АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
28 августа 2023 года Дело № А03-13605/2022
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2023 года.
Решение суда в полном объеме изготовлено 28 августа 2023 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Захаровой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобиной М.А., с использованием средств аудиозаписи, посредством онлайн-заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Барром», г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, г. Новосибирск и Федерального агентства по рыболовству, г. Москва, об обязании внести в договор № 104 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: исключить из абзаца 3 пункта 1 договора второе предложение: «Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству»; об обязании внести в договор № 105 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: исключить из абзаца 3 пункта 1 договора второе предложение: «Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству»,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность от 10.03.2022 года, диплом регистрационный номер 527 от 30.05.2001 года, выдан «Алтайский государственный университет» г.Барнаул,
от ответчика – ФИО2, удостоверение №613, доверенность от 26.06.2023 года, диплом регистрационный номер 812 от 23.06.2006 года, выдан ГОУВПО «Томский государственный университет» г.Томск; – ФИО3 по доверенности от 01.02.2023 года, удостоверение № 285 от 09.01.2017 года,
от третьих лиц - ФИО4, паспорт, доверенность №16-08/218 от 30.12.2022 года, диплом регистрационный номер 178 от 02.07.2018 года, выдан ФГБОУВПО «Алтайский государственный университет» г.Барнаул, ФИО5, паспорт, доверенность №16-08/222 от 30.12.2022 года, приказ от 14.09.2022 №244-л,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Барром», г. Барнаул Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края, об обязании внести в договор № 104 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: абзац 2 пункта 1 дополнить следующими видами водных биологических ресурсов: хирономиды (Chironomidae); Хаобориды (Chaoboridae); Гаммариды (виды рода Gammarus, Pontogammarus, Amathillina, Cardiophilus, Melita, Dikeragammarus); Кладоцеры (виды отряда Cladocera); Копеподы (виды подкласса Copepoda) и другие водные биологические ресурсы; абзац 3 пункта 1 исключить, - об обязании внести в договор № 105 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: абзац 2 пункта 1 дополнить следующими видами водных биологических ресурсов: хирономиды (Chironomidae); Хаобориды (Chaoboridae); Гаммариды (виды рода Gammarus, Pontogammarus, Amathillina, Cardiophilus, Melita, Dikeragammarus); Кладоцеры (виды отряда Cladocera); Копеподы (виды подкласса Copepoda) и другие водные биологические ресурсы; абзац 3 пункта 1 исключить.
В ходе рассмотрения дела истцом неоднократно уточнялись заявленные требования, в конечном виде истец просил обязать ответчика внести в договор № 104 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: абзац 2 пункта 1 дополнить следующими видами водных биологических ресурсов: хирономиды и другие водные биологические ресурсы; абзац 3 пункта 1 исключить; внести в договор № 105 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: абзац 2 пункта 1 дополнить следующими видами водных биологических ресурсов: хирономиды, гаммариды и другие водные биологические ресурсы; абзац 3 пункта 1 исключить.
Исковые требования обоснованы со ссылками на статьи 168, 180, 420, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в ходе исполнения обязательств по договорам, обществом с ограниченной ответственностью «Барром» были обнаружены биоресурсы, которые не указаны в договоре. В этой связи истец просил внесении изменения в договоры пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Федеральное агентство по рыболовству (ИНН <***>, ОГРН <***>).
По ходатайству третьих лиц проводилось онлайн-заседание.
Ко дню судебного заседания от истца поступила уточненная письменная позиция по иску, от третьего лица Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству поступили возражения на письменную позицию истца, от истца поступили возражения на отзыв третьего лица. Суд приобщил к материалам дела документы, поступившие от сторон ко дню судебного заседания.
Ответчик представил отзыв на уточненное исковое заявление. Суд приобщил к материалам дела отзыв, представленный ответчиком.
Истец в судебном заседании представил уточненное исковое заявление об обязании внести в договор № 104 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: исключить из абзаца 3 пункта 1 договора второе предложение: «Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству»; об обязании внести в договор № 105 от 19.05.2022 года пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, заключённый между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром», следующие изменения: исключить из абзаца 3 пункта 1 договора второе предложение: «Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству»
На основании пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял к производству уточненное исковое заявление.
Истец на уточненном исковом заявлении настаивал в полном объеме.
Представители ответчика по заявленным требованиям возражали.
Представители третьих лиц по иску возражали по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Судом, на стадии исследования письменных материалов дела, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв в судебном заседании. После перерыва слушание дела продолжилось прежним составом суда. В судебное заседание явились те же представители сторон. По ходатайству третьих лиц проводилось онлайн-заседание.
