ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-13304/10 от 09.12.2010 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело №  АОЗ-13304/2010

16 декабря 2010 года

Резолютивная часть объявлена: 09 декабря 2010 года

Изготовлено в полном объеме: 16 декабря 2010

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Сырьевая Компания», г.Барнаул

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г.Барнаул

о признании действий по предоставлению в орган исполнительной власти Алтайского края на утверждение недостоверных, непроверенных надлежащим образом, результатов государственной кадастровой оценки земель в составе земель населенных пунктов Алтайского края незаконными

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва, Администрации Алтайского края, г. Барнаул, ООО «Информационное Аналитическое Бюро», г. Новосибирск

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановым М.Ю.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Шмидта И.А., доверенность от 11.01.2010,

от заинтересованного лица – Мокина И.Я., доверенность от 19.11.2009г. №04-12/132,

от Федеральной службы госрегистрации – Мокина И.Я., доверенность от 08.11.2010г.,

от Администрации Алтайского края – Сычевой Ю.В., доверенность от 01.02.2010г. №7,

от ООО «Информационное Аналитическое Бюро» - не явился, извещено надлежащим образом

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Сибирская Сырьевая Компания» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее Управление Росреестра) незаконными.

Заявление Общества мотивировано нарушением Управлением Россреестра требований пунктов 2, 5 статьи 66 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), Правил проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 136 (далее Правила), Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (зарегистрировано в Минюсте 02.05.2007 № 9370) (далее методические рекомендации), Приказа Министерства Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2007 № 9913) (далее Административный регламент) при предоставлении в Администрацию недостоверных сведений результатов государственной кадастровой оценки в составе земель населенных пунктов Алтайского края в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:63:030323:4, общей площадью 10371 кв.м. по проспекту Энергетиков, 29 в городе Барнауле, стоимостью 14 577 788 рублей 73 копейки с удельным показателем кадастровой стоимости – 1405 рублей 63 копейки, принадлежащего ООО «Сибирская Сырьевая Компания» и обязать Управление привести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с требованиями Конституции РФ и Земельного кодекса РФ.

По ходатайству Общества к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее ФС Росреестра) и Администрация Алтайского края (далее Администрация).

Управление Росреестра в отзыве на заявление указало, что представлению в Администрация Алтайского края результатов государственной кадастровой оценки земельных участков предшествуют согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ кадастровая оценка земель в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, проверка ФС Росреестра Отчета на соответствие Методическим рекомендациям согласно пунктов 9.4 и 9.8 Административного регламента.

Актом № 4 ФС Росреестра приняла решение о соответствии Отчета независимого оценщика Методическим указаниям. Замечания, указанные ФС Росреестра по Отчету были устранены, при этом удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Обществу остались неизменными.

Управление считает, что его действиями права и законные интересы Общества не нарушены, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, установлена Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 № 546. Общество вправе оспорить указанный акт, а не сведения, представленные Управлением Росреестра.

Администрация Алтайского края в отзыве на заявление указала, что в соответствии с пунктом 10 Правил и пунктом 11статьи 3 Закона Алтайского края от 04.02.2007 № 12-ЗС (далее Закон № 12-ЗС) «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» в компетенцию Администрации входит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель и ее актуализации на территории Алтайского края по представлению территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В 2009 году государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Алтайского края произведена в соответствии с требованиями пункта 3 Правил (истечение предыдущего срока оценки) с соблюдением пункта 10 статьи 4 Закона № 12-ЗС, пунктов 8.1, 9.1, 9.3, 9.4, 9.9 Административного регламента.

При этом в компетенцию Администрации не входит перепроверка Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков и обоснованности произведенных оценщиком расчетов кадастровой стоимости. Кроме того, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель является обязанностью Администрации, а не правом.

