб.

в судебное заседание явились:

от заявителя  –  ФИО1, паспорт, доверенность от 17.07.2018, ФИО2, паспорт, доверенность от 17.09.2018,

от заинтересованного лица  – ФИО3, паспорт, доверенность от 09.01.2019 №13/4, ФИО4, паспорт, доверенность от 09.01.2019 №13/3, ФИО5, паспорт, доверенность от 14.01.2019 №13/7.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее по тексту – Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в определении и распространении недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 финансовый год по Чемальскому району Республики Алтай в 583 748, 3 тыс. руб..

Согласно заявленным требованиям, недостоверное установление Управлением объема продовольственных товаров, реализованных в 2017 году по Чемальскому району Республики Алтай в размере 583 748, 3 тыс. руб. создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности посредством торговли в магазинах сети «Мария-Ра» без сокращения действующих торговых площадей сети на территории Чемальского района, чем нарушает права заявителя свободно и беспрепятственно реализовывать свои права на осуществление предпринимательской деятельности. Общество указывает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 №305 к действиям Управления относятся определение (формирование) статистической информации (данных) и распространение данной информации. 

Согласно  отчета, размещенного на сайте администрации МО «Чемальский район» о социально-экономическом развитии муниципального образования «Чемальский район» за 9 месяцев 2017 года, на 01.10.2017 г. на территории МО «Чемальский район» осуществляют свою деятельность:     108 торговых точек; 74 предприятий общественного питания; 6 аптек и аптечных пунктов; 3 предприятия хлебопечения; 6 АЗС; 4 ярмарки, имеющие временный характер.

Ссылаясь на информацию, размещенную на сайте администрации МО «Чемальский район», заявитель указывает, что объем оборота розничной торговли на 01.10.2017 составил 889,9 млн. рублей или 102,9% к уровню аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах (на душу населения - 86,9тыс.руб.или 102,9% к аналогичному периоду прошлого года в фактических ценах), рост произошел за счет увеличения денежных доходов населения (увеличение заработной платы на 3,9 % к соответствующему периоду прошлого года, увеличение размера страховой пенсии на 5,4%), а также открытия магазина торговой сети "Мария – Ра" в с. Элекмонар. Полагает, что администрация МО «Чемальский район» в своей отчетности указывает оборот розничной торговли за 9 месяцев 2017 года выше, чем заинтересованное лицо за весь 2017 год.

Заявитель полагает, что оспариваемые сведения об обороте розничной торговли продовольственными товарами в размере 583 748, 3 тыс. руб. являются недостоверным, поскольку содержат данные только  об обороте субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (торговых сетей) и не учитывают объем оборота индивидуальных предпринимателей и розничных рынков и ярмарок. Указанные сведения не отражают объем скрытой деятельности хозяйствующих субъектов.  