Ко дню судебного заседания от истца поступили возражения на отзыв третьего лица Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству. Суд приобщил к материалам дела возражения, поступившие от истца ко дню судебного заседания.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в отзыве на уточненную позицию истца, указало, что перечни видов водных биологических ресурсов в договорах пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства № 104, рыболовный участок № 40 «Чистоозерский», оз. Старинное, Завьяловский район, и № 105, рыболовный участок № 100 «Островновский», оз. Островное, Егорьевского района были определены на основании ранее действующих договоров о предоставлении рыбопромысловых участков № 8 от 05.02.2012 (РПУ № 40 «Чистоозерский») и № 57 от 28.11.2016 (РПУ № 100 «Островновский»), и они отражают многолетнюю промысловую обстановку, сложившуюся на данных водоемах. В соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов промышленное рыболовство осуществляется только на основании результатов прогнозных исследований, проводимых специализированными научными организациями и выражающихся в ежегодных рекомендованных Федеральным агентством по рыболовству объемах добычи (вылова) водных биоресурсов, которые направляются в структурные подразделения Росрыболовства и субъекты Российской Федерации на каждый промысловый сезон (календарный год). Изменения в договора, предлагаемые истцом не могут быть приняты по причине того, что не имеют научно обоснованных и рекомендованных Росрыболовством объемов возможной добычи (вылова) предлагаемых ВБР, и исключают осуществление промышленного рыболовства в отношении заявленных и других водных биологических ресурсов т.к. предлагаемая к исключению фраза «Виды водных биологических ресурсов и объемы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству.» дает основания для получения разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов не указанных в договоре, но имеющих рекомендованные Росрыболовством объемы добычи (вылова). Кроме того, предлагаемые для включения в договор «и другие водные биологические ресурсы» имеют не определенные характеристики и включают в себя, а соответственно и устанавливают право на добычу (вылов) не определенного круга водных биологических ресурсов, в том числе краснокнижные виды, ценные и особо ценные виды водных биологических ресурсов. Исполнения договоров не было в 2022 году. Истец не обращался в структурные подразделения Росрыболовства на выдачу разрешения на добычу (вылов) ВБР. Перечисленные виды водных биологических являются неотъемлемой частью экосистемы водоема, т.к. являются кормовыми организмами для видов рыб, обитающих на водном объекте. Не представлена достоверная информация о промысловых запасах ВБР на рыболовных участках. Истец не предъявил научно обоснованных данных о возможной добычи (вылове) водных биоресурсов. Как неоднократно упоминалось, водные биологические ресурсы, в том числе Хиромиды, Хаобориды, Гаммариды, Кладоцеры, Копеподы и другие водные ресурсы. Поэтому все правоотношения в области оборота БВР, в том числе по добыче (вылову) и сохранению, регламентируются Законом о рыболовстве и реализуются Федеральным агентством по рыболовству. Водные биологические ресурсы являются федеральной собственностью. Поэтому все правоотношения в области оборота водных биологических ресурсов, включая добычу (вылову) и сохранение водных биологических ресурсов регламентируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве). На территории Алтайского края обитают только виды, общий допустимый улов которых не устанавливается. Соответственно, в Алтайском крае промышленное рыболовство осуществляется только в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, поэтому Росрыболовство ежегодно для всех водоемов Алтайского края определяет виды водных биоресурсов и общие объемы их добычи (вылова) в соотношении категорий водоемов (озера, реки, водохранилища) на каждый календарный год (промысловый сезон). Результаты прогнозных исследований в части водных биологических ресурсов, общий допустимый улов, которых не устанавливается, ежегодно размещаются Федеральным агентством по рыболовству на своем официальном сайте и направляются в бассейновые территориальные управления и в субъекты Российской Федерации для организации рыболовства по соответствующим видам водных биоресурсов. Масштабные научные исследования на водоемах проводятся с целью определения возможных объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, что является обязательной мерой сохранения водных биологических ресурсов и основой промышленного рыболовства. При осуществлении промысла из водного объекта изымается часть популяции водного биоресурса, для того, чтобы в водоеме исключить избыточную биомассу, которая в отсутствии добычи (вылова) водных биологических ресурсов неизбежно приведет к гибели всей популяции водных биоресурсов. Задачей осуществления промышленного рыболовства является изъятие из водоема излишней ихтиомассы, которая составляет от 40-60 % всей продукции водоема, для обеспечения оптимальной жизнедеятельности оставшейся основной части популяции - «маточной» и дальнейшего многолетнего функционирования и воспроизводства водных биоресурсов. Поэтому главной задачей в организации промышленного рыболовства является определение возможных уловов водных биоресурсов, т.