ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-13213/2021 от 15.12.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Барнаул                                                                                 Дело № А03-13213/2021

Резолютивная часть решения объявлена  15 декабря 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи   Ситниковой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Туркиной А.Р., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Бийска «Водоканал» (659342, Алтайский край, Бийск город, Нагорный поселок, Волочаевская улица, дом 1, корпус 1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Пятачок плюс» (659323, Алтайский край, Бийск город, Байкальский переулок, 85, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании задолженности в размере 33064 руб. 81 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, неустойки в размере 9082 руб. 35 коп., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с 11.10.2020 по 01.12.2021, неустойки в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты в размере 33064 руб. 81 коп. начиная с 02.12.2021 за каждый день просрочки по день фактического исполнения денежного обязательства, задолженность за сброс загрязняющих веществ в размере 125509 руб. 83 коп, неустойку в размере 34518 руб. 79 коп. начиная с 11.10.2020 по 01.12.2021, неустойки в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты в размере 125509 руб. 83 коп. начиная с 02.12.2021 за каждый день просрочки по день фактического исполнения денежного обязательства, при участии в режиме онлайн-заседания представителя: от истца  –  ФИО1, доверенность от 27.10.2021, от ответчика - ФИО2, доверенность от 11.01.2021,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 11.01.2021, диплом ААЭиП № 687 от 6.06.2008,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие города Бийска «Водоканал», г.Бийск (далее – истец, Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Пятачок Плюс» (далее – ответчик, общество «Пятачок Плюс») о взыскании, с учетом уточнения, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), задолженности в размере 33064 руб. 81 коп., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, пени в размере 9082 руб. 35 коп., за период задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с 11.10.2020 по 01.12.2021, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты суммы долга с суммы долга платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения 33064 руб. 81 коп., начиная с 02.12.2021 г. за каждый день просрочки по день фактического исполнения денежного обязательства, задолженности в размере 125509 руб. 83 коп., за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, пени в размере 34518 руб. 79 коп., за период задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с 11.10.2020 по 01.12.2021, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты суммы долга с суммы долга за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод 12509 руб. 83 коп., начиная с 02.12.2021 за каждый день просрочки по день фактического исполнения денежного обязательства.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведенияисброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, с учетом того, что объем сбрасываемых абонентом сточных вод в среднем составлял не более 30 м. куб. в сутки, что привело к образованию задолженности и начислению пени.

Истец произвел ответчику начисление за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123 (4)Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644) с применением коэффициента 0,5 (объем сбрасываемых абонентом сточных вод в среднем составлял не более 30 м. куб. в сутки), начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, с учетом того, что объем сбрасываемых абонентом сточных вод в среднем составлял не более 30 м. куб. в сутки и деятельности ответчика (Производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы, Производство соленого, вареного, запеченого, копченого, вяленого и прочего мяса, Производство колбасных изделий, Производство мясных (мясосодержащих) консервов,Производство мясных (мясосодержащих) полуфабрикатов,Производство кулинарных мясных (мясосодержащих) изделий, Производство прочей пищевой продукции из мяса или мясных пищевых субпродуктов, Производство муки и гранул из мяса и мясных субпродуктов, непригодных для употребления в пищу) производилось в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 с применением коэффициента 2.

Ответчик, в отзыве на исковое заявление, возражал против удовлетворения требований в полном объеме, полагая, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2020 года, октябрь 2020 года должен производиться согласно пункту 123 Правил №644 (с учетом изменений внесенных в Правила № 644, вступившие в силу после 01.07.2020 года) на основании акта отбора сточных вод №58 от 06.08.2020, согласно которого превышения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением № 5 Правил №644, не выявлено, а значит, задолженность отсутствует. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за сентябрь 2020 года, октябрь 2020 года должен производится на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по формуле, указанной в пункте 197 Правил №644 (с учетом изменений внесенных в Правила № 644, вступившие в силу после 01.07.2020), представлен контррасчет за сентябрь-октябрь 2020 года на сумму 2938 руб. 57 коп. (т.1 л.д.70), контррасчет пени на сумму 545 руб. 22 коп. (т1 л.д. 107).

Ко дню судебного заседания от истца  поступили письменные возражения с приложенными документами.