Управление заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Управление отмечает, что формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами за отчетный год по муниципальным районам, городским округам осуществляется на основе оперативных и годовых данных, как унифицированных форм федерального статистического наблюдения, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, так и специализированных форм статистического наблюдения, сведения, по которым представляют только торговые организации. Управлением обращает внимание на то обстоятельство, что на территории Чемальского района из категории хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, розничную торговлю осуществляют только торговые организации (код по ОКВЭД, входящий в класс 47) оборот по данной категории хозяйствующих субъектов формируется на основе данных № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли». В соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения №1-ТОРГ по графе 4 раздела 4 приводятся данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия; приводятся объемы розничной продажи всех пищевых продуктов, включая бутилированную питьевую воду, алкогольную продукцию, в том числе пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательную резинку, пищевые и биологически активные добавки, по графе 5 из них выделяются табачные изделия, из чего следует, чтов соответствии с указаниями в расчет вошли данные по форме №1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли» (данные графы 4 таблицы МО «оборот розничной торговли продовольственными товарами, включая напитки» минусданные графы 5 таблицы МО «из них табачными изделиями»). Доводы Общества относительно того, что сведения об обороте розничной торговли продовольственными товарами в размере 583 748, 3 тыс.руб.являются данными только об обороте хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства и не учитывают объем оборота хозяйствующих субъектов, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей) и оборота розничных рынков и ярмарок, также, по мнению Управления, не соответствуют официальной статистической информации. В силу пункта 3 Методикирасчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством реализации торговой сети, в границах соответствующего административно- территориального образования в денежном выражении за финансовый год, утвержденной Постановлением Правительства  Российской Федерации от 04.05.2010 №305 (далее по тексту – Постановление №305) расчет общего оборота розничной торговли продовольственными товарами производится Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе данных федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках, из чего следует, что согласно представленной таблице «Оборот розничной торговли в границах муниципальных образований и городских округов за 2017 год» официальная статистическая информация сформирована Управлением в соответствии с Методикой, как результат деятельности субъектов торговли, находящихся на территории муниципального образования с использованием данных текущих обследований по формам федерального статистического наблюдения, с учетом результатов деятельности, как организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, так и малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле, а также продаже на розничных рынках и ярмарках. Иных методов расчета указанного показателя действующим законодательством не предусмотрено, при этом Обществом доказательств применения иной методики расчета данного показателя в своих доводах не представлено. Управление обращает внимание, что информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 год, по муниципальным районам и городским округам в соответствии с пунктом 3 Постановления № 305 размещается па официальном сайте Росстата и официальном сайте Алтайкрайстата. Размещаемая официальная статистическая информация, как направленная на информационное обеспечение потребностей государства и общества, иных хозяйствующих субъектов и формируемая на основании первичных статистических и административных данных, полученных от респондентов, являющаяся официальной статистической информацией о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, а у Общества отсутствуют полномочия на представление интересов неопределенного круга лиц. Управление отмечает, что в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р (п.п. 1.22.19 и 1.22.21), Росстат с ежеквартальной периодичностью разрабатывает данные по розничным рынкам и ярмаркам, формирование объемов продажи товаров на розничных рынках и ярмарках за 2017 год осуществлялось по утвержденным формам федерального статистического наблюдения.

В пояснениях и дополнениях Управления отражено, что сбор отчетности по формам №3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках» и №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» осуществляется на сплошной основе. Объектами наблюдения по форме № 3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» являются ярмарки. На региональный уровень информация поступает от органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и местного самоуправления, которые наделены исполнительными полномочиями по организации проведения ярмарок. Соответственно, Администрация Чемальского района Республики Алтай представила в Управление форму №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2017 года, в которой отражены данные о числе дней проведения ярмарки и числе фактически использованных торговых мест, а также отчеты в электронном виде с электронной подписью. Совокупность рынков формируется на основе реестра рынков, размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай. Наблюдение за объемами продажи на рынках по формам Б-1с, Б-1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1строй осуществляется выборочным методом, где объем выборки составляет 5-10% от всего числа торговых мест на всех рынках субъекта Российской Федерации. Объектом наблюдения является торговое место на рынке. В перечень обследуемых на рынке торговых мест входят места, отведенные для торговли товарами индивидуальными предпринимателями, частными лицами (населением), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.Данное ообследование проводится в форме опроса торгующих на рынках интервьюером Алтайстата. Рынков, подлежащих наблюдению, в 2017 г. в Чемальском районе не было. При формировании информации объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении по рынкам и ярмаркам из данных форм №3-рынок и №3-ярмарка учитывается число фактически используемых торговых мест и количество рабочих дней рынков и ярмарок с учетом их специализации, из форм Б-1с, Б-1п, Б-1сельхоз используется среднедневная выручка по рынкам разного типа, реализующих продовольственные товары.Таким образом, общий оборот розничной торговли продовольственными товарами розничных рынок и ярмарок сформирован специалистами Управления на основе данных федерального статистического наблюдения, а Администрация Чемальского района Республики Алтай не принимала участия в расчете и формировании данного оборота. Факт выполнения Управлением всех необходимых статистических работ для расчета данного оборота подтверждает и Главный межрегиональный центр обработки и распространении статистической информации Росстата. Согласно представленным справкам за четыре квартала 2017 года о выполнении Производственного плана Росстата на 2017 год все статистические работы выполнены им в установленные сроки и в полном объеме. Указывает, что сведения с сайта администрации МО «Чемальский район» содержат сведения об общем обороте продовольственных и непродовольственных товаров, без выделения отдельно оборота по продовольственным товарам. Исходя из вышеуказанного, Управления считает, что Обществом не доказано нарушение обжалуемым действием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не оно обосновало несоответствия оспариваемых действий закону и иным нормативным правовым актом.

