ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14222/2011 от 20.12.2011 АС Алтайского края

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-14222/2011

21 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Галеевой М.Р,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Барнаултех», г. Барнаул

к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул

о признании распоряжения незаконным,

при участии:

- от заявителя – Бадажкова П.Е., доверенность от 11.01.2011 б/н,

- от заинтересованного лица – Бабичевой Н.В., доверенность от 20.07.2011 № 24/8187

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Барнаултех» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – управление) о признании незаконным распоряжения от 15.08.2011 № 1923 об отказе в размещении здания общественного назначения на земельном участке ориентировочной площадью 0,45 га по ул. Власихинской, 194 в г. Барнауле и обязании предварительно согласовать место размещения объекта согласно заявлению от 08.07.2011 № 2152.

В обоснование требований заявителем указано, что оспариваемое распоряжение принято при отсутствии законных оснований и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление дополнении к отзыву просит в его удовлетворении отказать по мотиву необоснованности требований.

В судебном заседании представители и заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 08.07.2011 в управление поступило заявление общества о выборе земельного участка ориентировочной площадью 0,45 га по ул. Власихинской, 194 в г. Барнауле для строительства здания общественного назначения.

15.08.2011 управлением принято распоряжение № 1923, которым в размещении вышеуказанного объекта отказано.

Полагая, что указанное распоряжение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования обоснованными, исходя из следующего.

Согласно ч.ч. 1, 2, 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 02.02.2006 № 32, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.

Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.

В городе Барнауле процедура предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, регулируется Порядком представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 № 48 (далее - Порядок).

Пунктом 2.4 Порядка определено, что заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривается уполномоченным органом в месячный срок.

В силу пункта 2.5 Порядка по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченный орган принимает решение об отказе в размещении объекта, в том числе, в случае, если размещение объекта на земельном участке не соответствует документации по планировке территории, документам территориального планирования.

Как видно из оспариваемого распоряжения, отказ заявителю в размещении объекта мотивирован следующими основаниями:

испрашиваемый земельный участок расположен частично в природно-рекреационной функциональной зоне – зоне зеленых насаждений общего пользования и частично в зоне преимущественно общественной застройки, в связи с чем строительство на указанном земельном участке повлечет нарушение требований пункта 2 статьи 36 Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 № 537;

размещение объекта на земельном участке не соответствует Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, согласно которому земельный участок частично находится в природно-рекреационной функциональной зоне – зоне зеленых насаждений общего пользования, предназначенной для отдыха граждан и туризма.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно пунктам 3, 9 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Документами территориального планирования муниципальных образований в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В силу пункта 2 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана включает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки или о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также установления территориальных зон определен статьями 30, 31, 32, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что правовой
режим земельного участка, в том числе виды и ограничения его использования,
зависит от территориальной зоны, в границах которой он расположен.

Определение границ территориальных зон и установление правового режима, входящих в их состав земельных участков, осуществляется в процессе градостроительного зонирования
территории муниципального образования.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий. В результате территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зоны с особыми условиями использования территорий.

При этом нахождение земельного участка в границах функциональной зоны не определяет его правовой режим.

Территориальные зоны устанавливаются в процессе градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, путем утверждения правил землепользования и застройки. Данные правила включают в себя градостроительные регламенты, которые определяют правой режим земельных участков, находящихся в границах соответствующих территориальных зон.

Таким образом, правила землепользования и застройки не меняют по сути территориального планирования, но влияют на правовой режим земельных участков, находящихся в границах территориальных зон, в том числе определяя ограничения их использования.

Из положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), которые не содержат сведений о территориальных зонах.

В силу положений части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования.

Барнаульской городской Думой решением от 03.06.2011 № 537 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края.

В статье 37 названных Правил приведены виды и состав территориальных зон, обозначенных на Карте градостроительного зонирования.

Статьей 43 Правил установлено, что Карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края представляет собой чертеж с отображением границ города Барнаула и границ территориальных зон (приложение 1).

Управлением в материалы дела представлен фрагмент карты градостроительного зонирования, согласно которой испрашиваемый заявителем земельный участок находится в территориальной зоне ОД-1 (зоне делового, общественного и коммерческого назначения).

Таким образом, правовых оснований для отказа заявителю в размещения объекта не имелось, в связи с чем суд удовлетворяет заявленное требование.

Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивает с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 15.08.2011 № 1923 об отказе обществу ограниченной ответственностью «Барнаултех» в размещении здания общественного назначения на земельном участке ориентировочной площадью 0,45 га по ул. Власихинской, 194 в г. Барнауле как не соответствующее Земельного кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Барнаултех» 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение подлежит исполнению после вступления его в законную силу и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Русских