к. вылов водных биоресурсов на водоемах на которых не сформировалась популяция производителей, способная к самовоспроизводству и обеспечивающая устойчивое развитие биоценоза также неизбежно приведет к уничтожению водоема. К аналогичным последствиям для водоема приведет добыча (вылов) водных биологических ресурсов в объемах, превышающих рекомендованные Росрыболовством. Таким образом, в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов промышленное рыболовство осуществляется только на основании результатов прогнозных исследований, проводимых специализированными научными организациями и выражающихся в ежегодных рекомендованных Федеральным агентством по рыболовству объемах добычи (вылова) водных биоресурсов, которые направляются в структурные подразделения Росрыболовства и субъекты Российской Федерации на каждый промысловый сезон (календарный год). Наличие на водоемах рыболовных участков является исключением из общей структуры промышленного рыболовства, т.к., во-первых, составляют незначительную часть из общего количества водоемов субъектов Российской Федерации, а во-вторых, не имеют постоянных правовых обстоятельств (договор пользования рыболовным участком может быть расторгнут (аннулирован), участок расформирован). Учитывая вышеизложенное, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края считает, что в целях сохранения водных биологических ресурсов и их рационального использования, организация промышленного рыболовства должна осуществляться строго в соответствии с прогнозными исследованиями и рекомендациями Федерального агентства по рыболовству вне зависимости от правового статуса водного объекта. Данную позицию подтвердили решения судов: постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу № 45-26573/2022; решения Арбитражного суда Алтайского края от 07.12.2022 по делу А03- 11236/2022, постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 по делу АОЗ-11236/2022, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.08.2023. На основании изложенного, ответчик просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и Федерального агентства по рыболовству в отзыве и в дополнении на уточненную письменную позицию, указали, что истец принял добровольно, ознакомившись с теми извещениями и конкурсной документацией, какие были размещены на сайте. Перед подписанием договоров истец возможностью внести корректировки не воспользовался. Подписывая договор № 104, договор № 105 ООО «Барром» согласилось с их условиями. Не соответствует действительности довод истца о том, что изменения в договоре в части видов водных биоресурсов не влияют на условия, имеющие существенное значение для определения цены за участок на торгах. Начальная цена договора может не зависеть от видов водных биоресурсов, обитающих на конкретном рыболовном участке, однако, количество участников, желающих принять участие в аукционе, напрямую зависит от этого условия. Цена на участок может существенно повышаться в ходе аукциона как раз за счет конкуренции между его участниками. Предмет договора относится к существенным условиям договора. Изменения, которые просит внести истец в договор № 104, договор № 105 являются существенными, относятся к предмету договора. Стороны, подписывая указанные договоры, согласились со всеми его условиями, в том числе с предметом договора. Доказательств существенных нарушений условий договоров № 104, № 105 не представлено. То, на что претендовал истец, выразив желание участвовать в конкурсе и заключив договоры, т.е. право на вылов водных биоресурсов, указанных в договорах реализовано. В 2023 году выданы разрешения на добычу карася на указанных озерах. Проекты договоров № 104, № 105 подготовлены Минприроды Алтайского края. В отношении доводов истца, касающихся указания видов Водных биоресурсов в проектах договоров в материалы дела приобщены исчерпывающие пояснения Алтайского филиала ФГБНУ «ВНИРО». Как указано в письме от 02.06.2023 года № 351 основным вопросом при подготовке данных рекомендаций было включение в договоры абзаца, позволяющего вносить корректировки видов ВБР и объёмов их добычи отдельно на каждый год промысла, в зависимости от Рекомендованных объёмов. Включая в договоры № 104, № 105 абзац 3 пункта 1, Министерство, как регулятор промышленного рыболовства, рассчитывало, что возможность удостоверения права пользователя на добычу (вылов) водных биоресурсов будет зависеть только от Рекомендованных объемов на конкретный год промысла. Выдача разрешений, удостоверяющих право на добычу (вылов) ВБР при наличии такого условия в договорах, возможна без внесения изменений в договоры № 104, № 105. Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (на основании п. 2 Положения о Верхнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства о рыболовстве от 16.09.2013 года № 682) обязано выдать Разрешение на добычу (вылов) тех водных биологических ресурсов и на том участке, которые указаны в Договоре, заключенному по результатам конкурса на право заключения такого договора и в соответствии с Рекомендованными объемами. Иного действующим законодательством не предусмотрено. Доводы истца сводятся к тому, что на рыболовных участках, возможно добывать любые водные биоресурсы на том лишь основании что они имеются в водном объекте и в любом количестве, потому что их много неверны. Довод истца о том, что отказ Росрыболовства в выдаче ему рекомендаций для внесения изменений в Договор якобы подтверждает его позицию о незаконности этого абзаца - ошибочен, поскольку неверно истолкован в свою пользу. Росрыболовство действительно не может и не имеет правовых оснований рекомендовать изменения в Договор, который заключен по итогам конкурса. Наличие данного абзаца в договоре не означает, что истцу могут быть даны рекомендации для внесения изменений в договор. Абзац говорит о том, что виды водных биоресурсов могут действительно меняться в водном объекте, что данные об этом будут изложены в рекомендациях от ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству для включения в Рекомендованные объемы, которые ежегодно формируются на основании этих данных и потом публикуются на официальном сайте. Таким образом, все доводы истца, касающиеся возможности внесения изменений в договоры - ошибочны. В Договоры вносить изменения нельзя, поскольку они заключены по итогам конкурса. Формулировки не противоречат действующему законодательству и позволяют получать документ, удостоверяющий право истца осуществлять вылов (добычу) водных биоресурсов в соответствии с Рекомендованными объемами, т.е. с соблюдением рыбоохранного законодательства. Кроме того, обратившись в суд с иском о защите или восстановлении своих прав, ООО «Барром» просит внести изменения в договор. При этом, однако, не указывает какие права и на что нарушены. В соответствии с условиями конкурсной документации и заключенными договорами у истца возникло право на добычу в водных объектах водных биологических ресурсов, указанных в Договорах и в Рекомендованных объемах. В 2023 году на основании договоров № 104, № 105 истцу выданы разрешения на добычу карася, т.е. на основании договора и в соответствии с Рекомендованными объемами. За выдачей Разрешения на добычу водных биоресурсов, разрешенных к вылову Рекомендованными объемами, но не указанными в договорах, истец не обращался, решения об отказе в выдаче Разрешений Управлением не принимались. Решения о выдаче (или об отказе в выдаче) на конкретный год промысла Разрешений (внесении в них изменений) будут приниматься по заявлению ООО «Барром», с обязательным учётом видов ВБР и объёмов их добычи (вылова), подготовленных на основании мониторинговых и научных данных Алтайского филиала ФГБНУ «ВНИРО», на конкретный год промысла, рекомендуемых Росрыболовством и закрепленных в Рекомендованных объемах. Кроме того, предполагаемые заявителем действия третьего лица в будущем (выдача или отказ в выдаче разрешений по Договорам № 104, № 105) предметом данного спора не является, также не могут рассматриваться в качестве судебного спора события, которые не наступили, а на данный момент являются только предположениями заявителя. На основании изложенного, третье лицо просило отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Истец в свою очередь представил свою письменную позицию на пояснения третьего лица, в которой указано, что в Законе о рыболовстве отсутствует законодательное определение понятия «Рекомендованные объёмы». Размещаемые ежегодно на официальном сайте Росрыболовства «Рекомендованные объёмы», на которые ссылается ФИО6, на самом деле называются «Объявлениями о подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, на соответствующие годы» (копии таких объявлений в деле: на 2022 год – т.1 л.д.108-109; т.2 л.д.3-11; на 2023 год – т.1 л.д.106-107,111-205; т.2 л.д.1-2). В этих объявлениях прямо указано, что они приняты в целях реализации в соответствующем году Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается» (далее – Правила № 643). В этих объявлениях отсутствует указание, что установленные ими виды, районы и объёмы добычи (вылова) водных биоресурсов применяются к договорам пользования рыболовными участками, подготовка и заключение которых регулируются Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 (далее – Правила № 264). Эти объявления (как и письма, приказы Росрыболовства) не применимы к спорным правоотношениям по внесению изменений в договоры пользования рыболовными участками, в силу того, что: - они регулируют порядок заключения других договоров – пользования водными биоресурсами (подробно в пункте 1 искового заявления: т.1 л.