АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул
Дело № А03-13052/2021
Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 26 января 2022 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Арефьевой А.С. с использованием веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании частично недействительными пунктов 3, 6 представления от 23.06.2021 № 17-84-24/5074,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Ринел", муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" и общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройкомплект",
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Ненашевой О.Л. по доверенности № 29/Д/87 от 23.12.2021, диплом ФГБОУ ВПО "АГУ" № 84 от 31.05.2011, служебное удостоверение № 68 от 23.05.2019; Глушковой О.Р. по доверенности № 29/Д/9 от 11.01.2022, служебное удостоверение,
от заинтересованного лица – Долбиевой С.А. по доверенности № 15-30/7 от 30.12.2021, диплом АНО ВПО "ААЭП (институт)" № 679 от 30.06.2010, служебное удостоверение; Валентеева В.В. по доверенности № 83-21/5 от 25.11.2021, служебное удостоверение,
от третьего лица (МКУ "Управление ЖКХ Благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска") – Астапенко В.В. по доверенности № 4535 от 14.12.2020, диплом ГОУ ВПО "АГУ" от 25.05.2007, паспорт,
от третьих лиц (ООО "Ринел" и ООО "Строительная компания "Стройкомплект") – не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление, УФК) о признании недействительными пунктов 3, 6 представления от 23.06.2021 № 17-84-24/5074 в части необеспечения по состоянию на 01.01.2021 Министерством достижения результата регионального проекта Алтайского края, а именно, реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, фактически - 619 единиц при запланированной 621 единице, в связи с невыполнением Администрацией г. Бийска фактического значения показателя результативности использования субсидии в части количества благоустроенных общественных территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, фактически - 0; в части количества благоустроенных дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, фактически – 59 (с учетом уточнения, л.д. 116-117).
В обоснование заявленных требований указано, что Приложением 1 к соглашению № 069-2019-F20033-1/4(с учетом дополнительных соглашений) сторонами определены значения результатов регионального проекта, в том числе результат "Реализованы мероприятий по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" в количестве 616 единиц. Указанный показатель согласуется с показателем, установленным паспортом федерального проекта. Таким образом, УФК необоснованно указывает, что запланирована 621 единица.
Согласно отчету о достижении значения(й) результата регионального проекта, представленного администрацией г. Бийска по состоянию на 01.01.2021, фактически благоустроено 63 дворовые территории и 1 общественная территория.
Работы по благоустройству дворовых территорий по адресам: ул. Николая Гоголя, 212, ул. Южная, 4, ул. Южная, 2, ул. Ильи Мухачева, 149, а также на общественной территории сквера "Льнокомбинат" были выполнены в полном объеме и приняты заказчиком, что свидетельствует о достигнутом результате работ по муниципальному контракту. Утверждение Управления о том, что вышеуказанные территории, включенные в муниципальную программу формирования современной городской среды, не могут считаться благоустроенными, необоснованно.
Представление является неопределенным и неисполнимым.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что согласно Приложению № 1 к Соглашению № 069-09-2020-022, заключенному между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Алтайского края, значение результата по показателю "Реализованы мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" определено в количестве 621 единица.
На дворовых территориях по адресам: ул. Николая Гоголя, 212, ул. Южная, 4, ул. Южная, 2, ул. Ильи Мухачева, 149 не установлены скамейки и урны. Таким образом, данные дворовые территории нельзя считать благоустроенными на момент представления отчета о достижении показателей результативности.
По результатам осмотра и выборочных обмеров выполненных работ на общественной территории сквера"Льнокомбинат" в рамках Муниципального контракта от 05.08.2020 № Ф.2020.00030 выявлено несоответствие объёмов работ, указанных в актах о приемке выполненных работ (КС-2) фактическим объёмам работ, что свидетельствует о приемке и оплате невыполненных работ.
Третье лицо муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" (далее – МКУ "Управление ЖКХ") в отзыве на заявление поддержало позицию Министерства.
Выслушав представителей сторон и МКУ "Управление ЖКХ", изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании приказа Управления от 01.04.2021 № 159 в отношении Министерства была проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевые назначения, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Проверяемый период: с 01.01.2020 по 01.04.2021.
