ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14379/13 от 14.10.2013 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

Дело № А03-14379/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2013 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае к администрации г. Барнаула об оспаривании отказа в передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность объектов недвижимости, обязании передать объекты недвижимости в федеральную собственность,

с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю, 2) Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула,

при участии в заседании:

от заявителя – Лазарева В.В. по доверенности № АИ-10912 от 27.11.2012, удостоверение № 0075 от 12.10.2012 (в заседаниях 07.10.2013 и 14.10.2013), Ковякова В.В. по доверенности № АИ-5550 от 24.06.2013, удостоверение № 0042 от 11.05.2010 (в заседании 11.10.2013),

от заинтересованного лица – Слюсарь М.В. по доверенности от № 01960 от 28.12.2012, удостоверение № 12-03 от 28.09.2011,

от ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю – Гуляевой М.А. по доверенности от 11.01.2013 № 1/8, удостоверение АЛТ № 016713 от 18.09.2013,

от Комитета – Насырова О.И. по доверенности от 09.01.2013 № 7/07, удостоверение № 155 (в заседании 07.10.2013), Косоуховой К.А. по доверенности от 09.01.2013 № 8/07, удостоверение № 158 (в заседаниях 11.10.2013 и 14.10.2013),

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Барнаула (далее – Администрация) об оспаривании отказа в передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность объектов недвижимости, расположенных в г. Барнаул, по адресам: р.п. Южный, ул. Герцена, 14а; ул. Калинина, 8; ул. Тимуровская, 48а (2 объекта); мкр. Новосиликатный, ул. Весенняя, 6,  выраженного в письме от 01.07.2013 № 4684-о, а также об обязании передать объекты недвижимости в федеральную собственность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования обоснованы ссылками на ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее – Закон N 3-ФЗ) и на ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон N 122-ФЗ) и мотивированы тем, что правовые основания для отказа в передаче в федеральную собственность имущества у Администрации отсутствовали.

ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю представило отзыв на заявление, в котором указывает на неправомерность отказа Администрации в передаче имущества в федеральную собственность.

Администрация в отзыве на заявление просила в удовлетворении требований отказать, указывая на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества в федеральную собственность.

Комитет в отзыве на заявление указал на законность отказа Администрации в передаче имущества в федеральную собственность, а также на пропуск заявителем срока для обращения в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, настаивали на доводах, изложенных в заявлении и в отзывах на заявление.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В собственности муниципального образования городского округа – город Барнаул Алтайского края находятся следующие объекты недвижимости:

нежилое здание Лит. А, А1 площадью 702,5 кв.м., расположенное по адресу: р.п. Южный, ул. Герцена, 14а. В пользовании ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю находится часть нежилого здания Лит. А, А1общей площадью 449,4 кв.м.;

нежилое помещение  на 1 этаже жилого дома (Н-2) Лит. А площадью 695,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 8, находящееся в пользовании  ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю;

нежилое здание Лит. А площадью 687,5 кв. м. и нежилое здание Лит. Б площадью 34.1 кв.м., расположенные по адресу:  ул. Тимуровская, 48а, находящиеся в пользовании ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю;

 нежилое помещение Н3 площадью 299,7 кв.м., расположенное по адресу: мкр. Новосиликатный, ул. Весенняя, 6. В пользовании ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю находится часть нежилого помещения Н3 площадью 282,8 кв.м. (л.д. 46-77).

Письмом № АИ-2940 от 01.04.2013 Управление обратилось к Администрации с просьбой согласовать передачу указанных объектов в федеральную собственность (л.д. 10).

Письмом № 2497-о от 29.04.2013 Администрация сообщила о невозможности передачи объектов в федеральную собственность (л.д. 11).

07.06.2013 Управление письмом № АИ-5094 повторно обратилось к Администрации с просьбой о передаче объектов в федеральную собственность (л.д. 12-13).

Администрация письмом № 4684-о от 01.07.2013 повторно отказало в передаче объектов недвижимости ввиду потребности муниципалитета в нежилых помещениях,  необходимых для решения вопросов местного значения (л.д. 8).

Полагая, что отказ в передаче имущества в федеральную собственность, содержащийся в письме № 4684-о от 01.07.2013, является незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона № 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции,необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Законом № 3-ФЗ установлена обязанность публичных образований по передаче указанного в ч. 9 ст. 54 Закона № 3-ФЗ имущества в федеральную собственность.

Указанная норма закона направлена на обеспечение гарантий стабильности деятельности полиции в соответствии с ее основными целями и задачами.