Суд приобщил представленные документы к материалам дела на основании статей 67, 81 АПК РФ.

Судом, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв в судебном заседании до 15 декабря 2021 до 14 час. 30 мин. для представления дополнительных доказательств и пояснений.

После окончания перерыва от истца  поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, от ответчика поступило дополнение к отзыву.

Суд приобщил представленные документы к материалам дела на основании статей 67, 81 АПК РФ.

Представитель истца поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика поддержал возражения и доводы, изложенные в отзыве, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. 

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Отношения сторон основаны на договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 24.07.2014 №2630, в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду по объектам водоснабжения и водоотведения, согласно приложению № 1; абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором и действующим законодательством Российской Федерации, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно пункту 6 договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, актов оказанных услуг, получаемых в организации водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

В соответствии с пунктом 8 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 9 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: в) осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойств сточных вод; р) осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; с) осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе: г) иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора; д) взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункт 10 договора).

Согласно пункту 11 договора абонент обязан:

е) производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, законодательством Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту;

ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора;

т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствамотводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.

Абонент имеет право осуществлять в целях контроля качества холодной воды, состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства (подпункт д пункта 12 договора).

Истец произвел ответчику начисление за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123 (4)Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с применением коэффициента 0,5 (объем сбрасываемых абонентом сточных вод в среднем составлял не более 30 м. куб. в сутки) в размере 33064 руб. 81 коп. (с учетом частичной оплаты), начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, с учетом того, что объем сбрасываемых абонентом сточных вод в среднем составлял не более 30 м. куб. в сутки и деятельности ответчика, производилось в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 с применением коэффициента 2 в размере 125509 руб. 83 коп (с учетом частичной оплаты).

Уклонение ответчика от оплаты, оставление претензий без удовлетворения, послужили основанием для начисления пеней и обращения в суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ, а также Правилами №644.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, пункту 118 Правил № 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.

Частью 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ установлено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Названные показатели состава и свойств сточных вод имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.

Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием двух самостоятельных видов платы: платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Частью 2 статьи 14 Закона о водоснабжении установлено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В силу подпункта «ж» пункта 35 Правил № 644 Абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 113 Правил № 644 установлено, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1);

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 728) внесены изменения в Правила № 644.

В частности, пункт 123(4) Правил № 644 изложен в следующей редакции: для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,  

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

         П = К x Т x Qпр1,

где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.

Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в названном пункте Правил № 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.

При этом в силу абзаца 3 пункт 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

В соответствии с пунктом 124 Правил № 644 объем сбрасываемых сточных вод с объектов ответчика  в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки.

С учетом указанных обстоятельств Обществом правомерно в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644 абоненту предъявлено 33064,81 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.

Аналогичный упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил № 644.

Постановлением № 728 Правила № 644 дополнены, в том числе разделом XV «Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов».

Согласно пункту 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий  совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (части 1, 2, 4 статьи 71 АПК РФ).

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, оценив доводы ответчика, а также возражения истца, суд приходит  к следующим выводам.

Из пункта 123(4) Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.

По смыслу нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.

Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату.

Из смысла вышеуказанных норм права следует, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле, абонент (ответчик) должен соответствовать любому из условий, в настоящем споре истцом заявлено требование на основании объема отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента, который составляет менее 30 куб. м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.

В рассматриваемом случае доказательствами, представленными в дело, подтверждено, что у ответчика объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов составляет менее 30 куб. м/сутки суммарно по всем канализационным выпускам, что ответчиком не оспаривается.

Следовательно, при наличии факта соответствия абонента вышеуказанным требованиям, расчет платы производится на основании положений пункта 123(4) Правил № 644 и исключает возможность применения формулы, предусмотренной пунктом 123 Правил № 644.

Ответчик подпадает под критерий пункта 123(4) Правил № 644.

То обстоятельство, что у ответчика имеется техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента, не имеет значение, поскольку из формулировки пункта 123(4) Правил № 644 имеется альтернатива, то есть наличие условия - это объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.