Как следует из акта проверки от 12.05.2021 (представлен Управлением в электронном виде 23.09.2021), в результате проверки были выявлены нарушения, в частности, в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 4 статьи 154, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.2., 4.3.3 Соглашения от 19.12.2019 № 069-09-2020-022 вследствие недостижения Администрацией г. Бийска значений показателей результативности использования субсидии в части количества благоустроенных общественных пространств, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, не менее 2 (фактически - 0, по отчёту на 01.01.2021 - 1), в части количества благоустроенных дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, не менее 80 (фактически - 59, по отчёту на 01.01.2021 - 63), Министерство не обеспечило достижение результата регионального проекта Алтайского края, а именно, реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды: фактически - 619 единиц при запланированной 621 единице, соответственно, результат регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 не был достигнут.
В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 4 статьи 154, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.5. Соглашения от 19.12.2019 № 069-09-2020-022 направленный Минстроем Алтайского края в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет о достижении результатов регионального проекта по состоянию на 31.12.2020 содержит недостоверную информацию в части отражения результата "Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" - "624", фактически достигнут результат - "619".
В адрес Министерства Управлением вынесено представление от 23.06.2021 № 17-84-24/5074 (далее - Представление), в соответствии с которым Министерство обязано рассмотреть информацию о перечисленных в Представлении нарушениях и в срок до 20.09.2021 принять меры по устранению причин и условий их совершения. Вышеуказанные нарушения в Представлении отражены в пунктах 3 и 6 соответственно.
Не согласившись с пунктами 3 и 6 Представления, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции, в том числе по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы
В силу положений пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится в том числе контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как следует из уточненного заявления и пояснений представителя Министерства, фактически заявитель не согласен с указанием в пунктах 3 и 6 Представления на то, что: 1) фактическое количество благоустроенных общественных пространств, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, - 0 (по мнению заявителя, - 1); 2) фактическое количество благоустроенных дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, - 59 (по мнению заявителя, - 63); фактическое количество благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.), а также и иных мероприятий, предусмотренных государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды - 619 единиц (по мнению заявителя, - 624).
В соответствии со статьей 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила № 1710).
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999).
Согласно пункту 7 Правил № 1710, пункту 9 Правил № 999 предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В исполнение указанных правовых норм 19.12.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Алтайского края (далее – Субъект) было заключено Соглашение № 069-09-2020-022, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020 - 2022 годах бюджету Алтайского края субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 069, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 05 2 F2 55550, вид расходов 523 в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 (далее - Соглашение № 069-09-2020-022).
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения № 069-09-2020-022 Субъект обязуется обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 4.3.5. Соглашения № 069-09-2020-022 (в редакции дополнительного соглашения от 10.12.2020 № 069-09-220-0022/3) Правительство Алтайского края обязуется обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчеты о (об):
- достижении значения(ий) результата(ов) регионального проекта по форме приложения № 4 к Соглашению № 069-09-2020-022, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно Приложению № 1 к Соглашению № 069-09-2020-022 значение результата по показателю "Реализованы мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" определено в количестве 621 единица.
В силу вышеизложенного необходимый результат по показателю "Реализованы мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды", который необходимо было достигнуть Алтайскому краю, составляет 621 единицу.
Действительно, Соглашением о реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Алтайского края от 30.01.2019 № 069-2019-F20033-1, заключенным между заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б. Егоровым и Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края И.В. Гилевым, выступающим от имени Алтайского края, установлено значение показателя "Реализованы мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" 616 (подпункт 1.2 Приложения № 3 к доп. соглашению № 069-2019-F20033-1/4 от 24.11.2020 к Соглашению о реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Алтайского края). Аналогичное значение вышеуказанного показателя закреплено и в Паспорте федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Между тем, пунктом 6.1.1 Соглашения № 069-09-2020-022 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координация исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчетности, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
Согласно пункту 1.2. Соглашения № 069-09-2020-022 предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результата (ов) федерального проекта по Субъекту согласно приложению № 1 и приложению № 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 31.08.2017 № 326 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Формирование современной городской среды".