Между тем, специальный порядок передачи используемого полицией имущества в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона № 3-ФЗ, не установлен.

ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю в соответствии со ст. 4 Закона № 3-ФЗ является государственным учреждением в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в систему государственных органов исполнительной власти, является специальным субъектом правоотношений, через которые Российская Федерация реализует государственные функции по обеспечению безопасности, охраны собственности и общественного порядка, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на территории Алтайского края. Спорное имущество используется ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю для обеспечения его деятельности.

Поскольку указанные выше объекты недвижимости находятся в муниципальной собственности и используются ГУ Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю для обеспечения деятельности полиции, то исходя из положений  ч. 9 ст. 54 Закона № 3-ФЗ и ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ спорное имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

Суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, в соответствии с которой безвозмездная передача имущества в государственную собственность предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов местного самоуправления и государственных органов.

Между тем, суд отмечает, что Законом № 3-ФЗ установлена прямая обязанность публичных образований передать указанное в ч. 9 ст. 54 Закона № 3-ФЗ имущество в федеральную собственность. Данная правовая норма не предусматривает необходимость обязательного согласия муниципального органа на передачу имущества.

Указанный закон вступил в силу с 1 марта 2011 года, то есть после вынесения Конституционным Судом РФ определения от 04.12.2007 N 828-О-П.

Отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества в федеральную собственность, не может быть единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности, подтверждены материалами дела.

Управление, являясь территориальным органом исполнительной власти, предприняло необходимые меры для согласования с органами местного самоуправления вопроса о передаче спорного имущества в федеральную собственность, и отсутствие такого согласования в добровольном порядке, послужило основанием для передачи спора на рассмотрение суда.

Поскольку объекты недвижимости подлежат передаче в федеральную собственность в силу прямого указания закона, а также учитывая, что Управление неоднократно обращалось к Администрации с просьбой о передаче имущества,  отказ, выраженный Администрацией в письме № 4684-о от 01.07.2013, является незаконным.

Ссылка Комитета на судебную практику несостоятельна ввиду того, что предметом указанных в отзыве дел является требование не о передаче имущества в федеральную собственность, а требование о признании права собственности на нежилые здания.

Поскольку Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества в Алтайском крае отказ Администрации в передаче имущества в федеральную собственность нарушает права и законные интересы Управления и создает препятствия для осуществления его деятельности.

Довод Комитета о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд судом отклоняется, поскольку по смыслу ч. 4 ст. 198 АПК РФ данный срок исчисляется с момента, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Поскольку заявитель оспаривает отказ Администрации, выраженный в письме № 4684-о от 01.07.2013, а в суд Управление обратилось 23.08.2013, то трехмесячный срок на обжалование заявителем не пропущен.

Отказ Администрации в передаче имущества в федеральную собственность, выраженный письмом № 2497-о от 29.04.2013, заявителем не обжалуется, поэтому ссылка Комитета на пропуск трехмесячного срока необоснована.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом приведенных выше оснований суд удовлетворяет заявленные требования.

Государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку заявитель и заинтересованное лицо в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать отказ администрации города Барнаула в передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность объектов недвижимости, расположенных в г. Барнаул, по адресам: р.п. Южный, ул. Герцена, 14а; ул. Калинина, 8; ул. Тимуровская, 48а (2 объекта); мкр. Новосиликатный, ул. Весенняя, 6, выраженный в письме от 01.07.2013 №4684-0, полностью незаконным как несоответствующий Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Обязать администрацию города Барнаула в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу передать в федеральную собственность следующие объекты недвижимости: нежилое помещение на 1 этаже жилого дома (Н-2) Лит. А, общей площадью 702,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 8; нежилое здание Лит. А площадью 687,5 кв.м и нежилое здание Лит. Б площадью 34,1 кв.м., расположенные по адресу: г. Барнаул, ул. Тимуровская, 48а; часть нежилого помещения Н3, расположенного по адресу: г. Барнаул, мкр. Новосиликатный, ул. Весенняя, 6, общей площадью 282,8 кв.м., находящуюся в безвозмездном пользовании Управления внутренних дел по г. Барнаулу на основании договора № 158/к от 06.05.2010; часть нежилого здания Лит. А, А1, расположенного по адресу: г. Барнаул, раб. пос. Южный, ул. Герцена, 14а, общей площадью 449,4 кв.м., находящуюся в безвозмездном пользовании Управления внутренних дел по г. Барнаулу на основании договора № 116/оу от 04.05.2010.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                          Д.В. Музюкин