ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-13815/18 от 20.03.2019 АС Алтайского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ


656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                    Дело № А03-13815/2018                 «20» марта 2019 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Фролова О.В., при ведении протокола помощником судьи Донцовой Т.Г., рассматривает в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Барнаул, проспект Ленина, 76 дело по иску

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) (ИНН 2248005713,                  ОГРН 1162225070756), с. Ключи Ключевского района

к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кулундийский» (ИНН 2253002732, ОГРН 1022202239840), с. Кулунда Кулундийского района

при участии в качестве третьего лица Никишина Н. И., с. Кулунда Кулундийского района

о взыскании 13 669 руб. 56 коп.,

без участия в судебном заседании представителей сторон.

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кулундийский» о взыскании                                          13 669 руб. 56 коп. ущерба, причиненного в результате представления недостоверных индивидуальных сведений о застрахованном лице.

В обоснование иска указано, что сведения по форме СЗВ-М за февраль, апрель и май 2017 года представлены без работающего Никишина Н.И., что повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии.

Ответчик в отзыве возражал против удовлетворения иска в связи с отсутствием вины в причинении ущерба.

Третье лицо отзыв на исковое заявление  не поступило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Как следует из представленных доказательств, протоколом № 36/2018/0004044 от 10.05.2018 установлен факт излишней выплаты Никишину Н. И. пенсии за период                с 01.05.2017 по 30.04.2018 в общей сумме 13 669 руб. 56 коп.

По мнению Пенсионного фонда, переплата пенсии произошла по причине представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за февраль, апрель и май                      2017 год в неполном объеме – без указания работающего Никишина Н. И. Сведения о работе Никишина Н. И. в вышеуказанные месяца были представлены истцу 23.03.2018 в форме СЗВ-М ДОП.

Истец посчитал, что представление ответчиком неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль, апрель и май 2017 года повлекло неправомерную выплату пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба.

В целях досудебного урегулирования спора Пенсионный фонд в письме                      № 1294-2018 от 25.05.2018 уведомил ответчика о возникшем ущербе. Поскольку действий по возмещению убытков не последовало, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных (неполных) сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Как предусмотрено п. 1, 2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.

В соответствии со ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Из содержания ст. 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может

требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Оценив в порядке ст. 65, 71 АПК РФ, представленные в материалы настоящего дела доказательства, суд пришел к выводу о необоснованности иска в части в связи с представлением доказательств отсутствия вины ответчика.

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее – Закон № 385-ФЗ).

В ст. 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах».

В п. 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996               № 27-ФЗ.

Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд указал, что ответчик представил сведения по форме СЗВ-М за февраль, апрель и май 2017 год не в полном объеме - без указания работающего Никишина Н. И. Неполное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату третьему лицу пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба у истца.

Ответчик в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины, указал, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за январь – декабрь 2017

представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии. Данное утверждение ответчика находит свое подтверждение в ответе истца на запрос ответчика, в соответствии с которым истец подтверждает своевременность и полноту представления ответчиком ежемесячной отчетности СЗВ-М в период с января 2017 по декабрь 2017 г.

Статья 3 Закона № 385-ФЗ дополнила Закон № 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400 пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400 пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет

индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.

При этом в силу ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они

подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона № 400.

Согласно ч. 6 ст.26.1 Закона № 400 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона № 400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указаны соответственно в ч. 9 или 10 ст.26.1 Закона № 400.

В данном случае истец выявил обстоятельства, влекущего уменьшение сумм начисленной пенсии, поскольку из-за неполного непредставления ответчиком сведений по форме СЗВ-М страховая пенсия и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) были исчислены и выплачены с учетом индексации, т.е. в большем размере, чем это было предусмотрено для пенсионера.

В ч. 10 ст. 26.1 Закона № 400 указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением (неполным представлением) страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В указанном случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила № 885н).

В соответствии с п. 85 Правил № 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В п. 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В силу п. 88 Правил № 885н, в случаях, предусмотренных ч. 9 и 10 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом в случае, предусмотренном ч. 10 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п. 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).

Из содержания приведенных пунктов Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения)

размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н).

Таким образом, вина ответчика имеется только в причинении ущерба за май и август 2017 года в размере 1 133 руб. 55 коп. и 1 140 руб. 99 коп. соответственно, поскольку уже следующие сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года предоставлены истцу 06.04.2017 и за июнь 2017 года – 14.07.2017  и в них указано, что Никишин Николай Иванович осуществлял работу. Последующие сведения по форме СЗВ-М также представлены ответчиком в сроки, установленные п. 2.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ в редакции Закона № 385-ФЗ.

Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме

СЗВ-М за март и июнь 2017 года, полученных в апреле и июле 2017 года соответственно, уже в мае и август 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации было возможно с 01 июня 2017 года, а по второму случаю с 01 сентября 2017 года, как это указано в ч.6, 7 ст. 26.1 Закона № 400 и п. 86, 88 и 90 Правил № 885н.

Довод истца о том, что Пенсионный фонд не обязан принимать новое решение о прекращении либо отмены уже начисленных сумм пенсии, после предоставления сведений в отношении гражданина в следующий месяц как работающего противоречит перечисленным выше императивным нормам.

Закон № 385-ФЗ, которым внесены изменения в Закон № 27-ФЗ и в Закон № 400,

возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По мнению суда, ответчик представил доказательства, что его вины в выплате истцом сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации не имеется.

Таким образом, учитывая, что Пенсионным фондом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков за весь заявленный период в рамках настоящего спора, основания для удовлетворения иска в полном объеме, не имеется.

Аналогичный подход нашел отражение в постановлении Арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 28.09.2018 по делу № А42-9862/2017, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019 по делу № А69-1768/2018

Руководствуясь статьями 110, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кулундийский» в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) всего 2 274 руб. 54 коп. ущерба.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                   О.В. Фролов