А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-14356/2011
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2011 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бернгардтом А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новэкс», г. Барнаул Алтайского края к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края об отмене Постановления от 28.09.2011 № 262/11/6288 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.09.2011 № 203;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 12.01.2011 № 2,
ФИО3 по доверенности от 25.07.2011 № 47;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Новэкс» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об отмене Постановления от 28.09.2011 № 262/11/6288 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований указало на то, что в постановлении о назначении административного наказания не указано, какой вид негативного воздействия оказывает Общество на окружающую среду. Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении и оспариваемом постановлении не содержится данных о том, что заявитель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона. Однако, в протоколе и постановлении указано, что отходы собираются заявителем в полиэтиленовые пакеты и вывозятся на полигон ТБО, однако своими силами заявитель бытовые отходы на полигон не вывозит.
Административный орган в отзыве на заявление с требованиями не согласен. Указал, что заявитель привлечен к ответственности при наличии законных оснований, в рамках полномочий административного органа и с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представители заявителя и административного органа, поддержали свои доводы и возражения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.12.2011 до 08.12.2011. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 01.09.2011 на основании распоряжения от 22.08.2011 № 048/11 заместителя начальника Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проведена проверка соблюдения ООО «Новэкс» законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В результате проверки установлено, что Обществом оказываются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, а также осуществляется размещение отходов производства и отходов потребления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 и 1, 2 кварталы 2011 года не внесена.
По фактам выявленных нарушений в отношении Общества 22.09.2011 составлен протокол об административном правонарушении № 62/11/6288.
На основании указанного протокола и материалов проверки государственным инспектором Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля управления природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО4 вынесено Постановление № 62/11/2883, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав данного правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выразившееся в невнесении вышеуказанных платежей в установленные сроки.
Под негативным воздействием на окружающую среду в силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В силу пункта 2 названной нормы закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).
Из положений вышеуказанной нормы закона следует, что субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 данного Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрировано в Минюсте 17.07.2006 № 8077) установлено, что срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, в случае, если в результате деятельности физических и юридических лиц происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в законе, на них возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что Общество действует на основании Устава (новая редакция), утвержденного решением от 05.07.2011 № 58 общего собрания участников. Свидетельство о внесении изменений вносимых в учредительные документы юридического лица серия 22 № 003190370 от 14.07.2011 г. Деятельность Общества ведется с 29 августа 2006 года. Основным видом деятельности Общества является организация торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли, в том числе с организацией собственных торговых точек, неспециализированных, специализированных и фирменных магазинов, прочая торговля в неспециализированных магазинах.
В состав Общества входят арендуемые нежилые помещения, общей площадью 13564,27м2 (филиалы).
На балансе Общества находятся офисная техника и торговое оборудование. Количество транспортных средств по состоянию на 31.07.2011 год составляет 6 единиц. Расход ГСМ за июль 2011год составил: бензин - 2305,78 л, сжиженный газ - 399, 52 л.
Общая среднесписочная численность работающих в Обществе составляет 1316 человек.
В ходе проверки источники выбросов загрязняющих веществ (стационарные) в атмосферный воздух не установлены. Согласно предоставленных договоров аренды источниками теплоснабжения помещений являются сети арендодателей. Источником водоснабжения Общества служат существующие сети арендодателей. В рабочем цикле вода используется для хозяйственно-бытовых нужд. Отвод бытовых стоков осуществляется в городские сети канализации. Отвод поверхностных вод от площадок осуществляется на рельеф. По договорам, заключенными с ООО «Чистый город», ОАО «Управляющая компания «Доверие», ООО «Эко-Стандарт» Общество вывозит твердые бытовые отходов на городской полигон ТБО.
В ходе проведения проверки Обществом не были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежные документы по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 год и за 1, 2 кварталы 2011 года.
Ответственное должностное лицо за своевременное внесение платы в Обществе отсутствует.
Согласно Приложению № 1 к Инструктивно-методическим указаниям от 24.03.1993 по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, передвижными источниками негативного воздействия на окружающую среду являются автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания.
Таким образом, в связи с тем, что Обществом используется 6 автотранспортных средств, в связи с этим Обществу надлежало вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не отрицается заявителем, что плата за 2010 года и 1,2 кварталы 2011 года не вносилась.
Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов,при этом размещение отходов включает в себя хранениеи захоронение отходов.
Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещенияотходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объектом размещения отходовявляется специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно договору от 17.02.2011 № 23, отработанные ртуть-содержащие лампы утилизируются специализированной организацией ООО «ТеРик» через ООО «Петит» (по договору ООО «НОВЭКС» с ООО «Петит» от 01.08.2009 г.).
Вывоз отходов на городской полигон ТБО подтверждается платежными поручениями: № 80892 от 03.08.2011 на сумму 4769, 72 руб., № 81037 от 04.08.2011 на сумму 2185, 19 руб., № 81241 от 05.08.2011 на сумму 1708, 71 руб., № 81781 от 11.08.2011 на сумму 1708, 71 руб., № 82827 от 18.08.2011 на сумму 993, 27 руб.
Согласно приказу от 15.06.2010 г. в филиалах Общества организован вывоз мусора специализированными организациями. Оборотная тара (картонные коробки) и поддоны сдаются поставщикам продукции в соответствии с приказом от 15.06.2010 г. и согласно договоров поставки продукции.
Источниками образования отходов на момент проверки в Обществе являются общие и торговые площади, торговое оборудование, офисная техника, автотранспорт, внутренняя территория Общества.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, в ходе административного расследования необходимо было установить источники образования отходов в филиалах, их объемы, виды, наличие договоров на переработку отходов в качестве вторичного сырья, условия сбора и временного накопления отходов в филиалах Общества и соответствие их экологическим требованиям. В результате было установлено, что бытовые отходы от торговых площадей собираются в полиэтиленовые мешки и вывозятся 2 раза в неделю на городской полигон ТБО. Установлен вид образующихся от деятельности Общества отходов: полиэтилен, кассовые чеки, утратившие потребительские свойства канцелярские товары, не утилизируемые обрывки картона, загрязненная бумага. Инвентаризация отходов производства и потребления, образующихся в Обществе не проводилась, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывался, лимиты на размещение отходов отсутствуют, паспортизация опасных видов отходов не проводилась.
Как видно из материалов дела, по договорам, заключенными с ООО «Чистый город», ОАО «Управляющая компания «Доверие», ООО «Эко-Стандарт» Общество вывозит твердые бытовые отходов на городской полигон твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 1.5 договора от 01.08.2011 № 571383 Исполнителю (ООО «Чистый город») работ не переходит право собственности на ТБО Заказчика (ООО «Новэкс»). Твердые бытовые отходы впоследствии размещаются на свалке ТБО в г. Барнауле, собственником данной свалки выступает ООО «Экотехпром», которое в свою очередь заключает договоры с организациями на оказание услуг по захоронению отходов, при этом не приобретая право собственности на ТБО заказчика.
Кроме того, согласно пунктам 2.2.4 - 2.2.8 договора с ООО «Чистый город» заказчик ООО «Новэкс» обязано осуществлять сбор ТБО в стандартные контейнеры, расположенные на специальных площадках с твердым покрытием, отвечающим санитарно - эпидемиологическим и техническим требованиям,что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является объектом размещения отходов.
Из вышеизложенного следует, что ООО «Новэкс» осуществляет временное хранение отходов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств того, что заявитель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, является безосновательной.
Согласно письму Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
Таким образом, ООО «Новэкс» осуществляет сбор ТБО в стандартные контейнеры, расположенные на специальных площадках с твердым покрытием, из чего следует, что Обществом осуществляется временное хранение отходов.
Довод заявителя об отсутствии в оспариваемом постановлении ссылки на вид негативного воздействия, который оказывается Обществом на окружающую среду подлежит отклонению, поскольку административным органом в постановлении указано, что Обществом осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, и временное хранение отходов.
Из объяснений генерального директора Общества ФИО5, действующей на основании Устава и приказа от 01.10.2010 г. следует, что выявленное административное правонарушение она признает, принимает меры по его устранению.
С учетом изложенного суд не усматривает ущемления процессуальных прав общества при производстве по делу об административном правонарушении и считает, что нарушений положений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества не допущено.
В связи с вышеизложенным суд считает, что оспариваемое постановление принято с соблюдением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Меру назначенного Обществу наказания, которая определена в минимальном размере санкции статьи 8.41 КоАП РФ, суд находит обоснованной.
С учетом приведенных выше оснований суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Обществу с ограниченной ответственностью «Новэкс», г. Барнаул Алтайского края в удовлетворении заявления об отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай от 28.09.2011 № 262/11/6288 о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Л.Ю. Ильичева