д.8; пункте 1.8 Пояснений); - они не соответствуют имеющим большую юридическую силу нормам федеральных законов (подробно в пунктах 2.1.1 – 2.1.3, 2.5 и 2.5.1 Пояснений). Поэтому ссылки ФИО7 на «Рекомендованные объёмы» несостоятельны. Ссылки ФИО7 на заключение договоров по итогам конкурса и указание в электронном извещении, что виды и объёмы ВБР ежегодно рекомендуются Росрыболовством (абз.1 стр.3 – абз.1 стр.4 отзыва), не имеют правового значения (несостоятельны) по основаниям, указанным в пунктах 2.2 и 3.3 пояснений. Ссылка ФИО7 на возможность повышения цены в ходе аукциона (абз.5- стр.4 отзыва) несостоятельна по основаниям, указанным в пунктах 2.4.1 и 2.4.1.1 Ссылки ФИО7 на пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и её пределах» и рекомендации Алтайского филиала ФГБНУ «ВНИРО», а также разъяснения ФИО7 на что рассчитывало Минприроды АК, включая в Договоры формулировку «Виды ВБР и объёмы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Росрыболовством» (абз.3 стр.5 – абз.1 стр.6 отзыва) несостоятельны по основаниям, указанным в пунктах 2.2 и 2.2.1 Пояснений, и опровергаются фактическими действиями ФИО7 по отказу в выдаче разрешения на 2023 год на рыболовном участке № 53 «Ситниковской», о чём указано в пункте 3.8 Пояснений. Довод ФИО7, что оно обязано выдать разрешение на добычу (вылов) тех водных биоресурсов и том участке, которые указаны в Договорах, да ещё и с учётом Рекомендованных объёмов (абз.2-6 стр.6 отзыва), противоречит действующему законодательству, условиям Договоров и сложившейся практике, о чём подробно указано в пунктах 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.2.1 Пояснений, пункте 1 Возражений. Истец считает, что ФИО6 совершает фактические действия по отказу обществу в выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании спорных договоров. Условие абзацев 3 пунктов 1 спорных договоров противоречит закону и фактическим обстоятельствам и препятствует истцу в получении разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов. Считает доводы отзыва ФИО7, представленного 11.08.2023, несостоятельными.
Заслушав пояснения представителя истца и возражения представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, 19.05.2022 года между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (орган государственной власти) и обществом с ограниченной ответственностью «Барром» (пользователь) заключен договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства № 104 (далее – договор № 104, л.д. 14-15, т.д. 1), по условиям которого орган государственной власти предоставляет пользователю право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыболовном участке № 40 «Чистоозерский», оз. Старинное, 320 га, Завьяловский район, вся акватория озера (далее - рыболовный участок). Виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовного участка: щука обыкновенная (Esox lucius Linnaeus), карась (виды рода Carassius), сазан, карп (Cyprinus carpio Linnaeus), озёрный гольян Phoxinus percnurus (Pallas), плотва сибирская (Rutilus rutilus lacustris (Pallas), окунь речной {Perea fluviatilis Linnaeus), судак обыкновенный (Stizostedion lucioperca Linnaeus), речной рак (Astacus leptodactylus Escholts). Виды водных биологических ресурсов и объемы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству. Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФРБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству (пункт 1 договора № 104).
Орган государственной власти предоставляет пользователю рыболовный участок для осуществления промышленного рыболовства (пункт 2 договора № 104).
В соответствии с пунктом 3 договора № 104, использование рыболовного участка пользователем осуществляется в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и водным законодательством.
Пунктом 4 договора № 104, на рыболовном участке могут в установленном порядке устанавливаться ограничения для осуществления рыболовства в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
19.05.2022 года между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (орган государственной власти) и обществом с ограниченной ответственностью «Барром» (пользователь) заключен договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства № 105 (далее – договор № 105, л.д. 16-17, т.д. 1), по условиям которого в соответствии с настоящим договором орган государственной власти предоставляет пользователю право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыболовном участке № 100 «Островновский», оз. Островное, 120 га, Егорьевский район, соединение точек 1 - 2 по прямой линии по границе муниципального района, 1 - 3 и 2 - 3 по береговой линии, акватория озера в границах Егорьевского района. Суша не включена в границы рыболовного участка, т. 1 51°35'45"N 81°2'37"Е; т. 2 51°35'30"N 81°3’8"Е; т. 3 51°34'18MN 81°1'13"Е (далее - рыболовный участок). Виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовного участка: карась (виды рода Carassius). Виды водных биологических ресурсов и объемы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству. Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству (пункт 1 договора № 105).
В соответствии с пунктом 2 договора № 105, орган государственной власти предоставляет пользователю рыболовный участок для осуществления промышленного рыболовства.
Пунктом 3 договора № 105 установлено, что использование рыболовного участка пользователем осуществляется в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и водным законодательством.
На рыболовном участке могут в установленном порядке устанавливаться ограничения для осуществления рыболовства в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (пункт 4 договора № 105).