Таким образом, предоставление субсидии в силу статьи 130 БК РФ, Правил № 999, Правил № 1710 осуществлялось на основании Соглашения № 069-09-2020-022. Следовательно, при проверке Управлением соблюдения Министерством целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Алтайского края соответствующей субсидии Управление правомерно руководствовалось значениями показателей, содержащимися именно в приложениях № 1 и № 2 Соглашения № 069-09-2020-022, как документа, на основании которого Субсидия была предоставлена.
Кроме того, если предметом Соглашения № 069-09-2020-022 является, как указывалось выше, предоставление из федерального бюджета бюджету Алтайского края субсидии, то предметом соглашения от 30.01.2019 № 069-2019-F20033-1 является организация взаимодействия Сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Субъекта (пункт 1.1.).
Доводы Министерства о том, что работы по благоустройству дворовых территорий в г. Бийске по адресам: ул. Николая Гоголя, 212, ул. Южная, 4, ул. Южная, 2, ул. Ильи Мухачева, 149 были выполнены в полном объеме и приняты заказчиком, что свидетельствует о достигнутом результате работ по муниципальному контракту, судом отклоняются по следующим основаниям.
Пунктом 6.1.2 Соглашения № 069-09-2020-022 установлено, что Субъект обязуется, в том числе, обеспечить благоустройство дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (далее - минимальный перечень работ по благоустройству).
Подпунктом а) пункта 7 Правил № 1710 установлено, что минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Алтайского края от 31.08.2017 N 326 утверждена государственная программа Алтайского края "Формирование современной городской среды" (далее - Государственная программа Алтайского края № 326). Пунктом 10 приложения № 4 к Государственной программе Алтайского края № 326 предусмотрено, что под минимальным перечнем работ по благоустройству дворовых территорий понимается ремонт дворовых проездов, пешеходных дорожек, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек и урн.
В соответствии с приложением № 1 к Государственной программе Алтайского края № 326 под благоустроенной территорией понимается дворовая территория, благоустроенная в соответствии с минимальным перечнем работ.
Согласно Муниципальной программе города Бийска "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск", утвержденной постановлением администрации города Бийска Алтайского края от 21.11.2017 № 2850 (далее - Муниципальная программа № 2850), к минимальному перечню работ по благоустройству дворовых территорий относятся: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек и урн.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий
Под элементами благоустройства понимается декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Таким образом, для того, чтобы дворовая территория считалась благоустроенной, необходимо, чтобы на данной территории были выполнены все работы из минимального перечня работ, включая установку во дворе скамеек и урн.
В ходе проведенных осмотров фактически выполненных работ установлено, что по адресам: ул. Николая Гоголя, 212, ул. Южная, 4, ул. Южная, 2 в г. Бийске не установлены скамейки и урны; по адресу: ул. Ильи Мухачева, 149 не установлены скамейки.
Следовательно, данные дворовые территории нельзя считать благоустроенными на момент представления отчета о достижении показателей результативности.
Между МКУ "Управление ЖКХ" и ООО "СК "СтройКомплект" по итогам электронного аукциона (протокол № 45/20/АЭФ от 07.05.2020) заключен муниципальный контракт от 27.05.2020 № Ф.2020.00013 (далее - Муниципальный контракт от 27.05.2020 № Ф.2020.00013) на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы" в 2020 году.
Первоначальными локальными сметами к муниципальному контракту от 27.05.2020 № Ф.2020.00013 работы по установке скамеек и урн были предусмотрены.
Таким образом, МКУ "Управление ЖКХ" при организации и выполнении работ не соблюден минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий по адресам: ул. Николая Гоголя, 212, ул. Южная, 4, ул. Южная, 2, ул. Ильи Мухачева, 149, в г. Бийске, следовательно, на момент проведения осмотров данные дворовые территории нельзя считать благоустроенными. Несмотря на это, перечисленные дворовые территории были включены Министерством в отчет о достижении значений показателей результативности использования Субсидии по состоянию на 01.01.2021 как благоустроенные.
