АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
24 декабря 2010 года
Дело №А03-14676/2010
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Востоквит", г.Бийск,
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай, г.Барнаул,
об оспаривании постановления от 29.09.2010 №АТ-292/1 о привлечении к административной ответственности,
при ведении протокола судьей Старцевой М.В.
с участием представителей сторон,
от заявителя – ФИО1 (доверенности от 29.11.2010 №155)
ФИО2 (доверенность от 29.11.2010 №156)
от заинтересованного лица - ФИО3 (доверенность от 20.07.2010 №44)
ФИО4 (доверенность от 31.08.2010 №55)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Востоквит" (далее-ОАО, Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республики Алтай (далее-Управление Росприроднадзора) от 29.09.2010 №АТ-292/1 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные в постановлении обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности, не соответствуют действительности. Деятельность ОАО "Востоквит" в области отходов не относятся к лицензируемой; на сбор, хранение и транспортировку отходов заключен соответствующий договор с ФГУП Федеральный научно-производственный центр "Алтай"; по организации сбора, транспортировки и переработки ртутьсодержащих отходов заключен договор с ИП ФИО5; ремонт автотранспорта осуществляется в специализированной организации (автокомплекс "Двойка") согласно договору от 01.04.2009.
Управление Росприроднадзора в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что отраженные в оспариваемом заявителем постановлении нарушения, допущенные Обществом, подтверждены материалами дела, доказательств обратного заявителем не предоставлено.
В судебном заседании 17.12.2010 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 24.12.2010. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора от 14.09.2010 № 292, с которым директор ОАО "Востоквит" был ознакомлен 21.09.2010, была проведена плановая выездная проверка Общества с 21.09.2010 по 22.09.2010 с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, предусмотренная п. 173 плана контрольно-надзорной деятельности на 2010 год, утвержденного приказом от 23.12.2009 № 381.
Результаты проверки оформлены актом от 22.09.2010 № АТ-292, а также справкой от 22.09.2010 о деятельности ОАО "Востоквит" в части соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Указанные документы были вручены директору Общества 22.09.2010.
22.09.2010 Управлением Росприроднадзора в отношении ОАО "Востоквит" был оформлен протокол об административном правонарушении № АТ – 292/1 с участием директора Общества.
29.09.2010 в отношении Общества вынесено постановление № АТ – 292/1 о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что пунктом 1 оспариваемого постановления установлено, что приказом № 13 от 11.01.2010 по ОАО "Востоквит" за накопление, хранение, транспортировку и утилизацию промышленных отходов назначены технологи производства ФИО6 и ФИО7
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ "О отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I-IVкласса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами
I-IVкласса опасности. На предприятии ОАО "Востоквит" указанные лица, допущенные к обращению с опасными отходами производства и потребления, не имеют профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами, тем самым нарушены установленные природоохранным законодательством РФ требования.
Общество, оспаривая данное нарушение, указывает, что оно заключило договор с ФГУП Федеральный научно-производственный центр "Алтай" от 21.12.2009 № 457/д-09, согласно которому последним осуществляются услуги Обществу, в том числе по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Само Общество накоплением, хранением, транспортировкой и утилизацией промышленных отходов не занимается.
Доводы Общества являются несостоятельными и не принимаются во внимание судом в силу следующего.
Данное нарушение было обнаружено в ходе проверки и нашло свое отражение в акте проверки от 22.09.2010 № АТ-292, который был подписан директором Общества без замечаний и возражений.
Указанное нарушение нашло свое отражение в протоколе об административном правонарушении от 22.09.2010 № АТ-292/1 с пояснениями директора Общества о согласии с ним.
Доводы Общества о том, что согласно приказу от 11.01.2010 №13 технологам производства ФИО6 и ФИО7 поручено осуществлять контроль по выполнению договора от 21.12.2009 № 457/д-09, заключенного с ФГУП "Федеральный научно-производственный центр "Алтай", не соответствуют содержанию указанного приказа.