Истец указывает, что приступив к исполнению своих обязательств по договорам, общество обнаружило, что в границах рыболовных участков №№ 40 и 100, кроме предусмотренного договорами карася, обитают также водные беспозвоночные – озерный гаммарус (Gammarus lacustris), дафния (виды рода Daphnia), хирономиды (Сhironomidae); Хаобориды (Chaoboridae); Гаммариды (виды рода Gammarus, Pontogammarus, Amathillina, Cardiophilus, Melita, Dikeragammarus); Кладоцеры (виды отряда Cladocera); Копеподы (виды подкласса Copepoda) – которые не были указаны Минприроды в Договорах при их заключении.
В связи с этим обстоятельством, общество 25.05.2022 года в порядке пунктов 18 договоров обратилось в Минприроды с заявлением о внесении в договоры изменений в части видов водных биоресурсов, обитающих в границах рыболовных участков, в котором попросило добавить во вторые абзацы пункта 1 договоров указанные виды водных беспозвоночных в качестве видов водных биоресурсов, обитающих в границах рыболовных участков.
Письмом от 21.06.2022 года № 24/П/8015 Минприроды разъяснило Обществу, что «заключения ФГБНУ «ВНИРО» и объявление Федерального агентства по рыболовству о подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, на соответствующий год будет являться основанием для внесения изменений в договоры пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства в части видов водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовных участков».
29.07.2022 года общество обратилось в Минприроды с новым предложением об изменении договоров, в котором просило исключить из пунктов 1 договоров третьи абзацы в связи с их несоответствием обязательным правилам, установленным правовыми актами, действующими в момент заключения договоров.
К предложению от 29.07.2022 года № 35 истец приложил в двух экземплярах подписанные обществом соглашения от 29.07.2022 года о внесении изменений в договоры №№ 104 и 105 от 19.05.2022 года, составленные с учётом данного предложения, а также предложений о внесении в договоры дополнений в части видов водных биоресурсов, обитающих в границах рыболовных участков, изложенных в письме от 25.05.2022 года № 31.
В письме от 24.08.2022 года № 24/П/11298 Минприроды представило обществу «разъяснения», которые полностью повторяют разъяснения, изложенные в письме от 21.06.2022 года № 24/П/8015, и не подписало соглашения от 29.07.2022 года о внесении изменений в договоры №№ 104 и 105 от 19.05.2022 года.
Таким образом, по мнению истца, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, отказалось внести в договоры изменения в части исключения из договоров положений, не соответствующих обязательным правилам.
В связи с этим, общество с ограниченной ответственностью «Барром» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о рыболовстве рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
По договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.
Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора (пункты 1, 2, 3 статьи 33.3 Закона о рыболовстве) Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 33.3 Закона о рыболовстве).
Изменение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора о предоставлении рыбопромыслового участка, договора пользования водными биоресурсами осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 33.6 Закона о рыболовстве).
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной (при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора); 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В частности, согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть изменен судом по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, по требованию заинтересованной стороны при наличии условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме 7 случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно общему правилу, установленному частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком установлен Правилами организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года № 450 (далее – Правила № 450).
Статьей 15 Закона «О конкуренции» установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организаций, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По общему правилу, в том случае, когда изменения, которые истец просит внести в условия договора, урегулированы императивными нормами действующего законодательства, изменение договора в судебном порядке не требуется, поскольку стороны обязаны руководствоваться императивными нормами, которыми регулируется их деятельность. В таком случае в удовлетворении иска об изменении договора судом может быть отказано.
В соответствии с указанными Правилами конкурс проводится в отношении рыболовных участков, предусмотренных перечнем рыболовных участков, утверждаемым исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации и по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (далее - Росрыболовство). Конкурс является открытым, право на заключение договора на каждый из рыболовных участков составляет отдельный лот, который является предметом конкурса. Организаторы конкурса формируют комиссию, в которую в обязательном порядке включается и представитель территориального органа Росрыболовства, а до 10.08.2022 представители территориального органа Федеральной антимонопольной службы (изменения внесены постановлением Правительства от 01.08.2022 № 1361).
В соответствии с конкурсной документацией, лот № 12 - рыболовный участок № 40 «Чистоозерский», оз. Старинное Завьяловского района Алтайского края; лот № 23- рыболовный участок № 100 «Островновский», оз. Островное Егорьевского района Алтайского края.
Договоры пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства от 19.05.2022 года № 104 и № 105 заключены между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «Барром» по итогам конкурса. Информация о проведении указанного конкурса опубликована на сайте «торги.гов.ру»(www.torgi.gov.ru).
Действительно, в извещении и конкурсной документации условие о том, что «виды ВБР и объёмы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству» не содержалось, не были указаны виды водных биоресурсов, обитающие в озерах.
