ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14044/08 от 29.12.2008 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело №А03-14044/2008-26

29 декабря 2008 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Михайлюк Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ордена трудового красного знамени «Открытого акционерного общества «Алтайхимпром» им.Г.С.Верещагина, г.Яровое, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании незаконным постановления №Э09-03-03/3а/2 от 01.12.2008г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Михайлюк Н.А.,

с участием представителей:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: Лаврентьева Р.А., доверенность от 18.11.2008г. №30, Усынина Л.Г., доверенность от 29.12.2008г. №34,

У С Т А Н О В И Л :

Ордена трудового красного знамени «Открытое акционерное общество «Алтайхимпром» им.Г.С.Верещагина, г.Яровое, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления №Э09-03-03/3а/2 от 01.12.2008г., вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю, о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Полагает, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности и отсутствует состав административного правонарушения.

Административный орган в отзыве на заявление просит в удовлетворении требования заявителя отказать. Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения считает не соответствующими действительности. Полагает, что при рассмотрении административного дела был соблюден установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.

Заявитель в судебное заседание не явился, представил по факсу ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

Как следует из материалов дела, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.09.2008г. №361 проведена плановая комплексная проверка соблюдения ОАО «Алтайхимпром» требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлены нарушения ОАО «Алтайхимпром» экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, что зафиксировано в акте проверки от 17.11.2008г. №09-03-03/3-а.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении от 17.11.2008г. №Э 09-03-03/3а/2, в котором отражены следующие нарушения требований части 1 статьи 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3.6, 4.20,4.21, 4.22 СанПиН 2.1.7.1322-03 от 30.04.2003 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»: отсутствует система отвода ливневых стоков с территории полигона; отсутствует дренажная система для отвода фильтрата с территории полигона; нарушена обваловка периметра полигона; размещение тягучего смолообразного вещества черного цвета (по результатам последующих анализов оказавшегося остатками ректификации бензойной кислоты) на полигоне с нарушением установленных требований к захоронению отходов химических производств (непосредственно на земле вместо герметичной тары, как предписано технической документацией по эксплуатации полигона); при организации временного хранения отходов на территории общества ртутьсодержащие отходы 1 класса опасности (люминесцентные лампы) хранятся в необорудованном помещении в картонных коробках навалом; при обезвреживании (сжигании) отходов остатки сжигания не захоранивают на полигоне №310, как это предписано рабочей инструкцией №8Р аппаратчику переработки отходов химических производств участка 43, а оставляются на территории узла сжигания.

По результатам проверки государственным инспектором РФ по охране природы на территории Алтайского края вынесено постановление от 01.12.2008г. №Э09-03-03/3а/2 о назначении административного наказания обществу по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначения наказания по следующим основаниям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 3.9.3, 3.9.4 Рабочей инструкции №8Р аппаратчику переработки отходов химических производств участка 43, утвержденной на предприятии, отходы химических производств должны быть собраны в герметичную тару, составлены на приготовленное место и засыпаны грунтом.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается тот факт, что остатки бензойной кислоты были вывезены на полигон без герметичной тары. В момент проверки обнаружено, что тягучее смолообразное вещество черного цвета (по результатам последующих анализов оказавшегося остатками ректификации бензойной кислоты) размещено на полигоне непосредственно на земле.

Материалами дела также подтверждено, что при обезвреживании (сжигании) отходов остатки сжигания не захоранивают на полигоне №310, как это предписано Рабочей инструкцией №8Р аппаратчику переработки отходов химических производств участка 43, а оставляются на территории узла сжигания.

Отходы 1-го класса опасности (отработанные ртутьсодержащие люминесцентные трубчатые и дуговые ртутные лампы) в момент проверки находились в разорванных картонных коробках (в основном без защитных манжет), и были свалены в кучу навалом.

Таким образом, наличие в указанных действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела.

Вместе с тем, суд соглашается с заявителем в том, что административным органом не доказана эксплуатация полигона промышленных отходов с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Административным органом не опровергнут довод заявителя о том, что устройство полигона, предусматривающее систему защиты окружающей среды (обваловка, гидроизоляция дна и боковых стенок, нагорные канавы и т.д.), обеспечивают безопасность эксплуатации полигона для окружающей среды и данные мониторинга почвы, примыкающей к полигону, не подтверждают загрязнение почвы.

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административным органом не установлено ни обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ни обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Однако, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 своего постановления №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

С учетом характера совершенного правонарушения суд считает, что Обществу должно быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Довод заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности суд отклоняет по следующим основаниям.

Протокол об административном правонарушении был составлен с участием надлежащего представителя общества, имеющего доверенность на представление интересов общества в данном административном деле.

Уведомление о времени и месте рассмотрения дела получено обществом заблаговременно и никаких ходатайств о переносе рассмотрения дела в связи с тем, что оно назначено на понедельник, когда по приказу директора ОАО «Алтайхимпром» этот день на предприятии является выходным, административному органу направлено не было.

При таких обстоятельствах административный орган правомерно рассмотрел дело об административном правонарушении без участия представителя общества.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю №Э09-03-03/3а/2 от 01.12.2008г. в части назначения наказания. Назначить Ордена трудового красного знамени «Открытому акционерному обществу «Алтайхимпром» им.Г.С.Верещагина административное наказание по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 10-дневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья Н.А.Михайлюк