Ранее в судебных заседаниях и в представленном от 19.12.2018 дополнении Общество ходатайствовало об истребовании у Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай  расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных  за 2017 финансовый год по Чемальскому району Республики Алтай, в том числе  с указанием  количества торговых мест на рынках и ярмарках, на которых в 2017 году в Чемальском районе Республики Алтай осуществлялась реализация продуктов питания и объемом реализованных продуктов питания одним торговым местом в расчетный период, сведения о порядке  учета реализованных на ярмарках продуктов питания, а также об истребовании первичных документов, на основании которых был произведен расчет объема всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 финансовый год по Чемальскому району Республики Алтай.

В судебном заседании 12.02.2019 представители заявителя требования поддержали, представили суду доказательства направления корреспонденции в адрес заинтересованного лица, привели пояснения, ответили на вопросы суда, на ходатайстве об истребовании доказательств настаивали.  В судебном заседании представители заинтересованного лица  требования не признали, привели пояснения,  ответили на вопросы суда, относительно ходатайства об истребовании доказательств возражали по основаниям, изложенным в возражениях от 15.01.2019.

Протокольным определением от 12.02.2019 суд  отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, руководствуясь частью 1 статьи 9 Закона о статучете, согласно которой  первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Выслушав пояснения заявителя и возражения заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение по делу.

Официальная статистическая информация об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 год по муниципальным и городским округам Республики Алтай, размещена на официальном сайте Алтайкрайстата.

Управлением на официальном сайте была размещена информация об  объеме продовольственных товаров, реализованных в 2017 году по Чемальскому району Республики Алтай в размере 583 748,3 тыс. руб.

Считая, что указанная информация нарушает права и законные интересы Общества, поскольку незаконное установление объема продовольственных товаров, реализованных в 2017 году по Чемальскому району Республики Алтай в размере 583 748,3 тыс. руб. создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности Общества в виде невозможности осуществлять торговлю в магазинах сети «Мария-Ра», в которых им осуществляется розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. 

Частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №282-ФЗ) официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией; субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета.

Пунктом 1 статьи 5 Закона №282-ФЗ предусмотрено, что официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

Такими субъектами официального статистического учета на основании пункта 4 статьи 2 Закона №282-ФЗ являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420 (далее по тексту - Постановление №420) Росстат представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию пользователям.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №381-ФЗ) предусмотрено, что утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения г. Москвы или г. Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год является одним из полномочий Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №305 от 04.05.2010 (далее по тексту - Постановление №305) утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством реализации торговой сети, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

В соответствии с пунктом 2 Постановления №305 информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении, размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальным органом) на официальном сайте в сети Интернет, до 01 мая года, следующего за отчетным.

Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики (пункт 5.2 Постановления №420).

Формирование официальной статистической информации об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в границах муниципальных образований, осуществляется в соответствии с Указаниями по расчету объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении (письмо №АК-11-2/1393-ТО от 1 апреля 2013 года). Указания подготовлены для формирования статистической информации в соответствии с алгоритмами, приведенными в Методике расчета, утвержденной Постановлением №305.

В соответствии с пунктом 1.33.50.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р, Управлением ежегодно осуществляется расчет объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за Финансовый год, по Методике, утвержденной Постановлением №305.

Исходя из положений статьи 1 Закона №282-ФЗ целью закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные (часть 4 статьи 5 Закона № 282-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 5 Закона № 282-ФЗ субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения (часть 10 статьи 5 Закона №282-ФЗ).

В силу части 1 статьи 9 Закона №282-ФЗ первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Таким образом, размещаемая официальная статистическая информация, как направленная на информационное обеспечение потребностей государства и общества, иных хозяйствующих субъектов и формируемая на основании первичных статистических и административных данных, полученных от респондентов, являющаяся официальной статистической информацией о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц.

Иных данных, свидетельствующих о неверном определении Управлением объемов оборота продовольственных товаров, Обществом в материалы дела не представлено, информация, учитываемая Управлением, документально не опровергнута.