Однако, при открытии сведений о карточке конкурса № 180222/5438691/01 и в электронной версии извещения, генерируемого системой на основании данных, внесённых Минприроды Алтайского края, при заполнении карточки аукциона, опубликовано условие о запасах ВБР – «виды ВБР и объёмы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Росрыболовством».
При этом, единственный участник конкурса на данные рыболовные участки согласился участвовать в конкурсе.
Кроме того, проекты договоров № 104, № 105 направлялись истцу с предложением ознакомиться с ними, заполнить, при необходимости откорректировать, подписать и направить в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края для его подписания, что подтверждает сам истец.
О проведении аукциона истец узнал через сайт www.torgi.gov.ru. Решение участвовать в аукционе на данные рыболовные участки истец принял добровольно, ознакомившись с теми извещениями и конкурсной документацией, какие были размещены на сайте. Перед подписанием договоров истец возможностью внести корректировки не воспользовался. Подписывая договор № 104, договор № 105, ООО «Барром» согласилось с условиями договоров.
Истец просит о внесении в спорные договоры изменений, а именно исключить из абзаца 3 пункта 1 договора второе предложение: «Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству»; исключить из абзаца 3 пункта 1 договора второе предложение: «Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству».
Существенными условиями любого договора, в том числе и договора о предоставлении рыболовного участка, являются условия о предмете договора, а также условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 432 ГК РФ).
Стороны, подписывая спорные договоры, согласились со всеми его условиями, в том числе с предметом договора.
Доказательств существенных нарушений условий договоров № 104, № 105 не представлено. То, на что претендовал истец, выразив желание участвовать в конкурсе и заключив договоры, т.е. право на вылов водных биоресурсов, указанных в договорах реализовано. В 2023 году выданы Разрешения на добычу карася на указанных озерах.
Кроме того, при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия (Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).
Проекты договоров № 104, № 105 подготовлены Минприроды Алтайского края.
В соответствии со статьей 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологическихресурсов», федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В реализацию статьи 43.2 Закона о рыболовстве постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 года № 996 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (далее - Положение о госконтроле в области рыболовства); определено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Пунктом 4 Положения о госконтроле в области рыболовства установлено, что контрольными (надзорными) органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении, Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, который создан, в том числе для осуществления функций по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области - Кузбасс, Новосибирской области, Омской области, Томской области, по оказанию государственных услуг, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания (утверждено приказом Федерального агентства по рыболовству от 16 сентября 2013 года № 682).
В соответствии с пунктом 3 Положения о госконтроле в области рыболовства установлено, что предметом государственного контроля (надзора) являются, в том числе:
-соблюдение юридическими лицами обязательных требований установленных Законом о рыболовстве, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - обязательные требования), включая:
-правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биологических ресурсов;
-условия освоения и представления отчетности по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;
-условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
-условия выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
-соответствие документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.
Разделом 10 Положения о госконтроле в области рыболовства установлено, что Ключевой показатель государственного контроля (надзора) определяется ежегодно, в том числе с обязательным учётом показателя:
ОДУ - общий допустимый улов водных биологических ресурсов для внутренних водных объектов, установленный в отчетном году (тонн);
РВ - рекомендованный объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (далее- Рекомендованный объём), для внутренних водных объектов в отчетном году (тонн).
Таким образом, и общий допустимый улов водных биологических ресурсов для внутренних водных объектов, установленный в отчетном году и Рекомендованный объем для внутренних водных объектов в отчетном году (тонн), является не просто одним из предметов государственного контроля (надзора), а является составной Ключевого показателя государственного контроля (надзора) в сфере установленных функций. На обеспечение государственного контроля (надзора) в сфере установленных функций ежегодно выделяются государственные бюджетные ассигнования.
Частью 1 статьи 10 Закона о рыболовстве установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Управление представляет интересы Российской Федерации от имени собственника водных биоресурсов. Управление осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства, реализуя их через свои полномочия, в том числе, по оформлению, выдаче, регистрации Разрешений и внесение в них изменений (п. 8.1.10 Положения об Управлении), что одновременно является и охраной федеральных водных биологических ресурсов.
Право истца на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, возникшее на основании договора пользования рыболовными участками, который заключен между истцом и ответчиком по итогам конкурса, удостоверяется разрешениями, которое в соответствии с предоставленными полномочиями выдаёт Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, привлеченное к участию в деле.
