ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14228/16 от 07.12.2016 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-14228/2016

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2016 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха» к Государственной инспекции Алтайского края о признании незаконным и отмене предписания № 13-04П/212 от 20.06.2016 года,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

- от заявителя – ФИО1, по доверенности от 06.06.2016,

- от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 11.01.2016,

У С Т А Н О В И Л:

закрытое акционерное общество «Теплоцентраль Белокуриха» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания № 13-04П/212 от 20.06.2016 по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении платы за коммунальные услуги.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что в соответствии пп. «е» п.75 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «Об утверждении правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя считается вышедшим из строя при истечении срока поверки любого из приборов (датчиков), если узел учета вышел из строя, то размер платы за отопление определяется в соответствии с п. 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Соответственно предписание Инспекции, обязывающее общество (в аналогичной ситуации) выполнить перерасчет платы жильцам дома за отопление в период с 25.03.2016 по 23.04.2016 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, является не законным.

Государственная инспекция Алтайского края в письменном отзыве указала, что порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом и нежилом помещении, при выходе из строя индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки урегулирован п. 59 настоящих Правил. Так же п. 59.1 данных Правил, урегулирован порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, при выходе из строя общедомового прибора учета, либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки. Так как данные жилищные отношения, которые бы регулировали вопрос начисления платы потребителям в жилом и нежилом помещении за отопление при выходе из строя общедомового прибора учета на сегодняшний день отсутствуют, к ним в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса необходимо применять жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В данном случае распространять правовые нормы, регулирующие определение размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в соответствии с п. 59.1 Правил, для данной ситуации.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы, возражения на заявление, представили дополнительные документы, которые приобщены к материалам судебного дела.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Теплоцентраль Белокуриха» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.06.1993 года, с присвоением ИНН <***>, и поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю с включением в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном порядке.

Основным видом деятельности является - «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». Основная отрасль общества - «Самостоятельные котельные».

В связи с обращением 30.05.2016 жителя дома по адресу: ул. Бр. Ждановых, д. 17, г. Белокуриха Алтайского края по вопросу нарушения порядка начисления платы за отопление и горячее водоснабжение, и на основании Приказа от 06.06.2016 N 11-12/2167 проведена документарная проверка.

В ходе проведения проверки установлено, что обслуживание дома жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Бр. Ждановых, д. 17, г. Белокуриха, осуществляет управляющая компания ООО «ЖКХ».

Поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на жилой дом осуществляет АО «Теплоцентраль Белокуриха».

Проверяющими установлено, указанный многоквартирный жилой дом оборудован узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, который учитывает расход тепловой энергии на отопление и отдельно учет горячего водоснабжения (акт периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 01.10.2015). Жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы, частично оборудованы приборами учета горячего водоснабжения.

В соответствии с письмом ООО «ЖКХ» о снятии пломб с ОДПУ тепловой энергии и актом снятия пломб с приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, с 25.03.2016 общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя признан нерасчетным.

После выполнения поверочных работ с 25.04.2016 по произведен повторный допуск в эксплуатацию узла учета.

В этот период АО «Теплоцентраль Белокуриха» осуществило начисление платы жильцам дома (за период с 25.03.2016 по 23.04.2016) за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативных значений.

Полагая, что в соответствии с оборудованием жилого дома общедомовыми приборами учета отопления и горячего водоснабжения и частичным оборудованием индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению должен производиться в соответствии с пунктами 42, 42.1, 43, 44, 46, 47, 59, 59.1 Правил, с использованием формул №3, №10, №12, №23 для всех потребителей жилого дома, Инспекцией сделан вывод о допущении обществом нарушения ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса; п. 42.1, 43, 59.1, 60.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

По результатам проведения документарной проверки составлен акт проверки № 13-04А/360 от 17.06.2016 и выдано предписание № 13-04П/212 от 20.06.2016 на выполнение перерасчета платы жильцам дома за отопление в период с 25.03.2016 по 23.04.2016 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» требования указанные в предписании по выполнению перерасчета платы жильцам дома за отопление были исполнены, что нашло свое подтверждение в ходе проверки указанного предписания, о чем составлен акт проверки предписания № 13-04А/212- 2016/527 от 31.08.2016.

Данное предписание инспекцией снято с контроля, как исполненное.

Вместе с этим, считая вынесенное Инспекцией предписание от № 13-04П/212 от 20.06.2016 незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установить одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.

Согласно подпунктам 2, 6 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, содержания и ремонта жилых помещений.

На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила N 354), которые и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливая их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов и нормативов на коммунальные услуги, в том числе на услуги отопления и горячего водоснабжения, на территории Алтайского края, является управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление).

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.10.2015 N 268, с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» потребителям города Белокуриха за компонент на теплоноситель в размере 31,57 руб./куб.м, с учетом НДС, за компонент на тепловую энергию в размере 2248,71 руб./Гкал. Согласно примечанию, отраженном в приложении к указанному Решению, для расчета с потребителями за горячую воду учитывается расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.10.2015 № 266 с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» потребителям города Белокуриха, в размере 2248,71 руб./Гкал.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 Правил N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.

В соответствии с п. 60 Правил по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

С учетом данных требований, начисление платы за отопление в период с 25.03.2016 по 23.04.2016 должно осуществляться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления).

Как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем, многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, по которому выполнялись поверочные работы управляющей компанией (снятие пломб с ОДПУ тепловой энергии и актом снятия пломб с приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, затем осуществлен повторный допуск в эксплуатацию узла учета), в связи с чем, общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя, в спорный период (с 25.03.2016 по 23.04.2016), признан нерасчетным.

При этом, заявитель осуществил начисление платы жильцам дома, за указанный период, за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативных значений.

Соответственно, Инспекцией правомерно сделан вывод о необоснованном начислении обществом потребителю платы за отопление с учетом общедомовых нужд, исходя из нормативов потребления, а не из среднемесячных объемом потребления.

При таких обстоятельствах суд считает, что предписание № 13-04П/212 от 20.06.2016 по установленным фактам нарушений действующего законодательства, вынесенное инспекцией является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленное требование не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Алтайского края

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, предписания Государственной жилищной инспекции Алтайского края от 20.06.2016 № 13-04П/212, принятого в отношении закрытого акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Л.Ю. Ильичева