Отказ суда  в удовлетворении ходатайства  в истребовании первичной учетной документации не может повлиять на оценку достоверности размещенных Управлением статистических данных, поскольку суд при рассмотрении настоящего требования проверяет действия ответчика по сбору, обработке и размещению данных статистического учета на соответствие действующего в указанной области законодательства. При этом суд учитывает, что указанное законодательство, приведенное в данном решении суда, не предполагает возможности органами статучета изменять или корректировать информацию, содержащуюся  в первичных данных статучета, полученных от уполномоченнных лиц.   

Материалами дела подтверждается и Обществом фактически не оспаривается, что  официальная статистическая информация сформирована Управлением в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением № 305,  как результат деятельности субъектов торговли, находящихся на территории муниципального образования Чемальский район Республики Алтай с использованием данных текущих обследований по формам федерального статистического наблюдения, с учетом результатов деятельности, как организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Оборот розничной торговли продовольственными товарами по Чемальскому муниципальному району за 2017 год сложился в объеме 583 748,3 тыс. руб., в том числе: 397549,3 тыс. рублей по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства (включая организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек); 177796,6 тыс. рублей по субъектам малого предпринимательства (малые предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели);  8402,4 тыс. руб. по розничным рынкам и ярмаркам.

При этом судом учитывается,  на территории Чемальского района из категории хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, розничную торговлю осуществляют только торговые организации (код по ОКВЭД, входящий в класс 47) оборот по данной категории хозяйствующих субъектов формируется на основе данных № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли».

Согласно пункту 4 Методики, утвержденной Постановлением №305,  формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по хозяйствующим субъектам, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется на основе прямого свода данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных обследований.

Обследование производится путем сбора информации по форме П-1 Федерального статистического наблюдения утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.10.2009 №226 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий, неполной занятостью и движением работников».

Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620, установлен порядок сбора статистической информации органами статистического учета.

Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий: формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

В силу пункта 3 Постановления Правительства №305 расчет общего оборота розничной торговли продовольственными товарами производится Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе данных федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами (далее - хозяйствующие субъекты), и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках.

В соответствии с пунктами 1.22.19 и 1.22.21 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р, Росстат с ежеквартальной периодичностью разрабатывает данные по розничным рынкам и ярмаркам, формирование объемов продажи товаров на розничных рынках и ярмарках за 2017 год осуществлялось по утвержденным формам федерального статистического наблюдения:

 -          специализированная форма №3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках», код работы 13012004;

-           специализированная форма №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках», код работы 13242026;

-           специализированные формы Б-1с, Б-In, Б-1в «Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке» код работы 13247080.

Сбор отчетности по формам №3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках» и №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» осуществляется на сплошной основе.

Объектами наблюдения по форме № 3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» являются ярмарки.  На региональный уровень информация поступает от органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и местного самоуправления, которые наделены исполнительными полномочиями по организации проведения ярмарок.

Из материалов дела следует, что Администрацией Чемальского района Республики Алтай представила в Управление форма №3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» за 1,2,3 и 4 кварталы 2017 года, в которой отражены данные о числе дней проведения ярмарки и числе фактически использованных торговых мест, а также отчеты в электронном виде с электронной подписью, в качестве подтверждения представляем документы, выгруженные из электронного архива Единого модуля приема отчетности от специализированных операторов связи, который является документальной базой для разрешения спорных ситуаций, в соответствии с действующим законодательством, и обеспечивает возможность выгрузки документов из архива для представления электронных документов в компетентные органы в случае возникновения спорных ситуаций.

Действительно, объектами наблюдения по форме № 3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках» являются розничные рынки. Вместе с тем, на региональный уровень информация поступает от управляющих рынками компаний - юридических лиц, которым принадлежит рынок, которые состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеют разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В рамках рассматриваемого дела совокупность рынков формируется на основе реестра рынков, размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай.  На региональный уровень информация о них поступает от органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, которые наделены исполнительными полномочиями по организации проведения ярмарок. Соответственно, Администрация Чемальского района Республики Алтай представила в Алтайстат форму № 3-ярмарка «Сведения о числе торговых мест на ярмарках» за 1,2,3 и 4 кварталы 2017 г., в которой отражены данные о числе дней проведения ярмарки и числе фактически использованных торговых мест.

Среднее количество ярмарок в 2017 году по Чемальскому району - 1 ярмарка в месяц.

Объектами наблюдения по форме № 3-рынок «Сведения о числе торговых мест на рынках» являются розничные рынки.