Поэтому, уже только на основании того, что рекомендованный объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, прямо попадает под действия государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, Управление не имеет правовых оснований допускать случаи удостоверения прав на добычу (вылов) Разрешениями, на виды или превышения объёмов, для которых отсутствует общий допустимый улов водных биологических ресурсов, или рекомендованный объем добычи (вылова) водных биологических.
Управление обязано выдать Разрешение тем Пользователям, которые обратились за таким Разрешением и имеют правовые основания для его получения, с соблюдением ограничений, выраженных Рекомендованными объемами- т.е. на тех водоемах, тех видов водных биоресурсов и в количестве, не превышающем объемы, указанные в Рекомендованных объемах
Договоры пользования рыболовными участками долгосрочные, а состояние водных биоресурсов и среды их обитания очень изменчивы в зависимости от многих факторов, и, поскольку указанные ресурсы находятся в федеральной собственности, то и ограничения, и контроль за ними также вводятся государством. Ограничения государства в данном случае выражены Рекомендованными объёмами. Рекомендованные объёмы содержат информацию, на каком водном объекте, какой вид водного биоресурса и какой его объём возможен к вылову в конкретном году.
Как указывалось выше, Управление выдает разрешения на основании договора пользования рыболовным участком в соответствии с Рекомендованными объёмами. Таким образом, разрешение на добычу водных биоресурсов будет выдано на том участке, который указан в договоре; на те, водные биоресурсы, которые указаны в договоре, на объём, не превышающий объём вылова в Рекомендованных объемах при условии, что в Рекомендованных объемах на данном водном объекте добыча данного вида водного биоресурса разрешена.
Наличие абзаца 3 пункта 1 в договорах № 104,105 позволяет выдавать Разрешение на вылов из водных объектов озеро Старинное и озеро Островное водных биоресурсов, разрешенных Рекомендованными объёмами и не указанными в договорах, в том объеме, которые не будет превышать объём, указанный в Рекомендованных объемах.
Наличие в спорных договорах абзаца 3 пункта 1 сформулированных как «Виды водных биологических ресурсов и объемы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству. Виды водных биологических ресурсов могут быть изменены (дополнены) по рекомендациям ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству», позволяет выдать разрешение на те виды и объёмы водных биоресурсов, которые будут указаны в рекомендованных объёмах (и которые могут ежегодно меняться) на водном объекте, указанных в них именно без внесения изменений в договоры, т.е. не нарушая Закон о защите конкуренции.
Довод истца о том, что отказ Росрыболовства в выдаче истцу рекомендаций для внесения изменений в договор подтверждает позицию истца о незаконности этого абзаца – несостоятелен.
Наличие данного абзаца в договоре не означает, что истцу могут быть даны рекомендации для внесения изменений в договор.
Указанный абзац говорит о том, что виды водных биоресурсов могут действительно меняться в водном объекте, что данные об этом будут изложены в рекомендациях от ФГБНУ «ВНИРО» (Алтайский филиал) и/или Федерального агентства по рыболовству для включения в Рекомендованные объемы, которые ежегодно формируются на основании этих данных и потом публикуются на официальном сайте.
Таким образом, к доводам истца, касающихся возможности внесения изменений в договоры суд относится критически. В спорные договоры вносить изменения нельзя, поскольку они заключены по итогам конкурса. Формулировки не противоречат действующему законодательству и позволяют получать документ, удостоверяющий право истца осуществлять вылов (добычу) водных биоресурсов в соответствии с рекомендованными объемами, т.е. с соблюдением рыбоохранного законодательства.
Суд учитывает, что в соответствии с условиями конкурсной документации и заключенными договорами у истца возникло право на добычу в водных объектах водных биологических ресурсов, указанных в договорах и в рекомендованных объемах. В 2023 году на основании договоров № 104, № 105 истцу выданы разрешения на добычу карася, т.е. на основании договора и в соответствии с рекомендованными объемами.
За выдачей разрешения на добычу водных биоресурсов, разрешенных к вылову Рекомендованными объемами, но не указанными в договорах, истец не обращался, решения об отказе в выдаче разрешений Управлением не принимались.
Решения о выдаче (или об отказе в выдаче) на конкретный год промысла разрешений (внесении в них изменений) будут приниматься по заявлению ООО «Барром», с обязательным учётом видов ВБР и объёмов их добычи (вылова), подготовленных на основании мониторинговых и научных данных Алтайского филиала ФГБНУ «ВНИРО», на конкретный год промысла, рекомендуемых Росрыболовством и закрепленных в Рекомендованных объемах.
Учитывая вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При принятии искового заявления к производству истцом была оплачена государственная пошлина в размере 12 000 руб.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Я.В. Захарова