АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
г. Барнаул | Дело № А03-144/2020 |
Резолютивная часть решения суда объявлена 30 января 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (ИНН 2225068178, ОГРН 1052202281537) о привлечении индивидуального предпринимателя Шишкина Артема Валерьевича, г.Барнаул к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от заявителя – Фоминых Е.М. (удостоверение, доверенность № 77 от 02.12.2019),
от лица, привлекаемого к административной ответственности – Гоголев М.С. (удостоверение, доверенность от 29.01.2020).
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее по тексту – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шишкина Артема Валерьевича (далее по тексту – лицо, привлекаемое к административной ответственности, Предприниматель) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы невыполнением Предпринимателем в установленный срок предписания при изготовлении пищевой продукции.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявлении настаивал. Представитель Предпринимателя вину не оспаривал, указал, что принимались все действия для исполнения предписания. В случае привлечения к административной ответственности, просил учесть материальное положение Предпринимателя и наличие двух несовершеннолетних детей на иждивении, назначить наказание ниже низшего предела.
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой проверки на основании распоряжения от 27.11.2019 № 5656 установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов № 05/462 от 13.09.2019 не выполнено в полном объеме, а именно не исполнены пункты 1, 2, 3:
1.Планировка производственных помещений, их конструкция и размещение не обеспечивают возможность осуществления поточности технологических операций, исключающих встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции: овощи, мясные полуфабрикаты поступают в цех по приготовлению готовых блюд через зону упаковки, в связи с чем допускаются встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и готовой продукции: загрузка сырья производится во вход для посетителей, иные входы и окна на момент проверки не используются, что является нарушением подпунктов 1 и 7 п.1 статьи 14 ТР ТС 021/2011 (в соответствии с подпунктами 1 и 7 п.1 статьи 14 ТР ТС 021/2011 требования к организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции: «планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать: возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря; условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья..»).
2.Предприятие общественного питания кафе здорового питания «Грин» ИП Шишкин А.В. не обеспечено достаточным количеством моечных ванн: всего в наличии 3 моечных ванны. В предприятии осуществляется приготовление блюд из грязных овощей., что является нарушением пп.4 п.1 ст. 14 ТР ТС 021/2011 согласно которого «Планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления необходимого технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственна помещений».
3. При осуществлении процессов производства (изготовления) продукции в предприятии общественного питания кафе здорового питания «Грин» ИП Шишкин А.В. не разработаны, внедрены и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП, что является нарушением требований п.2 ст.10 ТР ТС 021/2011, согласно которого при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требования безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрит НАССР - HazardAnalysisandCriticalControlPoints), изложенных в части 3 настоящей статьи.
По данному факту в отношении Предпринимателя 05.12.2019 в его присутствии составлен протокол №05/746 об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении Предпринимателя передано на рассмотрение в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) органа за соблюдением требований технических регламентов к продукции.
Данный состав является формальным и для установления его объективной стороны достаточным является наличие факта невыполнения предписания.
Субъектом данного правонарушения определены изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), орган по сертификации или испытательная лаборатория (центр).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в муниципального контроля» (далее по тексту – Закон №294-ФЗ) устанавливаются: 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Согласно подпунктам 1 и 7 п.1 статьи 14 Технического регламента таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря; условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья, материалов упаковки и пищевой продукции.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Технического регламента таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления необходимого технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений.
Согласно п.2 ст.10 Технического регламента таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Таким образом, Предприниматель обязан осуществлять изготовление пищевой продукции при соблюдении обязательных требований технических регламентов.
При проведении проверки административным органом процессуальных нарушений требований Закона № 294-ФЗ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, влекущих невозможность привлечения лица к административной ответственности, не установлено.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого а административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данный момент Управлением подано заявление о привлечении Общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание № 05/600 от 05.12.2019 получено законным представителем Предпринимателя 05.12.2019.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, суду не представлено. Предписание в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность выполнения предписания уполномоченного на осуществление государственного надзора органа.
Предприниматель имело возможность для исполнения предписания № 05/600 от 05.12.2019 в срок до 21.12.2019, но им не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению названных требований.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Предприниматель предпринял исчерпывающие меры для своевременного исполнения предписания в полном объеме в материалы дела не представлено.
Как усматривается из материалов дела к установленному предписанием сроку до 21.12.2019 Предприниматель его не исполнил, что является нарушением требований части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, у административного органа имелись законные основания для составления в отношении Предпринимателя протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках предоставленных ему пунктом 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий.
Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, приложенными к нему документами и Предпринимателем не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом административного органа о наличии в бездействиях Предпринимателя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предпринимателем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания в срок 21.12.2019, а также обращения к заявителю с просьбой о продлении срока исполнения предписания или о невозможности его исполнения в срок.
Обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного Предпринимателем административного правонарушения, а также возможности применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд не усматривает.
Санкция части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для
Санкция части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем суд считает возможным снизить размер штрафных санкций в связи со следующим.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 25.02.2014 №4-П указал, что суд вправе снизить размер штрафа ниже низшего предела, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Принимая во внимание, что предпринимателем совершено правонарушение впервые, признание вины, наличие несовершеннолетних детей, кредитных обязательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не будет целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав Предпринимателя, в связи с чем арбитражный суд удовлетворяет ходатайство Предпринимателя и снижает размер административного штрафа до 15 000 руб. Указанный размер будет достигать цели административного наказания.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь индивидуального предпринимателя Шишкина Артема Валерьевича, г.Барнаул (ИНН 422369948748, ОГРНИП 318222500068429) (13.06.1985 года рождения, уроженца г.Прокопьевска Кемеровской области, проживающего по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Попова,98-61, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 31.07.2018 МИФНС № 15 по Алтайскому краю), к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Реквизиты получателя штрафа:
УФК по Алтайскому краю (Управление Роспотребнадзора РФ по Алтайскому краю)
ИНН 2225068178 КПП 222501001 БИК: 040173001
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010001
Наименование банка: Отделение Барнаул г. Барнаула
Наименование платежа: Штраф ТУ Роспотребнадзора РФ по АК
Код бюджетной классификации: 14111601000016000140
Код ОКТМО: 01701000
УИН 14104220003300030784
Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Судья Л.Г.Куличкова