На региональный уровень информация поступает от управляющих рынками компаний - юридических лиц, которым принадлежит рынок, которые состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеют разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ.

Совокупность рынков формируется на основе реестра рынков, размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай.

Наблюдение за объемами продажи на рынках по формам №№ Б-1с, Б- 1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1 строй осуществляется выборочным методом. Объем выборки составляет 5 - 10% от всего числа торговых мест на всех рынках субъекта Российской Федерации.

Объектом наблюдения является торговое место на рынке. В круг обследуемых на рынке торговых мест входят места, отведенные для торговли товарами индивидуальными предпринимателями, частными лицами (населением), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.

Обследование проводится в форме опроса торгующих на рынках интервьюером Алтайкрайстата.

При формировании информации объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении по рынкам и ярмаркам из данных форм № 3- рынок и № 3-ярмарка учитывается число фактически используемых торговых мест и количество рабочих дней рынков и ярмарок с учетом их специализации, из форм №№. Б-1с, Б-1п, Б-1сельхоз используется среднедневная выручка по рынкам разного типа, реализующих продовольственные товары.

Как следует из материалов дела, что оборот розничной торговли  продовольственными товарами  на розничных рынках и ярмарках в 2017 году составляет  8402, 4 тыс. руб.

Пояснениями Управления и представленными Администрацией Чемальского района сведениями, подтверждается, что указанная сумма 8402, 4 тыс. руб. приходится исключительно на ярмарки, так как  рынков, подлежащих наблюдению, в 2017 г. в Чемальском районе не было.

В связи с указанным судом отклоняются доводы Общества о недостоверности сведений в отношении реализованных на рынках товаров, представленных управляющей рынком компанией ООО "Светлана".

При формировании информации объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении по рынкам и ярмаркам из данных форм №3-рынок и №3-ярмарка учитывается число фактически используемых торговых мест и количество рабочих дней рынков и ярмарок с учетом их специализации, из форм Б-1с, Б-1п, Б-1сельхоз используется среднедневная выручка по рынкам разного типа, реализующих продовольственные товары.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что данные были сформированы Администрацией Чемальского района Республики Алтай, поскольку это противоречит действующему законодательству, напротив общий оборот розничной торговли продовольственными товарами розничных рынков и ярмарок сформирован Администрацией района на основе данных Управления в рамках соглашения об информационном взаимодействии, что следует из ответа Администрации Чемальского района от 18.08.2018.

Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  материалы дела также не содержат.

Между тем, заявителем не опровергнуты расчеты Управления,  доказательств необходимости применения иной методики расчета оборота розничной торговли продовольственными товарами по Чемальскому району Республики Алтай, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Порядок расчета и формирования сведений об общем обороте продовольственных товаров в границах административно-территориальных образований, как уже было указано выше, утвержден Постановлением №305 и иные методы расчета указанного показателя не предусмотрены, доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем также не представлено.

Довод Общества о том, что Управлением не доказана законность предоставленной информации, арбитражным судом отклоняется также со ссылкой на следующее.

Кроме того, арбитражным судом при принятии судебного акта, учитывается то, что  данные об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 финансовый год по Чемальскому району Республики Алтай сформированы не только на основании статистической отчетности Общества, но иных юридических лиц, организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, такая информация официально размещена в сети Интернет (часть 11 статьи 5 Закона о статучете) и имеет отношение к неопределенному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, то признание судом незаконными действий Управления, выразившиеся в определении (формировании) данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных в 2017 финансовом году по Чемальскому району Республики Алтай, что фактически было заявлено Обществом,  затрагивает права неограниченного круга лиц, не заявивших возражений относительно достоверности такой информации, а применительно к положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у Общества отсутствуют полномочия на представление интересов неопределенного круга лиц и с таким заявлением последнее в арбитражный суд также не обращалось.

При этом, признание незаконными оспариваемых действий  направлено на внесение изменений и уточнений официальной статистической информации, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ») не предусмотрены основания по внесению изменений и уточнений в опубликованную официальную статистическую информацию.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том. что совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела отсутствует.

При указанных обстоятельствах, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя, поскольку действия Управления соответствуют закону, а доказательств нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, материалы дела не содержат.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо  в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                          В.В. Синцова