С учетом изложенного, задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила  33064 руб. 81 коп. (с учетом оплат ответчика  платежным поручением № 1416 от 08.11.2021 года) подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Кроме того, поскольку объем сбрасываемых сточных вод с объекта Ответчика составляет менее 30 куб. м. в сутки, ответчик осуществляет деятельность по производству пищевых продуктов, соответственно, истцом обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 абоненту предъявлена плата в размере 125509 руб. 83 коп. за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанная в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.

С учетом изложенного, подлежит также удовлетворению требование истца о взыскании 125509 руб. 83 коп. задолженности за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу.

Доводы же ответчика о том, что при начислениях за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года МУП г. Бийска «Водоканал» должен был руководствоваться отбором проб сточных вод произведенном МУП г. Бийска «Водоканал» в августе 2020 года и его результатами, основаны на неверном толковании ответчиком норм правил № 644 (в частности п. 123 (4), 203), которые не предусматривают того, что если в месяце в котором были отобраны у абонента пробы сточных вод не выявлено превышение загрязняющих веществ, то результаты данного отбора в обязательном порядке должны применяться организацией водопроводно-канализационного хозяйства в последующих двух месяцах, следующих за месяцем, в котором были отобраны пробы сточных вод.

Из п. 198 Правил № 644 следует, что Значение ФКП (фактическая концентрация загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента), полученное в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, подлежит применению с начала календарного месяца, в котором в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если он был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение).

Таким образом, суд полагает, что при начислении платы законодатель предоставил организации водопроводно-канализационного хозяйства право определить количество месяцев (от одного до трех) для предъявления фактической концентрации загрязняющего вещества, полученного в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, при начислении платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.06.2021 г. № 23350-ИФ/04, указано о том, что результаты анализов отобранной пробы сточных вод имеют приоритет только в соответствующем расчетном периоде.

Согласно условиям заключенного между сторонами договора (п. 6) и положениям Правил № 644 (п. 22, 27) расчетным периодом для расчета понимается один календарный месяц.

Учитывая изложенное, суд считает, что начисления за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод как и начисления за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в расчетных периодах (месяцах), в которых отборы проб не отбирались (сентябрь, октябрь 2020 года) должны производиться в порядке, предусмотренном п.123(4), 203 Правил № 644.

При этом суд принимает во внимание, что абонентом отбор проб сточных вод в спорный период не производился, декларация не утверждалась, что ответчиком не оспаривается.

Иные доводы ответчика суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм права.

Арифметическая составляющая расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод судом проверена, является верной.

В связи с тем, что ответчик нарушил сроки исполнения обязательства по оплате, истец предъявил требование о взыскании пеней вследствие просрочки внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Ответственность потребителей энергетических ресурсов за несвоевременную  и (или) неполную оплату услуг водоснабжения и водоотведения предусмотрена статьями 13 и 14 Закона о водоснабжении.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307-ФЗ) статьи 13 и 14 Закона о водоснабжении были дополнены пунктами 6.2, которые вступили в силу с 01.01.2016.

Согласно пункту 6.2 статьи 13, 14 Закона о водоснабжении абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

В связи с наличием просрочки исполнения обязательства требование о применении ответственности в виде неустойки в сумме 43601 руб. 14 коп., начисленной за период с 11.10.2020 по 01.12.2021 за нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, пени в размере 34518 руб. 79 коп., за период задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с 11.10.2020 по 01.12.2021 является правомерным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 65 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

На основании вышеизложенного, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика неустойки по день фактического исполнения денежного обязательства.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования  заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцом, при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 2200 руб., в связи с чем, она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в возмещение его расходов.

В связи с тем, что истцом были увеличены исковые требования, недостающая сумма государственной пошлины на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию, выраженную в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями    309, 310, 330 Гражданского кодекса РФ, а также статьями 49, 65, 71, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пятачок плюс» (ОГРН: <***>)  в пользу муниципального унитарного предприятия города Бийска «Водоканал» (ОГРН: <***>) 158574 руб. 64 коп. задолженности, 2200 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 43601 руб. 14 коп. неустойки за период с 11.10.2020 по 01.12.2021, а также продолжить начисление неустойки в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты задолженности, начиная с 02.12.2021 по день фактического исполнения денежного обязательства за каждый день просрочки.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пятачок плюс» (ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета РФ  4844 руб. государственной пошлины.

 Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд. г. Томск, в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                        И.В. Ситникова