ФС Росреестра в отзыве указала, что согласно пунктам 9.4 и 9.8 Административного регламента проверила Отчет от 11.06.2010 по определению кадастровой стоимости земельных участков, представленный Управлением Росреестра, на соответствие Методическим указаниям и составила акт № 4, согласно которому приняла решение о соответствии Отчета Методическим указаниям. При этом удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровой стоимости всех земельных участков, указанных в предыдущих Отчетах, остались неизменными и соответствовали Отчету от 11.06.2010г.

В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал, указав, что в результате представления Управлением Росреестра недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Администрацию Алтайского края, является нарушением Правил, Методических рекомендаций, Административного регламента и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, так как Общество обязано уплачивать земельный налог в большем размере. Представитель просил обязать Управление представить в Администрацию Алтайского края достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка 22:63:030323:4, принадлежащего Обществу.

Представитель Управления Росреестра в судебном заседании пояснил, что в соответствии с пунктом 9.5 Административного регламента в компетенцию Управления входит проверка Отчета независимого оценщика на соответствие техническому заданию.

Проверка Отчета на соответствие Методическим указаниям входит в компетенцию ФС Росреестра. Отчет с другими документами был направлен в ФС Росреестра 09.11.2009г. В последствие, после устранения замечаний, указанных ФС Росреестра Отчеты возвращались в ФС Росреестра 21.01.2010, 05.05.2010, 16.06.2010, 06.07.2010, 11.06.2010.

Актом проверки № 4 по Отчету от 11.06.2010 ФС Росреестра вынесла решение о соответствии Отчета Методическим рекомендациям. При этом удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков остались по отношению к Отчету от 09.11.2009 неизменными.

Акт проверки № 1 Отчета ФС Росреестра был изготовлен 23.12.2009 и на момент принятия 28.12.2009 Администрацией Алтайского края Постановления № 546, Управление Росреестра располагало информацией об Акте № 1, поэтому в Администрацию был представлен проверенный ФС Росреестра Отчет.

Кроме того, Представитель считает, что оспариваемыми действиями, Управление Росреестра права и законные интересы Общества не нарушены, поскольку на Управление пунктами 1 и 10 Правил возложено проведение государственной кадастровой оценки земель. Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утвержденные показатели – это показатели непосредственно, указанные в обнародованном акте органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на основании которых вносятся сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости.

Представитель просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Представитель ФС Росреестра просил в удовлетворении заявления Обществу отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО «Сибирская Сырьевая Компания» не согласно с кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка 22:63:030323:4 по проспекту Энергетиков, 29 в городе Барнауле, внесенной Управлением Росреестра в государственный кадастр недвижимости, поскольку это связано с ростом земельного налога на указанный земельный участок.

Общество полагает, что Управлениее Росреестра представило в Администрацию Алтайского края недостоверные сведения о результатах государственной кадастровой оценки, произведенной независимым оценщиком – ООО «Информационное Аналитическое Бюро» и не подтвержденные ФС Росреестра. Указанные обстоятельства послужили основанием для обжалования действий Управления Росреестра.

Суд считает заявление Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

При этом статья 390 Налогового кодекса РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи – при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее- Правила).

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

В период совершения Управлением Росреестра оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подлежали внесению в документы государственного кадастра на основании данных государственной кадастровой оценки земель с указанием даты утверждения результатов определения такой стоимости.

Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта РФ, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

При таких обстоятельствах доводы представителя Управления Росреестра о том, что Управление обязано было внести в государственный земельный кадастр сведения о стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, на основании постановления Администрации Алтайского края от 28.12.2009 № 546, являются обоснованными, поскольку правовые последствия для собственников земельныхучастков по уплате земельного налога наступают от результатов оценки, утвержденных постановлением от 28.12.2009 № 546, а не предварительных сведений о результатах оценки, представленных Управлением Росреестра в Администрацию Алтайского края.

Суд считает, что Общество избрало неверный способ защиты своего права, поэтому отказывает ООО «Сибирская Сырьевая Компания» в удовлетворении заявления.

Расходы по госпошлине на основании статьи 11 АПК РФ суд относит на Общество.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская Сырьевая Компания» в удовлетворении заявления о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томска или Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа г. Тюмени в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.М.Дружинина