В ходе проверки 12.05.2021 Управлению была предоставлена информация с фотоматериалами, подтверждающими установку урн и скамеек по вышеуказанным четырем адресам, поэтому Управление, отразив в пункте 3 Представления факт завышения Министерством количества благоустроенных дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, на 4 единицы по состоянию на 01.01.2021, не указало Министерству на необходимость фактического выполнения в полном объеме работ по благоустройству данных четырех дворовых территорий.
В пункте 3 Представления указано также на то, что в г. Бийске фактически не было благоустроено ни одного из общественных пространств, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года.
Не согласившись с данным выводом УФК, Министерство и МКУ "Управление ЖКХ" указывают на то, что общественная территория "Сквер Льнокомбината" была благоустроена в 2020 году в рамках муниципального контракта от 05.08.2020 № Ф.2020.00030, заключенного между МКУ "Управление ЖКХ" и ООО "РИНЕЛ".
Согласно данным, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) по состоянию на 31.12.2020 за № 3220402438820000042, контракт от 05.08.2020 № Ф.2020.00030 на выполнение работ по благоустройству общественной территории сквера "Льнокомбинат" в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г. Бийска на 2018-2022 годы" завершен, работы выполнены, приняты и оплачены на сумму 14,6 млн. рублей.
По результатам осмотра и выборочных обмеров выполненных работ на общественной территории сквера"Льнокомбинат" в рамках муниципального контракта от 05.08.2020 № Ф.2020.00030 выявлено несоответствие объёмов работ, указанных в актах о приемке выполненных работ (КС-2) фактическим объёмам работ:
Наименование работ и затрат, единица измерения
Объем по контракту
Объем, принятый по КС-2
Фактический объем
Отклонение (+/-)
КС-2 от 30.10.2020 № 1
Площадка с бесшовным резиновым покрытием, с бордюром резиновым
Коммерческое предложение ГК "Корда", м2
360
349,8
338,58
-11,22
Площадка с плиточным резиновым покрытием, с бордюром резиновым
Коммерческое предложение ООО "САН" г. Барнаул Резиновое покрытие 500*500*45 КСИЛ, м2 (шт)
1440
1394,88
1221,88
-173
Ремонт беседки
ФБР 13-03-002-04 Огрунтовка металлических поверхностей за один раз: грунтовкой ГФ- 021, 100 м2
0,1614
0,1614
0
-0,1614
ФБР 13-03-004-26 Окраска металлических огрунтованных поверхностей: эмалью ПФ- 15, 100 м2
0,1614
0,1614
0
-0,1614
В ходе осмотра объекта "Благоустройство общественной территории сквера "Льнокомбинат" от 16.04.2021 Управлением установлено: наружная облицовка подпорной стенки бетонной плиткой 600*300*20 отсутствует в количестве 6 м2, асфальтобетонное покрытие возле лестницы уложено не в полном объеме, отсутствует 1,147 м2, отсутствует огрунтовка, окраска металлических поверхностей в количестве 0,1614 м2 (беседка на территории сквера), частично не произведена засыпка траншей, пазух котлованов и ям.
На территории сквера частично не демонтирована опалубка после выполнения работ, хаотично на территории всего сквера расположен строительный мусор, расположены два строительных вагончика.
Урны в количестве 2 шт. находятся в строительном вагончике на территории сквера.
Повреждены две секции ограждения из готовых металлических решетчатых панелей на территории спортивной площадки.
Недостающее резиновое покрытие 500*500*45 КСИЛ в количестве 173 шт. находится в складском помещении ООО "Ринел".
На детской площадке МГН (малогабаритных групп населения) у качели балансир сломана одна ручка, на момент осмотра находилась на данной площадке.
Вышеуказанные нарушения отражены в акте осмотра от 16.04.2021 (представлен Управлением в электронном виде 23.09.2021). Фотографии, сделанные во время осмотра и наглядно демонстрирующие "благоустройство" сквера "Льнокомбинат", представлены в электронном виде на флэш-накопителе (л.д. 45).