Пунктом 2 оспариваемого постановления установлено, что на предприятии разработана Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления ПИ 29727042-46 - 2007, согласованная технологом производства и ответственным по ОТ и ТВ и утвержденная генеральным директором
ОАО "Востоквит". Инструкцией определен порядок сбора, способы временного хранения образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов производства и потребления в зависимости от их физико-химических характеристик и класса опасности. Предусмотрена инвентаризация отходов с составлением инвентаризационной ведомости, которая должна включать в себя физико-химическую характеристику отходов, их нормативный объем образования при производстве продукции, места временного складирования по подразделениям, способы утилизации и обезвреживания, предельное количество накопления отходов на территории промышленной площадки. Инструкцией определен порядок и форма ведения первичного учета всех видов отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности в целом по предприятию и по подразделениям.
В соответствии со сведениями, предоставленными ОАО "Востоквит", на предприятии подлежат учету следующие виды отходов: мешки полипропиленовые из-под поваренной соли» вкладыши полиэтиленовые, остатки исходного сырья (натрия хлорид, калия хлорид, натрия бикарбонат, натрий уксуснокислый, нафтизин), мешки бумажные многослойные из-под угля активированного, коробки из гофрокартона из-под скотча, фильтровальная бумага отработанная, уголь активированный отработанный, обтирочный материал, загрязненный маслами, хозяйственно-бытовой мусор.
Анализом деятельности предприятия и в ходе проведенного натурного обследования территории, производственных помещений ОАО "Востоквит" 21.09.2010 установлено, чтов сведениях учтены не все виды отходов, неизбежно образующихся в результате производственной деятельности, предусмотренных Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. приказом 1У1ПР РФ от 02.12.2002 №786, а именно: для освещения производственных и служебных помещений используются ртутьсодержащие лампы; при эксплуатации и ремонте автотранспорта образуются отработанные пневматические шины, аккумуляторы; при ремонте зданий - строительный мусор; при эксплуатации технологического оборудования - отработанные масла; лом черных и цветных металлов.
Таким образом, предприятие не проводит инвентаризацию отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, объектов их размещения. Тем самым нарушены требования ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно указанной норме закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны, в том числе, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Заявитель, оспаривая факт совершения данного нарушения, указывает на то, что в соответствии с договором на оказание услуг от 23.03.2009, заключенным с ИП ФИО5 и договором о техническом обслуживании и ремонте автомобилей от 01.04.2009, заключенным с ИП ФИО8, последние (исполнители по договорам) соответственно выполняют услуги, связанные с организацией сбора, транспортировки и переработки ртутьсодержащих отходов и ремонтом автотранспорта. Ремонт зданий, занимаемых Обществом, проводило ФГУП "ФНПЦ"Алтай" в соответствии с Протоколом технического совещания по вопросам организации работ в здании № 1/2010 от 31.01.2010, которое и занималось вывозом строительного мусора. На территории предприятия организовано место для сбора отходов, которое представляет собой крытое помещение с деревянным полом.
Заявитель указывает, что деятельность предприятия "Востоквит" в области отходов не относится к лицензируемой, так как сбором и вывозом ТБО занимается "ФНПЦ"Алтай" и ИП ФИО5 в соответствии с вышеуказанными договорами.
Доводы заявителя не принимаются во внимание судом, поскольку указанные договоры не предъявлялись административному органу ни в ходе осуществления проверки, ни при оформлении протокола об административном правонарушении от 22.09.2010.
Факт допущенного нарушения директор Общества признал.
Как указывает заявитель, ремонт автотранспорта осуществляется в специализированной организации "Двойка" по договору ИП ФИО8, который лицензии на право работы с опасными отходами производства и потребления не имеет.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
В пункте 3 оспариваемого постановления отмечено, что в зависимости от вида хозяйственной деятельности на предприятии образуются опасные
отходы производства и потребления разных видов и классов опасности. В зависимости от
характера образующихся отходов и способов обращения с ними на предприятии должен быть разработан порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. При обращении с отходами производства и потребления юридические лица должны разрабатывать порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и согласовывать его с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На ОАО "Востоквит" указанный порядок не разработан, что является нарушением требований ч. 2 ст.26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Данное нарушение признано Обществом, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 22.09.2010 № АТ-292/1. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Пунктом 4 оспариваемого постановления указано, что в целях обеспечения охраны окружающей среды, уменьшения количества отходов, применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Па момент проверки ОАО "Востоквит" осуществляет свою хозяйственную деятельность по обращению с отходами производства и потреблении в отсутствии лимитов на размещение отходов. Тем самым нарушаются требования ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Заявитель указывает, что предприятие заключило договор от 05.03.2010 с ФИО9, согласно которому последний обязуется рассчитать класс опасности отходов, составить и согласовать паспорта отходов, разработать и согласовать Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить утвержденные лимиты. Тем самым заявитель подтверждает отсутствие лимитов на размещение отходов на момент проверки. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Данное нарушение признано Обществом, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 22.09.2010 № АТ-292/1. Доказательств обратного заявителем не представлено.