Заявитель и третье лицо факт наличия на момент осмотра вышеуказанных недостатков выполненных работ не отрицали.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение объёмов и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, допускается по соглашению сторон.
Соглашение об изменении объёмов работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 05.08.2020 № Ф.2020.00030, между заказчиком и подрядчиком не заключалось.
Акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 № 1 от 30.10.2020 и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 № 1 от 30.10.2020 были подписаны без замечаний.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 17-83-11/2021/46 Управлением также был установлен факт осуществления приёмки невыполненных работ по акту о приемке выполненных работ формы КС-2 № 1 от 30.10.2020 и справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 № I от 30.10.2020, что повлекло за собой оплату МКУ "Управление ЖКХ" фактически невыполненных работ, что, в свою очередь, привело к дополнительному расходованию денежных средств федерального бюджета, уменьшению объема выполненных работ для обеспечения муниципальных нужд, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 10 статьи 7.32. КоАП РФ (л.д. 121-130).
Данные обстоятельства свидетельствуют о приемке и оплате невыполненных работ.
Целью Муниципальной программы № 2850 является создание благоприятных условий жизнедеятельности населения города Бийска, повышение качества и комфорта городской среды, повышение уровня благоустройства территорий муниципального образования город Бийск, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
Согласно пунктам 13.33, 13.34, 13.35 Правил благоустройства территории муниципального образования город Бийск, утвержденных решением Думы города Бийска от 17.06.2019 № 276, строительные материалы, строительный мусор, тара, а также строительный инструмент, должны храниться на временной площадке, строительный мусор, жидкие и сыпучие строительные материалы (цементный раствор, песок и т.п.) должны находиться (храниться) в специальной таре, не допускающей их попадание на тротуар или газон, временная площадка и закрепленная территория подлежат обязательной ежедневной уборке с вывозом строительного мусора в конце рабочего дня, по завершении работ должно быть полностью восстановлено благоустройство с учетом площадей и объемов, нарушенных в результате проведения работ, перемещения техники в процессе производства работ, складирования строительных материалов и мусора.
Так как на территории сквера присутствуют незавершенные работы, на всей территории сквера хаотично расположен строительный мусор, что в совокупности ухудшает эстетическое состояние территории муниципального образования, работы по благоустройству общественной территории сквер "Льнокомбината" по состоянию на момент проверки нельзя считать завершенными. Следовательно, данную общественную территорию не может быть признана благоустроенной. Между тем, общественная территория сквера "Льнокомбинат" включена Министерством в отчет о достижении значений показателей результативности использования Субсидии по состоянию на 01.01.2021 как благоустроенная общественная территория.
Заявитель и третье лицо указывают, что вышеуказанные недостатки были впоследствии по гарантии устранены подрядчиком, о чем Управлению представлен отчет. Между тем, по гарантии можно устранить недостатки фактически выполненных работ, но нельзя по гарантии выполнить ранее принятые и оплаченные заказчиком, но фактически невыполненные подрядчиком работы, поскольку нельзя исправить недостатки того, чего нет.
Таким образом, в пункте 6 Представления УФК обоснованно указало на то, что направленный Министерством в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчет о достижении результатов регионального проекта по состоянию на 31.12.2020 содержит недостоверную информацию в части отражения результата "Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды" - "624", поскольку фактически достигнут результат "619", ввиду того, что из 624 благоустроенных территорий необходимо вычесть 4 вышеуказанных дворовых территории и 1 общественную территорию сквера "Льнокомбинат".
Доводы заявителя о том, что представление является неопределенным и неисполнимым, суд отклоняет по следующим основаниям.
Представление содержит обращенное к Министерству требование рассмотреть информацию о перечисленных в Представлении нарушениях и в срок до 20.09.2021 принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Указанное в Представлении требование является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленные. В Представлении отсутствует указание на конкретные действия, подлежащие совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, поскольку выбор способов исполнения Представления находится в компетенции Министерства, в связи с чем Министерство должно самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения Представления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемое Представление является законным и обоснованным и не может нарушать прав и законных интересов Министерства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.В. Музюкин