В пункте 5 постановления установлено, что предприятием не разработаны паспорта на все виды опасных отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, что квалифицируется как нарушение требований ст. 14 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления".
Согласно п.3 ст. 14 указанного закона на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействии на окружающую среду подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти обращения в соответствии со своей компетентностью: 1 класс - чрезвычайно опасные,
2 класс - высоко опасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - мало опасные, 5 класс - неопасные. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на опасные отходы, т.е. отходы 1-4 классов опасности, должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе опасных отходов, оценки их опасности. Форма паспорта опасного отхода утверждена приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785. Основные требования к составлению паспорта опасного отхода содержатся в ГОСТе 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования". Согласно приказу Федеральной службы по экологическому и технологическому надзору от 15.08.2007 №570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" и постановлению Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведении паспортизации опасных отходов" паспорта на все образующиеся в процессе хозяйственной деятельности опасные отходы предприятие обязано направлять на согласование в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора.
Паспорта на опасные отходы на момент проверки ОАО "Востоквит" не разработаны, что является нарушением установленных требований природоохранного законодательства РФ.
Пунктом 6 постановления установлено, что Общество осуществляет вывоз отходов 4-5 классов опасности на полигон размещения ТБО собственным транспортом, не имея лицензии по обращению с опасными отходами, что является нарушением
ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Данные обстоятельства подтверждаются договором № 1322 от 01.01.2010 с
ООО "Спецобслуживание" по приему и захоронению бытовых отходов V класса опасности; накладной от 21.09.2010 о вывозе мусора; справкой ОАО "Востоквит"
№ ВВ-137 от 21.09.2010 о количестве автотранспорта, находящегося на балансе предприятия; инструкцией о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потреблений ПИ 29727042-46-2007
ОАО "Востоквит".
Пунктом 7 постановления установлено, что предприятие в нарушение ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не представляло в уполномоченные органы федеральное государственное статистическое наблюдение по форме 2-ТП (отходы) за 2008-2009 годы.
С данным нарушением, которое нашло свое подтверждение в акте проверки и протоколе об административном правонарушении от 22.09.2010 № АТ – 292/1, директор Общества ФИО10 согласился.
В пункте 8 постановления отражено, что в нарушение ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7–ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиНа 2.1.7 1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" на предприятии не организованы места для сбора и временного хранения отходов.
Отходы производства и потребления складируются непосредственно на почву административного здания предприятия, при этом допускается перемешивание отходов разного класса опасности. Отходы производства и потребления вывозятся несвоевременно. Не организована площадка для сбора и временного хранения металлолома у основного производственного здания предприятия. Отработанные ртутьсодержащие лампы хранятся в металлическом складе с нарушением установленных требований. Лампы хранятся в картонных коробках, допускается складирование без упаковки вместе со строительными материалами.
Для обезвреживания отработанных ламп ОАО "Востоквит" в нарушение ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не заключило договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
Данные нарушения также признаны руководителем Общества, что отражено в его объяснении в протоколе об административном правонарушении. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
За указанное правонарушение предусмотрена ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства н потребления или иными опасными веществами".
Объектом правонарушения указанной статьи являются общественные отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) по нарушению установленных правил, которые могут заключаться в отсутствии технической и технологической документации об использовании, обезвреживании отходов, мест (площадок) для их сбора; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня административного правонарушения за нарушение законодательств РФ об охране окружающей среды. Вместе с тем согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законодательством обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного нарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт егосовершения (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 № 23).
Указанные нарушения совершены юридическим лицом - ОАО "Востоквит" - являющимся действующим предприятием, имевшим возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность. Но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования открытого акционерного общества "Востоквит", г.Бийск, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой Арбитражный апелляционный суд.
Судья М.В.Старцева